Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель задания:
Изучить основную терминологию курса и научиться правильно определять параметры посадок.
Задача 1. По значению номинального размера и предельных отклонений вала и отверстия определить поля допусков, тип и параметры посадки, привести пример обозначения предельных размеров деталей соединения на чертеже. Выбрать средства измерения и рассчитать размеры предельных рабочих калибров. Определить способ финишной обработки деталей соединения и назначить необходимую шероховатость поверхности.
1. Задание 1. Определение элементов гладкого цилиндрического соединения ……………………………………………………………..
2. Задание 2. Определение элементов соединений, подвергаемых селективной сборке ……………………………………………………
3. Задание 3. Выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения ………………………………………………..
4. Задание 4. Допуски и посадки шпоночых соединений ………………
5. Задание 5. Допуски и посадки шлицевых соединений ………………
6. Задание 6. Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь методом полной взаимозаменяемости ………………………………
7. Список литературы ……………………………………………………
.
Рис.1.5. Схема полей допусков посадки Æ 24G9/h6
Задача 3.
1.13. По заданной посадке
Таблица 1.8.
Обозначение заданного соединения Æ 54 S9/m8 | |||
Параметры деталей посадки |
Отверстие |
Условное обозначение Допуск TD (мм) Основное отклонение Предельное отклонение нижнее EI = ES - TD; EI = -0,053 - 0,074 = -0,127 Предельные размеры Dmax = 54 + (-0,053) = 53,947 (мм) Dmin = 54 + (-0,127) = 53,873 (мм) |
Æ 54 S9 0,074 (ES) -0,053 -0,127
53,947
53,873 |
Вал |
Условное обозначение Основное отклонение Предельное отклонение верхнее es (мм) es = ei + Td; es = 0,011 + 0,046 = 0,057 (мм) нижнее ei (мм) Предельные размеры dmax = 54+0,057 = 54,057 (мм) dmin = d + ei; dmin = 54 + 0,011= 54,011 (мм) |
Æ 54 m8 0,046 (ei)
+ 0,057 + 0,011 24 54,057 54,011 | |
Параметры посадки |
Номинальный размер, Зазор (натяг), Nmax = dmax - Dmin; Nmax = 54,057 - 53,873 = 0,184 (мм). Nmin = dmin - Dmax; Nmin = 54,011 - 53,947 = 0,064 (мм) Допуск посадки, мм TN = Nmax - Nmin; TN = 0,184– 0,064= 0,12 мм. Группа посадки Система допусков |
54
0,184
0,064
0,12 с зазором комбинир. |
Рис.1.6. Схема полей допусков посадки Æ 54 S9/m8
2. ЗАДАНИЕ 2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Цель задания:
1. Разобраться в сущности
метода селективной сборки
2. Научиться определять
предельные размеры деталей
Содержание задания:
2. Определить групповые допуски вала и отверстия.
3. Вычертить схему полей допусков соединения, разделив и пронумеровав поля допусков отверстия и вала на заданное число групп сортировки.
4. Составить карту сортировщика,
указав предельные размеры
5. Определить групповые зазоры или натяги.
Исходные данные:
3. Количество групп - 3.
Порядок выполнения:
2.1. Определяем параметры посадки сопряжения Æ18 N8/h8
TD = 27 мкм. Td = 27 мкм.
ES = - 3 мкм. es = 0
EI = -30 мкм. - 0,003 ei = - 27 мкм.
Æ 18 N8 – 0,03 Æ 18 h8 – 0,027
Определим предельные зазоры и натяги:
Smax = ES – ei = - 3 – (-27) = 24 мкм.
Nmax = es – EI = 0 – (-30) = 30 мкм.
2.2. Величину групповых допусков вала и отверстия определяем путем деления допусков на число размерных групп – n.
n = 3,
Td = Td/n; Td = 27/3 = 9
TD = TD/n; TD = 27/3 = 9
т.е. допуски всех размерных групп вала и отверстия будут равны между собой.
2.3. Выполним схему полей допусков соединения Æ18 N8/h8, детали которого следует рассортировать на три размерные группы.
Рис. 2.1. Схема полей допусков соединения Æ18 N8/h8
2.4. Составим карту сортировщика, указав предельные размеры валов и отверстий в каждой размерной группе.
Таблица 2.1.
Карта сортировщика для сортировки на три
размерные группы деталей соединения Æ18 N8/h8
Номер размерной группы |
Размеры деталей, мм | ||
Отверстие |
Вал | ||
1 |
свыше |
17,97 |
17,973 |
до |
17,979 |
17,982 | |
2 |
свыше |
17,979 |
17,982 |
до |
17,988 |
17,991 | |
3 |
свыше |
17,988 |
17,991 |
до |
17,997 |
18 |
2.5. Определим групповые зазоры или натяги.
В настоящее время для
1гр 2гр 3гр
S max = S max = Smax
1гр 2гр 3гр
S min = S min = Smin .
Предельные групповые зазоры равны:
1гр
S max = -0,03 – (-0,018) = - 0,012 мм.
1гр
S min = - 0,03 – 0,027 = - 0,003 мм.
3. ЗАДАНИЕ 3.
ВЫБОР ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ ДЛЯ
Цель задания:
Научиться обосновано назначать посадки при сопряжении подшипников качения с валами и корпусами и обозначить эти посадки на чертежах.
Содержание задания:
1. Для заданного подшипника
2. Назначить посадки подшипника на вал и корпус.
3. Построить схемы полей допусков.
4. Назначить шероховатость
и отклонения формы
5. Вычертить эскизы
подшипникового узла и деталей,
Исходные данные:
Порядок выполнения:
3.1. Определяем для
подшипника качения
Конструктивные размеры в соответствии с ГОСТ 3478-79 выберем в табл.П.1.8. [2, с.53]
наружный диаметр – D = 85;
внутренний диаметр – d = 45;
ширина – В = 19;
радиус закругления фаски – r = 2;
класс – нулевой;
серия подшипника (по нагрузочной способности) – легкая.
3.2. Характер нагружения колец подшипника из условий работы – вращается вал, корпус неподвижен.
3.3. Для циркуляционно
рас. табл.
Nmin ≤ Nmin,
рас. табл.
где Nmin, Nmin - соответственно расчетный и табличный минимальные натяги, (мм).
13Rk
(В – 2r) 106
где R – радиальная нагрузка на подшипник, Н;
В – ширина кольца подшипника, мм;
r - радиус фаски, мм;
k – коэффициент зависящий от серии подшипника качения для легкой серии k = 2,8.
. 13 х 8300 х 2,8 302120
(19 – 2 х 2) 106 15х106
При выборе посадки для циркуляционно нагруженного кольца следует соблюдать условие:
≤ Nmin,
где Nmin = ei – ES – минимальный натяг стандартной посадки;
ei – нижнее отклонение вала;
ES – верхнее отклонение для кольца подшипника, ES = 0.
В связи с тем, что верхнее отклонение колец подшипника ES равно нулю и
Nmin = ei – 0 = ei , посадку следует выбирать по таблице основных отклонений валов [2, с.43] соблюдая условие:
Nmin ≤ ei,
где ei нижнее отклонение поля допуска вала поля: m6.
3.4. Во избежании разрыва кольца, значение максимального натяга (мм) выбранной посадки следует сравнить с значением натяга, допускаемого прочностью кольца
табл.
Nmax ≤ Nдоп,
табл
где Nmax - максимальный натяг выбранной стандартной посадки;
11,4kd[σр]
(2k – 2) 103
где Nдоп – допустимый натяг, мкм;
[σр]-допускаемое напряжение на растяжение, для подшипниковой стали [σр] 400 Мпа;
d - номинальный размер кольца подшипника, м
11,4 х 2,8 х 45 х 400 574560
(2 х 2,8 – 2) 103 3,6 x 103
20 < 160 – условие выполняется.
3.5. Построим схемы полей допусков сопряжений: наружное кольцо – корпус, внутреннее кольцо – вал:
3.6. Предельные отклонения
размеров колец подшипника
Допускаемые отклонения размеров колец подшипников качения
класса 0 (ГОСТ 520-71)
Таблица 3.1.
Номинальные внутренние диаметры, мм |
Отклонения, мм |
Номинальные наружные диаметры, мм |
Отклонения диаметра наружного кольца подшипника, мм | ||||||
диаметра внутреннего кольца подшипника |
ширина подшипника | ||||||||
свыше |
до |
верх. |
ниж. |
верх. |
ниж. |
свыше |
до |
верх. |
ниж. |
30 |
50 |
0 |
-12 |
0 |
-120 |
80 |
120 |
0 |
-15 |
Рис.3.1. Схема полей допусков соединений:
а – внутреннее кольцо-вал, б – наружное кольцо – корпус.
3.7. На присоединительные поверхности деталей под подшипники качения ограничиваются допустимые отклонения формы и предельные значения торцевого биения заплечиков валов и отверстий корпусов. Отклонения формы на посадочные поверхности вала и корпуса для подшипников 0 и 6 классов точности должны составлять одну треть от допуска на диаметр.
Информация о работе Определение основных элементов гладких цилиндрических соединений