Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:54, реферат
Любая методика направлена на решение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится, в частности, со схемой построения личных профессиональных перспектив и ее компонентами. Решая для себя вопрос о способе работы с классом, профконсультант оценивает разные методики по целям, процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности реализовать ее. Расставив по каждому параметру плюсы, минусы, знаки вопроса (или баллы - как удобнее), он смотрит, которая из методик набирает очков больше.
Часть II «Альфаплан_2015»: 1) победители и неудачники; 2) мои взаимоотношения со временем; 3) экстерналы и интерналы; 4) что такое планирование карьеры; 5) прояснение жизненных ценностей; 6) идеальное будущее; 7) постановка целей; 8) мои ресурсы; 9) проблемная карта; 10) план действий; 11) оформление плана карьеры.
Сейчас издается много пособий, где реализуется традиционная западная модель построения карьеры, ориентированная на успех в конкурентной борьбе. В. А. Поляков в «Технологии карьеры» откровенно пишет: «Вы - товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга, произвести собственную переоценку» и предлагает
«конкретные рекомендации по саморекламе». При всей сомнительности такой «профориентации» следует признать, что подобными советами пользуются лица, ориентированные на ценности «массового сознания» и «цивилизованного потребления».
Зарубежный опыт
Американская система школьной психологической службы, гайденс- это совокупность психологических служб, куда входят специалисты (каунсперы), работающие по разным проблемам - учебным, профессиональной и социальной ориентации и т. д. -вплоть до организации контактов с правоохранительными органами. Эта служба рассчитана на формирование личности, усвоившей ценности и стереотипы поведения американского общества. В последние десятилетия появляется все больше приверженцев подхода, ориентированного на уникальную личность школьника.
В. Берг в своей несколько ироничной работе «Карьера-суперигра», рассматривая понятие «карьера», пишет, что слово «каррус» означало для древних римлян боевые колесницы, построенные в определенном порядке. А французы и сегодня называют карьерой поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке. Не правда ли, значение этого слова, как его понимали еще древние римляне, несет в себе огромный смысл? Упряжка - это ваше профессиональное желание подняться на ступеньку выше по служебной лестнице. Жизнь в больших концернах и фирмах часто похожа на большие и непрекращающиеся гонки. На вашем пути к вершине вы встретите немало крутых поворотов и скользких дорог. Эта тема во многом ключевая не только для профессионального, но и для личностного самоопределения.
Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии. Профессор С. Фукуяма разработал систему профессиональных проб, позволяющих школьникам попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. Происходит это в течение трех лет - примерно от
12 до 14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов, и должна вестись профо-риентационная работа. По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом акцент переносится с прогнозирования успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения. Эффективная реализация системы профессиональных проб возможна только при наличии полноценного внимания к школе со стороны государства и производства.
Другим интересным направлением профориентации является увязывание ее с судьбой, роком, предназначением, жизненными циклами, биографическими закономерностями. Г. Буркхарт в работе «Возьми жизнь в свои руки» утверждает, что свою жизнь человек должен строить с учетом религиозного начала, своего духовного мира, особенностей своей семьи и народа, своей природной сущности. Биография человека имеет определенные закономерности, этапы. На ранних этапах он больше берет от людей, на средних - то берет, то отдает, а на завершающих - больше отдает другим. Его «линия развития духа» и «кривая биологического развития» определенным образом соотносятся, так же как и значимые события жизни с этапами и жизненными циклами. Стимулом для разработки этой теории автору послужило «естественное» для него как для врача «желание помочь пациентам». Эта мистико-ориентированная профориентация тоже имеет право на существование, поскольку реально помогает больным, отчаявшимся людям, которые нуждаются не столько в деловых советах, сколько в человеческом участии, в надежде. Но это все-таки предполагает некоторый отход от научных традиций, основанных на большем учете реальности, на осознанном и самостоятельном принятии клиентом решений.