Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:42, реферат
Проектирование электрической машины - это сложная комплексная задача, включающая расчет и выбор размеров статора, ротора и других электрических машин и конструировании статей и сборочных единиц с последующей компоновкой электрических машин в целом.
Главной задачей электромашиностроения является создание новых образцов электрических машин с высокими технологическими показателями, совершенных в эксплуатации, удовлетворяющих различным требованиям.
Введение 3
Исходные данные 4
1. Главные размеры двигателя 5
2. Дополнительные размеры 6
3. Обмотка якоря 8
4. Пазы якоря полузакрытые, овальные 9
5. Размеры секции и сопротивление обмотки якоря 11
6. Расчет магнитной цепи 12
7. Обмотка вобуждения 15
8. Обмотка добавочных полюсов 17
9. Размещение обмоток главных и добавочных полюсов 18
10. Щетки и коллектор 21
11. Расчет коммутации 22
12. Потери и КПД 23
13. Рабочие характеристики двигателя 26
14. Тепловой расчет
2.19. Наружный диаметр станины
D1
= D1вн + 2hc1 = 195 + 2 10,3 =
215,6 мм.
3.
Обмотка якоря
3.1. Номинальный ток якоря
I2ном = _______________ (1 - ki) = ______________ (1 - 0,1) = 16 А,
Так как I2ном < 700 А, то в соответствии с таблицей принимаем простую волновую обмотку якоря 2а2 = 2.
3.2. Принимаем зубцовое деление
t2 = 15 мм.
3.3. Число пазов якоря
z2 = p D2 / t2 = 3,14 112 / 15 = 23 паза,
что
удовлетворяет требованиям
3.4. Число эффективных проводников в обмотке якоря
N2 = A’2 p D2 2а2 / I’2ном 103 = 210 102 3,14 112 2 / 16 103 = 923.
Принимаем
N2 =920,
тогда
N2 / z2 = 920 / 23 = 40.
3.5. Диаметр коллектора
Dк = 0,80 D2 = 0,80 112 = 90 мм,
что соответствует стандартному значению Dк .
Максимальная окружная скорость на коллекторе
vmax = p Dк nmax / 60 103 = 3,14 78 1500 / 60 103 = 7 м/с,
что не превышает допускаемого значения 40 м/с.
3.6. Составляем таблицу вариантов.
Так как напряжение Uк не должно превышать 16 В, принимаем
№ Варианта | Uп | K=Uп z2 | Dк, мм | tк , мм |
N2
Wc2= _____ 2K |
Uк ,В |
5 | 115 | 90 | 3,0 | 4 | 7,6 |
3.7. Шаги обмотки якоря:
первый частичный шаг по якорю
y1 = (zэ / 2p) + e = (115 / 4 ) + 0,25 = 29;
шаг обмотки по коллектору
yк = (K + 1) / p = (115 + 1) / 2 = 57;
шаг обмотки по реальным пазам
yz = (z2 / 2p) + e = (23 / 4) + 0,25 = 6.
3.8. Уточненное значение линейной нагрузки
A2 = ________________ = ____________________ = 209 10 2 А/м
где
N2
= 2Uп z2 wc2 = 2 5 23 4 = 920.
4.
Пазы якоря полузакрытые
овальные
4.1. Частота перемагничивания якоря
f2 = p nном / 60 = 2 1500 / 60 = 50 Гц.
4.2. Ширина зубца якоря в его основании
bz2min = B ’d t2 / kc2 B ’z2max = 15 0,58 / 0,95 2,3 = 3,98 мм,
где
Bz2max = 2,3 Тл.
4.3. Высота зубца якоря
hz2 = 21 мм.
4.4. Высота спинки якоря
hc2 = _____________ - hz2 = _______________ - 21= 15,5 мм.
2
4.5. Магнитная индукция в спинке якоря
Bс2
= _________________________ = ______________________________
2kc2 (hc2 - __ dк2) 2 0,95 (15,5 - __ 0)
4.6. Ширина паза
p (A2 - 2 hz2) 3,14 (112 - 2 19)
bп2 = __________________ - bz2min = ____________________ - 3,86 = 6,24 мм.
4.7.
Диаметр меньшей окружности
p (D2 - 2hz2) - z2 bz2 3,14 (112 - 2 0,8) - 23 3,98
dп2
= _____________________________ = ______________________________
z2 - p 23 - 3,14
4.8.
Диаметр большой окружности
p (D2 - 2hш2) - z2 bz2 3,14 (112 - 2 0,8) - 23 3,98
d’п2
= _________________________ = ______________________________
z2 + p
Расстояние между центрами окружностей
hп2 = hz2 - hш2 - 0,5 (d’п2 + dп2) = 21 - 0,8 - 0,5 (9,76 + 5,46) = 12,6 мм.
4.9. Площадь паза в свету
Sп2 = (p / 8)[(d’п2 - bпр)2 + (dп2 - bпр)2] + 0,5 (d’п2 + dп2 - 2bпр) hп2 =
(3,14 / 8) [(9,76 - 0,1)2 + (5,46 -0,1)2]+ 0,5(9,76 + 5,46 - 2 0,1) 12,6 = 142 мм2,
где bпр = 0,1 припуск на сборку сердечника якоря по ширине паза.
4.10. Площадь паза, занимаемая обмоткой
Sоб = Sп2 - Sи - (Sкл + Sпр) = 142 - 17,2 - 8,19 = 116,6 мм2,
где Sи - площадь, занимаемая корпусной изоляцией, мм2
Sи ~ 0,5 bи (p d’п2 + p dп2 + 4hп2) = 0,5 0,35 (3,14 9,76 + 3,14 5,46 + 4 12,6) = =17,2 мм2,
Sкл + Sпр ~ 1,5 dп2 = 1,5 5,46 = 8,19 мм2.
4.11.
Предварительное значение
d’из = Kз2 Sоб z2 / N2 = 0,70 142 23 / 920 = 1,58 мм.
Уточненное значение коэффициента заполнения паза якоря при стандартном диаметре изолированного провода
Kз2
= N2 d2из
/ Sоб z2 = 920 (158)2
/ 142 23 = 0,70
4.12. Допустима плотность тока
доп = (A2 доп) 10-6 / A2 = 1,1 1011 10-6 / 209 102 = 5,3 A/мм2,
при
D2 = 112 мм,
принимаем
A2 доп = 1,1 1011 А2/ мм3.
4.13. Плотность тока в обмотке якоря
2 = I2ном / 2a2 nэл q2эл = 16 / 2 1 1,767 = 4,53 А/мм2,
что не превышает допустимое значение плотности тока.
Конструкция
изоляция пазовых и лобовых частей
обмотки якоря при напряжении,
не превышающем 600 В.
5.
Размеры секции
и сопротивление
обмотки якоря
5.1.
Среднее значение зубцового
tср2 = p (D2 - hz2) / z2 = 3,14 (112 - 21) / 23 = 12,4 мм.
5.2. Средняя ширина секции обмотки якоря
bс,ср = tср2 yz = 12,4 6 = 74 мм.
5.3. Средняя длина одной лобовой части обмотки
bс,ср
bл2 = __________________________ - hz2 + 40 = ____________________________ - 21 + 40 = 285мм
1 - [( bп2 + 3,5) / t2]2 1 - [( 6,24 + 3,5) / 15]2
5.4. Средняя длина витка обмотки
lср2 = 2 (l2 + lл2) = 2 (114 + 285) = 798 мм.
5.5. Вылет лобовой части обмотки якоря
bс,ср (bп2 + 3,5) hz2 74 (6,24 + 3,5)
lв2 = _______ ___________________________ + _____ + 20 = ________ ____________________________ +
2 1 + [( bп2 + 3,5) / t2]2 2 2 1 - [( 6,24 + 3,5) / 15]2
21
+ _______ + 20 = 51 мм.
2
5.6.
Активное сопротивление
rcu N2 lср2 103 24,4 10-9 920 798 103
r2 = ____________________ = ___________________________ = 1,26 Ом.
2(2a2)2 nэл
q2эл
2 (2)2 1 1,767
6.
Расчет магнитной
цепи
6.1.
Предварительное значение ЭДС
двигателя при номинальной