Определение основных элементов гладких цилиндрических соединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель задания:
Изучить основную терминологию курса и научиться правильно определять параметры посадок.
Задача 1. По значению номинального размера и предельных отклонений вала и отверстия определить поля допусков, тип и параметры посадки, привести пример обозначения предельных размеров деталей соединения на чертеже. Выбрать средства измерения и рассчитать размеры предельных рабочих калибров. Определить способ финишной обработки деталей соединения и назначить необходимую шероховатость поверхности.

Содержание

1. Задание 1. Определение элементов гладкого цилиндрического соединения ……………………………………………………………..
2. Задание 2. Определение элементов соединений, подвергаемых селективной сборке ……………………………………………………
3. Задание 3. Выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения ………………………………………………..
4. Задание 4. Допуски и посадки шпоночых соединений ………………
5. Задание 5. Допуски и посадки шлицевых соединений ………………
6. Задание 6. Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь методом полной взаимозаменяемости ………………………………
7. Список литературы ……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

metrol.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

 

 

.


 

 


 


 

 

 

 

 

Рис.1.5. Схема полей допусков посадки Æ 24G9/h6 

Задача 3.

1.13. По заданной посадке сопряжения  заполняем итоговую таблицу и  строим схему полей допусков.

Таблица 1.8.

Обозначение заданного  соединения Æ 54 S9/m8

     

Параметры деталей посадки

Отверстие

Условное обозначение

Допуск                TD  (мм)

Основное отклонение

Предельное отклонение                  верхнее   ES

нижнее   EI = ES - TD;     EI = -0,053 - 0,074 = -0,127

Предельные размеры                 Dmax = D + ES;

      Dmax = 54 + (-0,053) = 53,947 (мм)

                                                                Dmin = D + EI;

    Dmin = 54 + (-0,127) = 53,873 (мм)

Æ 54 S9

0,074

(ES)

-0,053

-0,127

 

53,947

 

53,873

Вал

Условное обозначение

                                                     Допуск, мм        Td

     Основное отклонение

Предельное отклонение                         верхнее es (мм)

es = ei + Td;  es = 0,011 + 0,046 = 0,057 (мм)

  нижнее ei (мм)

Предельные размеры                             dmax = d + es;

dmax = 54+0,057 = 54,057 (мм)

dmin = d + ei;     dmin = 54 + 0,011= 54,011 (мм)

Æ 54 m8

0,046

(ei)

 

+ 0,057

+ 0,011

24

54,057

54,011

Параметры посадки

Номинальный размер,                                         D ; d (мм)

Зазор (натяг),          Nmax = dmax - Dmin;

Nmax =  54,057 - 53,873 = 0,184 (мм).

Nmin = dmin - Dmax;

 Nmin = 54,011 - 53,947 = 0,064 (мм)

Допуск посадки, мм TN = Nmax - Nmin;

TN = 0,184– 0,064= 0,12 мм.

Группа посадки

Система допусков

54

 

0,184

 

0,064

 

0,12

с зазором

комбинир.



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.6. Схема  полей допусков посадки Æ 54 S9/m8

2. ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ, ПОДВЕРГАЕМЫХ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ

 

Цель задания:

1. Разобраться в сущности  метода селективной сборки соединений.

2. Научиться определять  предельные размеры деталей соединений, входящих в каждую группу, групповые допуски деталей, а также предельные групповые зазоры и натяги.

Содержание  задания:

    1. Определить параметры посадки сопряжения.

2. Определить групповые  допуски вала и отверстия.

3. Вычертить схему  полей допусков соединения, разделив и пронумеровав поля допусков отверстия и вала на заданное число групп сортировки.

4. Составить карту сортировщика, указав предельные размеры валов  и отверстий в каждой размерной группе.

5. Определить групповые зазоры  или натяги.

 

Исходные данные:

  1. Номинальный размер, мм – Æ18.
  2. Поле допуска:   отверстие – N8,    вал -  h8.

      3. Количество  групп  - 3.

Порядок выполнения:

2.1. Определяем параметры посадки  сопряжения  Æ18 N8/h8

TD = 27 мкм.     Td = 27 мкм.

ES = - 3 мкм.     es =  0

EI = -30 мкм.    - 0,003   ei = - 27 мкм.

Æ 18 N8 – 0,03      Æ 18 h8 – 0,027   

Определим предельные зазоры и натяги:

Smax = ES – ei = - 3 – (-27) = 24 мкм.

Nmax = es – EI = 0 – (-30) = 30 мкм.

2.2. Величину групповых допусков  вала и отверстия определяем  путем деления допусков на число размерных групп – n.

n = 3,

Td = Td/n;   Td = 27/3 = 9

TD = TD/n;  TD = 27/3 = 9

т.е. допуски всех размерных  групп вала и отверстия будут  равны между собой.

2.3. Выполним схему  полей допусков соединения  Æ18 N8/h8,  детали которого следует рассортировать на три размерные группы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Схема  полей допусков соединения Æ18 N8/h8

2.4. Составим карту  сортировщика, указав предельные  размеры валов и отверстий  в каждой размерной группе.

Таблица 2.1.

Карта сортировщика для сортировки на три

размерные группы деталей соединения Æ18 N8/h8

 

Номер размерной  группы

Размеры деталей, мм

Отверстие

Вал

1

свыше

17,97

17,973

до 

17,979

17,982

2

свыше

17,979

17,982

до 

17,988

17,991

3

свыше

17,988

17,991

до 

17,997

18


 

2.5. Определим групповые зазоры или натяги.

 

В настоящее время для селективной  сборки, как правило, используются посадки, в которых допуски отверстия  и вала равны. Поэтому достаточно определить предельные зазоры или натяги  только для одной (любой) размерной группы, так как соответствующие предельные зазоры или натяги будут иметь одинаковую величину:

 

  1гр         2гр       3гр      

S max =  S max = Smax

 

  1гр         2гр       3гр                

S min =  S min = Smin .

Предельные групповые зазоры равны:

1гр     

S max =  -0,03 – (-0,018) = - 0,012 мм.

 

  1гр        

S min =  - 0,03 – 0,027 = - 0,003  мм.

 

3. ЗАДАНИЕ 3. ВЫБОР ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ,  СОПРЯГАЕМЫХ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ

 

Цель задания:

Научиться обосновано назначать  посадки при сопряжении подшипников качения с валами и корпусами и обозначить эти посадки на чертежах.

 

Содержание задания:

1. Для заданного подшипника качения  определить его конструктивные  размеры, серию и вид нагружения  колец.

2. Назначить посадки  подшипника на вал и корпус.

3. Построить схемы  полей допусков.

4. Назначить шероховатость  и отклонения формы расположения  на посадочные поверхности вала и корпуса под подшипник качения.

5. Вычертить эскизы  подшипникового узла и деталей,  сопрягаемых с подшипником, указав  на них посадки соединений, размеры деталей, отклонения формы и шероховатость поверхностей.

 

Исходные данные:

  1. Номер подшипника: 209.
  2. Номер чертежа узла: 3.
  3. Радиальная нагрузка, Н: 8300.

 

Порядок выполнения:

3.1. Определяем для  подшипника качения конструктивные размеры, серию и вид нагружения колец.

Конструктивные размеры  в соответствии с ГОСТ 3478-79 выберем  в табл.П.1.8. [2, с.53]

наружный диаметр – D = 85;

внутренний диаметр  – d = 45;

ширина – В = 19;

радиус закругления  фаски – r = 2;

класс – нулевой;

серия подшипника (по нагрузочной способности) – легкая.

3.2. Характер нагружения колец  подшипника из условий работы  – вращается вал, корпус неподвижен.

3.3.  Для циркуляционно нагруженного  кольца выбираем посадку по  минимальному натягу из условия:

   рас.         табл.

Nmin  ≤ Nmin,

 

          рас.   табл.

где Nmin, Nmin  - соответственно расчетный и табличный минимальные натяги, (мм).


                          13Rk


                     (В – 2r) 106

 

где   R – радиальная нагрузка на подшипник, Н;

В – ширина кольца подшипника, мм;

r -  радиус фаски, мм;

k – коэффициент зависящий от серии подшипника качения для легкой серии k = 2,8.

 


            .       13 х 8300 х  2,8        302120


                     (19 – 2 х 2) 106        15х106


 

 При выборе посадки для циркуляционно нагруженного кольца следует соблюдать условие:


 

≤  Nmin,

 

где  Nmin = ei – ES – минимальный натяг стандартной посадки;

ei – нижнее отклонение вала;

ES – верхнее отклонение для кольца подшипника, ES = 0.

В связи с тем, что  верхнее отклонение колец подшипника ES равно нулю и

Nmin = ei – 0 = ei , посадку следует выбирать по таблице основных отклонений валов [2, с.43]  соблюдая условие:

Nmin ≤  ei,

где ei нижнее отклонение поля допуска вала поля: m6.

3.4. Во избежании разрыва кольца, значение максимального натяга (мм) выбранной посадки следует сравнить с значением натяга, допускаемого прочностью кольца   

   табл.        

Nmax    ≤ Nдоп,

 

         табл        

где Nmax   - максимальный натяг выбранной стандартной посадки;

 

                       11,4kd[σр]           


                     (2k – 2) 103       


                 

где   Nдоп – допустимый натяг, мкм;

р]-допускаемое напряжение на растяжение, для подшипниковой стали [σр] 400 Мпа;

d - номинальный размер кольца подшипника, м

 

       11,4 х 2,8 х 45 х  400        574560


                 (2 х 2,8 – 2) 103            3,6 x 103


    

20 < 160 – условие выполняется.

 

3.5. Построим схемы  полей допусков сопряжений: наружное  кольцо – корпус, внутреннее кольцо  – вал:

3.6. Предельные отклонения  размеров колец подшипника приведены  в табл.3.1.

 

Допускаемые отклонения размеров колец подшипников  качения 

класса 0 (ГОСТ 520-71)

 Таблица 3.1.

Номинальные внутренние диаметры, мм

Отклонения, мм

Номинальные наружные диаметры, мм

Отклонения диаметра наружного кольца подшипника, мм

диаметра внутреннего  кольца подшипника

ширина подшипника

свыше

до

верх.

ниж.

верх.

ниж.

свыше

до

верх.

ниж.

30

50

0

-12

0

-120

80

120

0

-15


 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

Рис.3.1. Схема полей  допусков соединений:

а – внутреннее кольцо-вал, б – наружное кольцо – корпус.

 

 3.7. На присоединительные поверхности деталей под подшипники качения ограничиваются допустимые отклонения формы и предельные значения торцевого биения заплечиков валов и отверстий корпусов. Отклонения формы на посадочные поверхности вала и корпуса для подшипников 0 и 6 классов точности должны составлять одну треть от допуска на диаметр.

Информация о работе Определение основных элементов гладких цилиндрических соединений