Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа
Применение гальванических (металлических) покрытий является одним из наиболее распространенных методов защиты изделий от коррозии в машиностроении. Качество металлических покрытий во многом определяет качество изделий, их долговечность, работоспособность и надежность в эксплуатации. Гальванические покрытия служат не только средством защиты от коррозии, но также и способом повышения износостойкости деталей, электропроводности и других важнейших свойств поверхности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………...5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. НАЗНАЧЕНИЕ ПОКРЫТИЯ И ВЫБОР ЕГО ТОЛЩИНЫ…….………..6
2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА………….………..8
2.1 Технологический процесс………………….…………………………….8
2.1.1 Обезжиривание и травление…………………………….………...9
2.1.2 Промывка………………………………...………………..……….9
2.1.3 Снятие травильного шлама……………………………….………10
2.1.4 Активация (декапирование)………………………………..……..10
2.1.5 Нанесение покрытия………………………………………..……..11
2.1.3 Сушка……………………………………………………….………13
2.2 Методы контроля качества покрытия……….....………………………15
2.2.1 Методы контроля толщины покрытий………………….……….15
2.2.2 Методы контроля прочности сцепления покрытий…….……....16
2.2.3 Методы контроля пористости покрытий……………….……….16
2.2.4 Методы контроля пластичности покрытий……………….…….17
2.2.5 Методы контроля защитных свойств покрытий………….…….17
2.3 Расчет расхода воды на промывочные операции……….……….……18
2.4 Регенерация отработанных растворов, нейтрализация сточных вод...19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ………………………………………………….23
3.1 Выбор подвески……………………………………………………….....23
3.2 Расчет основных величин……………………………………………….24
4. ИЗУЧЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ПОКРЫТИЯ……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА……………………………….…………………………………..32
и потенциалы анода и катода соответственно [3];
коэффициент, учитывающий потери напряжения в электролите за счет газонаполнения ();
сопротивление электролита [3].
Тогда получим, что
Цинк-никелевые покрытия все чаще применяют для замены токсичных и дорогостоящих кадмиевых и кадмийтитановых покрытий. Их преимуществом является более низкая стоимость, нетоксичность и меньшее наводороживание стальной подложки при их нанесении. При соблюдении специальных требований после нанесения цинк-никелевых покрытий даже на высокопрочные стали их механические свойства не ухудшаются.
При испытаниях в камере соляного тумана в течение 3000 ч образцы с цинк-никелевым покрытием показали значительно большую защитную способность, чем образцы с кадмийтитановым покрытием (рис.2).
рисунок 2 – Зависимость электродных потенциалов цинк-никелевого (1) и кадмийтитанового (2) покрытий от продолжительности испытаний в камере соляного тумана. Заштрихована область протекторной защиты стали от коррозии.
Электродный потенциал цинк-никелевого покрытия после 4 мес. испытаний сдвинулся в положительную область весьма незначительно (на 100—120 мВ), в то время как протекторное действие кадмийтитанового покрытия прекратилось после испытаний в течение 14 суток. На образце с цинк-никелевым покрытием толщиной 12,5 мкм первые очаги коррозии подложки появились после 7604 ч испытаний, в то время как кадмийтитановое покрытие прокорродировало почти полностью за 1848 ч.
Многочисленные
Методом рентгеновской фотоэмиссионной спектроскопии установлено, что белые продукты коррозии цинк-никелевого покрытия, образующиеся на поверхности этого покрытия, состоят главным образом из смеси Zn(ОН)2 и ZnСO3. Слой покрытия, находящийся под слоем продуктов коррозии, обогащается никелем, что облегчает его пассивацию. При испытаниях в камере соляного тумана продолжительность периода до появления ржавчины при содержании в покрытии 10—16% Ni, оказывается наибольшей (в 6—10 раз, чем у цинкового покрытия). Кроме того, сталь с цинк-никелевым покрытием обладает лучшей способностью к точечной сварке.
При коррозионных испытаниях цинк-никелевых покрытий, независимо от условий их нанесения или метода испытаний, часто наблюдается локальное коррозионное разрушение – питтинг или растрескивание покрытия. Было установлено, что в покрытиях с содержанием более 25 % Ni микротрещины появлялись в момент нанесения покрытия. В покрытиях с меньшим содержанием никеля трещины появлялись только после коррозионного воздействия агрессивной среды. Одной из причин возникновения трещин в покрытии, содержащем более 25 % Ni, является неравномерное распределение в слое покрытия цинка и никеля, причем участки с повышенным содержанием никеля являются центрами зарождения трещин. В покрытиях с меньшим содержанием легирующего компонента основной причиной растрескивания являлись высокие внутренние напряжения. Испытания цинк-никелевых (8%Ni) покрытий в средах, имитирующих пластовые воды ряда нефтеносных горизонтов, показали, что их коррозионная стойкость в этих условиях в 1,7—2,4 раза выше, чем нелегированного цинкового покрытия. Высокую коррозионную стойкость показали цинк-никелевые покрытия в условиях контактной коррозии и движущейся высокоминерализованной пластовой воде. Образцы с цинк-никелевым покрытием лучше противостоят и сероводородному растрескиванию по сравнению с образцами, защищенными нелегированным цинковым покрытием. Повышенные коррозионная стойкость и защитная способность цинк-никелевого покрытия обусловлены характером образующихся на его поверхности продуктов коррозии. Их формирование на этом покрытии происходит с участием никеля и его соединений, что способствует созданию достаточно плотных, прочно сцепленных с покрытием защитных слоев, экранирующих доступ коррозионных агентов к поверхности покрытия.
Многослойные гальванические покрытия используют для защиты от коррозии труб диаметром 6 – 12 мм для автотракторной промышленности.
Сравнительные коррозионные испытания образцов труб диаметром 12 мм с гальваническим покрытием в камере соляного тумана показали высокие защитные свойства. Защитные свойства такого покрытия в 1,4 раза выше, чем однослойного цинкового покрытия [6,7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективность использования легированных цинковых покрытий для деталей крепежа автомобильного двигателя связана с тем, что они в процессе работы двигателя испытывают нагрев до 120 0С. В этих условиях хроматированные цинковые покрытия быстро теряют свою защитную способность из-за дегидратации хроматного слоя, тогда как покрытия на основе сплавов цинка оказываются в этих условиях значительно более устойчивыми.
Хотя никель более дорогой, чем цинк, однако, благодаря тому, что небольшие добавки никеля значительно повышают срок службы оцинкованных изделий, применение цинк-никелевых покрытий является экономически целесообразным.
ЛИТЕРАТУРА
Д. 2404.13.201.09.0000.ПЗ |
Лист | |||||
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |