Методика преподавания технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 00:51, доклад

Краткое описание

Методика преподавания технологии -одна из дисциплин, призванная способствовать подготовке компетентных учителей начальных классов, способных творчески и профессионально подойти к проектированию и реализации учебного процесса. Особенностью данной дисциплины является ее практико-ориентированный характер, поэтому приоритет отдается практическим занятиям по технологии различных видов работ.

Вложенные файлы: 1 файл

технология.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)

 

22.Внеклассная и внеурочная  работа по технологии 
К внеклассной работе по технологии можно отнести: 
- классные часы, эстетические беседы о профессиях, промыслах, искусствах, ремеслах, технических достижениях, беседы – игра («Путь батона хлеба», «Путь письма»); 
- диспуты («Самые популярные профессии», «Профессия и риск»); 
- конкурсы, соревнования (украшение класса к Новому году); 
- поручения; 
- наблюдения; 
- трудовые проекты; 
- праздники (урожая, деревьев, цветов, птиц, хлеба), дни профессий; 
- кружковая работа. 
Внеурочная работа включает работу над домашним заданием, которое может включать наблюдения, исследования, поиск информации, практическую работу.. 
Основные задачи внеклассной работы:1. Привитие интереса к изобразительной деятельности.2. Развитие и усовершенствование навыков художественного творчества.3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.4. Подготовка учащихся к практической деятельности.5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственнымвоспитанием.Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это особая организуемаяформа занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию,пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества.Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенокзанимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

 

24)Проектная деятельность 
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). 
Задачи проектной деятельности: 
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); 
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление); 
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); 
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). 
Принципы организации проектной деятельности: 
- Проект должен быть посильным для выполнения; 
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); 
- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности); 
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. 
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. 
К важным факторам проектной деятельности относятся: 
- повышение мотивации учащихся при решении задач; 
- развитие творческих способностей; 
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; 
- формирование чувства ответственности; 
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. 
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. 
Этапы работы над проектом. 
Работа над проектом включает четыре этапа: 
- планирование; 
- аналитический этап; 
- этап обобщения информации; 
- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). 
I. Планирование. 
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. 
II. Аналитический этап. 
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик: 
- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; 
- Ищет и собирает информацию, учитывая: 
• Собственный опыт; 
• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.; 
• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; 
- Анализирует и интерпретирует полученные данные. 
 
III. Этап обобщения информации. 
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. 
Учащиеся: 
- Систематизируют полученные данные; 
- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; 
- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.). 
 
IV. Представление полученных результатов работы (презентация). 
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

 

 

25. Сельскохозяйственный  труд.  
Теоретические сведения. 
Осенние работы. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с  
граблями, лопатой, мотыгой. Правила сбора семян. Весенние работы.  
Правила безопасности груда пр1 работе на участке. Подготовка семян к  
посеву. Правила посева семян в грунт. Знакомство с видами комнатных  
растений. Правила ухода. Размножение комнатных 
Практические работы. 
1. Подготовка делянки к осенней обработке почвы 
2. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. 
3. Выращивание цветочно-декоративных и зернобобовых растений (посев,  
прополка. полив) 
4. Посадка и пересадка комнатных растений 
В результате изучения разделов программы для 2 класса 
учащиеся должны знать: 
- названия ручных инструментов, материалов, приспособлений; 
- правила безопасности труда при работе с различными инструментами 
- правила разметки по шаблонам, линейке, угольнику; 
- способы обработки различных материалов; 
- название и назначение с/х орудий. 
учащиеся должны уметь: 
- правильно организовать рабочее время и место; 
- экономно использовать материал;  
- резать бумагу по намеченным прямым и кривым линиям; 
- вырезать геометрические фигуры; 
- собирать макеты и модели из конструктора; 
- ухаживать за комнатными растениями, делать посадку и переезд ростом; 
- отбирать полноценные семена; 
- работать мотыгой, граблями, лопатой; 
- производить посев семян

 

33. Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки. 
Аппликация активно используется в украшении мебели. Один из наиболее распространенных способов аппликации — декупаж. В мебельной терминологии слово «аппликация» часто заменяют термином «накладка», чтобы избежать путаницы с инкрустацией — интарсией или маркетри. В отличие от аппликации эти узоры врезаются в обрабатываемую поверхность 
Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой. 
* по форме: 
объемная; 
плоская; 
*по цвету: одноцветная; многоцветная; 
по тематике: предметная; сюжетная; декоративная; 
Материалы, применяемые для создания аппликации: бумага; ткань (хлопок, шелк, бархат, шнуры, кожа; мех; войлок; фетр; сафьян; бисер; пластилин;

 

36. Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. 
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. 
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. 
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. 
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Материалы для коллажа: использованные билеты, чеки, газеты, старые письма, ноты, карты, сургуч; а так же - кружева, бусины, сухие цветы и листья, старинные фото. Можно добавить в коллаж бисер, пуговицы, стразы. Сделают коллаж объёмным - монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки; – салфетки, цветная бумага, гофрированная бумага, картон.

 

38.Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. 
С давних пор витраж использовался в храмах. 
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. 
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. 
В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

 

39.Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. 
История  
Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». 
Техника 
Чтобы облегчить удаление туши с поверхности бумаги или картона, его пред заливкой тушью покрывают слоем воска (парафина). Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности её смешивают с мылом (мыльным раствором). Иногда бумагу предварительно тонируют красками, что придает последующему рисунку более живой вид.

 

40. Квиллинг — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. 
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т.д. 
 
Искусство бумагокручения возникло в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill - в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, так же квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. 
Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей. 
В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. 
Корейская школа бумагокручения несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. 
В Европе для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно смастерить из толстой иглы и пробки. Так же можно накручивать бумагу на зубочистки. Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. 
Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея. 
 
Самый универсальный вариант - сделать инструмент для накручивания полосок из иглы с большим и длинным ушком. Для этого надо просто клещами отрезать самый кончик ушка, чтобы получилось разветвление (подобие вил). Для большего удобства можно вставить получившееся устройство в обратный конец карандаша острием иголки. 
Также, сейчас в некоторых магазинах для творчества возможно купить специальное приспособление для накручивания полосок (наподобие самодельной иглы). 
Для бумагокручения используется бумага различной плотности (от 116 до 160 г/м²), окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для бумагокручения (разноцветные и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в ходе работы полоски для бумагокручения разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цвет.

 

41. Общие сведения о  текстильной промышленности. Виды тканей 
Ткань — это, как определяют, текстильное изделие, измеряемое соответствующей мерой (длина, ширина, площадь). Ткань состоит из двух переплетающихся систем ниток, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке (в зависимости от минимального числа нитей — раппорта, — необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами. Ткацкие пере плетения простые (гладкие или главные) бывают полотняные, саржевые, сатиновые (атласные) или комбинированные. Ткани различают в зависимости от сырья, из которого они выработаны, по цвету, на ощупь, по фактуре, по отделке. 
В зависимости от сырья ткани делят на: 
• натуральные, которые называют также классическими. Они бывают:  
1. растительного происхождения (хлопок, лен, конопля, джут);  
2. животного происхождения (шерсть, натуральный шелк);  
3. минерального происхождения (ость, остистая ткань);  
• искусственные: 
1. из природных веществ органического (целлюлоза, белки) и неорганического  
(стекло, металлы) происхождения: вискоза, ацетат; металлические нити, люрекс;  
2. из синтетических полимеров, в том числе:  
3. полиамидные ткани (дедерон, хемлон, силон),  
4. полиэстеры (диолен, слотера, тесил),  
5. полипропиленовые ткани,  
6. поливиниловые ткани (кашмилон, дралон).  
 
По цвету ткани делят:  
1. на гладкокрашеные однотонные (суровое полотно, белая ткань, цветная  
ткань);  
2 .на многоцветные (меланжевые ткани, мулированные, набивные, пестротканные  
ткани). 
На ощупь ткани делят:  
1. на тонкие, приятные на ощупь,  
2. толстые,  
3. редкие,  
4. мягкие,  
5. грубые,  
6. тяжелые. 
В зависимости от фактуры обработки поверхности ткани различают:  
1. сукно (прессованное, гладкое, ворсованное),  
2. байка (вальцованная, ворсованная),  
3. нетканые материалы — войлок, фетр, типа байки, фланели и др. (вальцованные двухсторонние),  
4. велюр (вальцованный, с выравненным ворсом).

 

42. Виды переплетения , виды и свойства тканей, отделка, технологические свойства 
Изготовление тканей основывается на трех основных типах переплетения нитей: полотняное, саржевое или атласное. У каждого типа свои особые свойства. Если вы планируете шить себе одежду, то стоит начать с плотной, но достаточно легкой ткани, вроде обычного хлопчатобумажного полотна. 
 
Обычное полотняное переплетение: самый простой тип переплетения нитей, где поперечная нить пропускается то под долевой нитью, то над ней (крестообразно). Марля, коленкор, тафта и поплин — все это примеры полотняного переплетения. 
Саржевое переплетение: нити утка попеременно пропускаются под две или больше нитей основы и над таким же количеством нитей. В результате получается явно выраженный диагональный узор на поверхности плотно сотканных тканей, таких как тик, габардин или джинса (деним). 
Атласное переплетение: дает гладкую, плотную поверхность, которая создается путем пропускания нитей утка под несколькими нитями основы, что оставляет на поверхности длинные участки нити основы (обычно таким образом ткется шелк, тонкий хлопок, ацетатное волокно или искусственный шелк), под которыми не видно нитей утка. Изнанка такой ткани матовая. Если длинные участки нити формируются нитями утка, ткань называют сатином. Однако стоит иметь в виду, что на тканях с атласным переплетением глянцевой поверхности нередко возникают затяжки. 
Свойства тканей 
К основным свойствам тканей относятся: механические, физические и технологические. 
Механические свойства определяют, как относится материал к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма. 
К механическим свойствам тканей относятся: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость. 
Прочность — это способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани. Прочность ткани зависит от прочности волокон, структуры пряжи и ткани, от характера отделки ткани. 
Сминаемость — это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщины и складки. Сминаемость зависит от свойств волокон, вида пряжи и ткани и от характера отделки тканей. 
Драпируемость — это способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками. 
Хорошо драпируются мягкие ткани из натурального шелка и некоторые шерстяные ткани. Жесткие, плотные хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются хуже. 
Износостойкость — это способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота. Стойкость к износу зависит от прочности волокон в ткани. 
Физические свойства — это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитные свойства, пылеемкость и гигроскопичность. 
Теплозащитные свойства — это способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Теплозащитные свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и вида отделки. 
Пылеёмкость — это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения. Пылеёмкость зависит от волокнистого состава, структуры и характера отделки ткани. 
Технологические свойства — это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой. 
К технологическим свойствам тканей относятся: скольжение, осыпаемость, усадка. 
Скольжение может происходить при раскрое и стачивании тканей. Скольжение зависит от гладкости использованных при ткачестве нитей и от вида их переплетения. 
Осыпаемость ткани заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому. Это зависит от вида пряжи и переплетения, а также от плотности и отделки ткани. 
Усадка — это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Например, вы гладите влажную ткань, и она садится. Ткань может сесть и при стирке. Усадка зависит от состава волокна, строения и отделки.

Информация о работе Методика преподавания технологии