Расчёт элементов регулятор напряжения Я-120

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Современный автомобиль невозможно представить себе без электрооборудования. Все потребители нуждаются в стабильном источнике постоянного тока, которым является генератор. Конечно, помимо генератора в автомобилях есть ещё один источник электроэнергии - аккумуляторная батарея, однако в её задачи входит только питание стартера в моменты пуска ДВС и кратковременное снабжение маломощных потребителей.
В данном расчётном задании рассматривается автомобильная система электроснабжения, в основе которой лежит синхронный генератор независимого возбуждения с когтеобразным (клювообразным) ротором.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
1 Общее описание электромеханической системы и принцип её действия…...3
1.2 Принцип действия системы в целом. Характеристики системы……..3
1.3 Основные технические данные рассматриваемой ЭМС………………4
1.4 Описание элементов, входящих в состав ЭМС………………………..5
1.4.1 Генераторная установка………………………………………….5
1.4.2 Выпрямитель……………………………………………………...7
1.4.3 Регулятор напряжения……………………………………………9
2 Регуляторы напряжения КАМАЗ 5320………………………………………11
2.1 Вибрационный регулятор напряжения РР-127………………….........11
2.2 Бесконтактный транзисторный регулятор напряжения РР-356….....16
2.3 Генераторная установка Г-273 с встроенным интегральным регулятором напряжения Я-120 применяется на дизельных двигателях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 (автомобили МАЗ, КАМАЗ)………………..19
3 Расчёт элементов регулятор напряжения Я-120…………………………….25
4 Список использованной литературы…………………………………………29
5 Ресурсы удалённого доступа………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 354.54 Кб (Скачать файл)

Принцип работы генераторной установки Г-273 на примере включения ее в схему электрооборудования автомобилей КАМАЗ показан на рис.9. При включении выключателя массы ВМ и замка выключателя ВК (положение 1) генераторная установка подключается к аккумуляторной батарее АБ.

Рисунок 9 - Электрическая схема (а) генераторной установки Г-273 и ее подключение в схему (б) электрооборудования автомобиля с дизельным двигателем (без термостарта): Rпр — резистор посезонной регулировки          8,2 — 10 кОм; Rпод — резистор подпиточный 14 — 25 Ом; ВК — замок-выключатель; ВМ — выключатель «массы»; А — амперметр; РП — реле промежуточное выключателя «массы»; КН — кнопка дистанционного выключателя массы; П — переключатель посезонной регулировки. Обозначения элементов схемы Я-120: R = 0,02~0,06 Ом; R1 = 300 — 400 Ом; R2 = 300 Ом; RЗ = 1300 Ом; R4 = 800 Ом; R5 = 2000 Ом; Яос = 8 кОм; С1, С2 по 0,1 мкФ; Т1 — транзистор КТ808А; Т2 — транзистор КТ807Б;                     ТЗ — транзистор КТ315Б; Д1 — гасящий диод, переход эмиттер — база транзистора КТ808А; Д2 и ДЗ — стабилитроны, переход эмиттер — база транзистора КТ315. Стрелками показан ток возбуждения Iв при открытом транзисторе Т1; Б и К — маркировка зажимов на приборах ВМ и РП;                 0 — «Выключено», 1 — «Приборы», 2 — «Стартер», 3 — «Стоянка, приемник».

Пути тока:

- тока делителя: «+» АБ, амперметр А, ВК, клеммы В генератора и регулятора, резисторы R4 и RЗ делителя, «масса»;

- тока управления транзистором T1: «+» AБ, клеммы В генератора  и регуляторов, резистор R5, переход  база — эмиттер T2, переход база  — эмиттер T1, резистор R, «масса»;

- тока возбуждения при положении  «СТ» выключателя СТ: «+» AБ, клемма 50 реле стартера, резистор Rпод, вывод генератора «О», вывод «Д» регулятора, обмотка возбуждения ОВ, клемма Ш регулятора, открытый коллекторно-эмиттерный переход транзистора T1, резистор R, «масса».

При повышении напряжения генератора выше настройки регулятора напряжения (Uг > Uрн) стабилитроны Д2 и Д3 открываются, появляется ток базы транзистора Т3, транзистор Т3 открывается, а транзисторы Т2 и Т1 запираются, и ток возбуждения снижается. При снижении тока возбуждения напряжение генератора падает, стабилитроны Д2 и Д3 вновь запираются, схема переходит в исходное положение, и напряжение генератора снова начинает расти. Процесс повторяется с большой частотой аналогично работе вибрационного регулятора.

Уход за регулятором сводится к  периодической проверке уровня регулируемого  напряжения и проверке надежности контакта между плоскими выводами «В», «Ш», «С» и «Д» (см. рис. 8) и соответствующими шинами щеткодержателя. Замену вышедшего из строя регулятора и щеток надо проводить в мастерской. 

При эксплуатации автомобильных генераторов  переменного тока на автомобиле запрещается:

- пуск двигателя при отключенном  плюсовом проводе генератора (опасно  высокое напряжение на выпрямителе);

- включение батареи в сеть  обратной полярностью (выход из  строя генератора и регулятора  напряжения);

- работа генератора с регулятором  напряжения при отключенной батарее;

- проверять исправность генератора  на «искру»; соединять зажим  «Ш» и зажимы «В» щеткодержателя  и «+» генератора (мгновенный выход  из строя регулятора);

- проверять исправность схемы  электрооборудования от источника  тока с напряжением более 36 В, если генератор с регулятором не отключен от схемы.

Необходимо следить, чтобы вода и масло не попадали на генератор  и регулятор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расчёт элементов регулятора  напряжения  Я -120

 

Исходные данные:

Сопротивление обмотки возбуждения  Rов = 7,3 Ом; Напряжение генератора Uг=28 В.

В начале определяем ток обмотки возбуждения:

Подбираем силовой  транзистор VT1 с параметрами:

 

 

Исходят из полученных значений выбираем силовой транзистор КТ808А   npn - типа; Uкб max = 120 В; Uкэ max = 120 В; Iк мах = 10 А; Pк max = 50 Вт;                       h21э VT1 max = 50; Iк обр ≤ 3 мА; Uнас кэ <2,5 В.

Определим ток-базы силового транзистора VT1:

 

Примем коэффициент усиления транзистора  h21э VT1 = 20, S – степень насыщения транзистора VT1, равная 1,5-2.

Подбираем диод VD1, шунтирующий обмотку возбуждения с параметрами:

 

Исходя из полученных значений выбираем диод КД269ГС:

Uобр = 100 В; Iпр = 5 А;

Подбираем составной транзистор VT2 с параметрами:

 

 

Исходят из полученных значений выбираем составной транзистор 2SC2235   npn - типа; Uкб max = 120 В; Uкэ max = 120 В; Iк мах = 0,8 А; Pк max = 0,9 Вт;                h21э VT2 = 100.

Определим ток-базы составного транзистора VT2:

 

Примем  коэффициент усиления транзистора  h21э VT2 = 30, S – степень насыщения транзистора VT2, равная 1,5-2.

Определим величину сопротивления R1: Так как напряжение на эмиттер-база транзистора VT1 падает до 0,5 В, то: Ом.

Выберем из ряды номинальных сопротивлений резистор R1 = 0,13 Ом.

 

Подбираем транзистор VT3 с параметрами:

 

 

Исходят из полученных значений выбираем силовой транзистор BC639:  npn - типа; Uкб max = 100 В; Uкэ max = 100 В; Iк мах = 0,1 А; h21э VT3 = 40;                  

Определим ток-базы силового транзистора VT3:

 

Примем коэффициент усиления транзистора  h21э = 10, S – степень насыщения транзистора VT3, равная 1,5-2.

Подбираем стабилитрон с параметрами:

Так как той схеме применены  два последовательно соединённых  стабилитрона то получим:

 

Диапазон рабочих температур: − 40…+120°С; Температурный коэффициент напряжения стабилизации Uст  0,2

Исходят из полученных значений выбираем стабилитроны КС183Ж:

Pрас = 0,125 Вт; Uном ст = 8,2 В; Rст = 40 Ом; Umin ст = 7,4 В; Umax ст = 9 В;            Imax ст = 0,015 А; Imin ст = 0,0005 А; Температурный коэффициент напряжения стабилизации Uст  = 0,08 %/С; Рабочая температура :  − 60…+125 °С.

Для устойчивого закрытия транзистора VT3 и для устранения помех и устойчивой работы в схеме регулятора напряжения применяют RC-фильтр, в котором R4= 300 Ом, а С = 0,1 мкФ.

Рассчитаем сопротивление R5 и R6:

Предположим что: Uбэ = 0,5 В; UR1 = 0,3 В; IR5 = 0,005 А, Iст = 0,005 А.

 

 

 

 

 

Выберем из ряды номинальных сопротивлений резисторы R5 = 3300 Ом и R6 = 1100 Ом. 

 

Определим величину сопротивления R2 и R3:

 

 

 

 

 

Выберем из ряды номинальных сопротивлений резисторы R2 = 300 Ом и R3 = 820 Ом.

 

Определим величину сопротивления R7.

Этот  резистор применён для заряда в зимнее время АКБ до большего напряжения. Для увеличения напряжения на АКБ в зимнее время, увеличивают напряжение выдаваемое генератором, а также уменьшают сопротивления R4. Допустим, что напряжение на генераторе в зимнее и в летнее время: Uлг = 27,1 В; Uзг = 30,2 В.

Определим процент изменения напряжения:

, значит на 11% надо увеличить напряжение на АКБ и соответственно уменьшить сопротивление R4. Для этого параллельно R4 ставят сопротивление R7.

 

;

 

Выберем из ряды номинальных сопротивлений резистор R7 = 27000 Ом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Л.Л. Таланов, А.В. Берилов, Д.С. Грузков Электронные преобразовательные устройства. − М.: МЭИ, 2010. −184с.
  2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. − М.: «За рулём», 2007. − 336с.
  3. Игумнов Д. В. Полупроводниковые приборы непрерывного действия.−М.: радио и связь, 1990. − 256 с.
  4. Пряшников В.А. Электроника: полный курс лекций. – 4-е изд. – Спб.: Корона принт, 2004. − 416с.
  5. Степаненко И.П. основы теории транзистров и транзисторнах схем. –М: Энергия, 1998. – 608с.
  6. Яковлев В.С. «Организация и выполение курсового проектирования (курсовой работы), преддипломной практики и дипломного проектирования» – – Ч. «ВФ МАДИ» 2011г. – 111 с.

 

Ресурсы удалённого доступа

 

  1. Регулятор напряжения Я120М1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vtnauto.com/ru/120m1.html#sch. Дата обращения: 12.04.2013.
  2. Платан [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery_i.pl?code=27+%EA%CE%EC. Дата обращения: 28.04.2013.
  3. Чип и Дип [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://www.chipdip.ru/catalog. Дата обращения: 28.04.2013.
  4. Автоклуб Автосоюз [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://avtosouz.cc/forum/viewtopic.php?f=276&t=189&sid=239a54ecc80cf9c5aa24332fc2466ae5. Дата обращения: 15.04.2013.
  1. Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://www.tehimpex.kiev.ua/articleview.php?id=257. Дата обращения: 25.04.2013.

  1. БиблиоФон [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=478240. – Регулятор напряжения автомобильного синхронного генератора с когте образным ротором. Дата обращения: 15.04.2013.
  2. Практическая Электроника [Электронный ресурс].− Режим доступа:  http://www.meanders.ru/stabilizator.shtml. − Простые регуляторы напряжения и из расчёт. Дата обращения: 15.04.2013.
  3. Практическая электроника [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://www.meanders.ru/delitnapr.shtml. − Делитель напряжения. Дата обращения: 15.04.2013.



Информация о работе Расчёт элементов регулятор напряжения Я-120