Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью, которую поставили перед собой авторы данной работы, явилось изучение проблемы наркотизации подростков и разработка технологии профилактики подростковой наркотизации. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
провести теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность наркотизации подростков и уровень её общественной опасности;
проанализировать отечественный опыт решения данной проблемы;
определить особенности профилактики наркотизации подростков;
на основе данных теоретического исследования проблемы разработать технологию профилактики наркотизации в подростковой среде.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………........….8
Подростковый наркотизм как социальная проблема: основные понятия и определения………………………………...….……..…...8
Современное состояние проблемы и опыт её решения...................12
Глава II. Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде.....15
Особенности профилактики наркотизации подростков..................15
Проект «Верное решение» как технология профилактики наркотизации подростков………………………..…..……...……....20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика наркотизации.docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

Если для старших  молодёжных групп в выборе определённого  наркотика характерен поиск эйфории, то в младших возрастных группах, в частности у подростков, основной мотив – любопытство, ведущее  к распространению психоделических  препаратов, вызывающих галлюцинации. То обстоятельство, что у подростков социализация проходит в группе сверстников, часто оказывается решающим фактором при распространении информации, моды, норм поведения, способов самоутверждения. Тем самым, среди подростков ведущим оказывается групповой мотив – следование образу действий группы, подчинение моде. Группа диктует, что и в каком количестве должно принять.

Следовательно, групповая  зависимость и взаимовлияние  являются одной из существенных причин распространения интереса к наркотикам. Поэтому сегодня является необходимым  формировать личную ответственность  подростка за свои собственные, обособленные от других, поступки и здоровье. Огромная ответственность в этом случае возлагается  на институты воспитания человека: семью и учебное заведение. Педагогические работники должны донести до молодого человека объективные знания о явлении  наркотизации населения, и главное - сформировать у них способность  самостоятельно определять стратегию  собственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Современное состояние проблемы и опыт её решения

 

 

Сегодня нет смысла ещё раз доказывать, что наркотики - это серьёзный вызов обществу и социальному порядку. Очевидный масштаб наркопотребления  и темпы его роста в России позволяют утверждать, что наркотизация становится одной из главных проблем нашей страны. «Следствия наркотизации ощущаются во всех сферах общественной жизни, причём эти следствия имеют как непосредственно медицинский, так и социальный правовой и экономический характер10».

Существующая  система профилактики наркотизации ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно результативна  для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической работы и оригинальных отечественных разработок, коллективы способные реализовать программы профилактики наркотизации подростков остаются без должного внимания заинтересованных в этом ведомств. Основной причиной такой ситуации является «межведомственная разобщенность, отсутствие единой стратегической концепции профилактики11».

В России на государственном уровне уже предприняты меры к формированию полноценной комплексной антинаркотической работы. Ежегодно к ней подключаются традиционные и вновь созданные общественные институты. Кроме того, средства массовой информации также не забывают тему наркотизации и сделали качественный шаг от простой констатации фактов к анализу и осмыслению темы. Однако до сих пор существует разнонаправленность социального контроля за наркотизацией, которая связана с тем, что в обществе не выработана единообразная модель борьбы с ним. «Принимаемые сегодня правовые нормы способствуют смягчению формального контроля за этим процессом, а ориентация на западные практики контроля не исключает переход от репрессивной стратегии социально-правового реагирования на наркотизацию к либеральной, что в сложившейся наркоситуации в России нецелесообразно, так как нормы развитых стран не адекватны целям трансформирующегося российского общества12». Не в полной мере используются превентивные практики, ориентированные на изменение ценностных ориентаций молодёжи, на формирование культуры здорового образа жизни и твёрдый отказ от наркотических средств и психотропных препаратов.

Одним из ярких примеров удачной реализации профилактической работы в России является отделение по реабилитации подростков и молодёжи, злоупотребляющих психоактивными веществами, при Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка». Оно было создано осенью 2007 года при финансовой поддержке Евросоюза совместно с Ассоциацией терапевтических сообществ «Монар» (Польша) и при содействии Министерства социальной защиты и правительства Московской области.

Реабилитация  подростков и молодёжи в данном Центре основывается на методе терапевтического сообщества и не предусматривает фармакологического лечения. Персонал Центра  - это специалисты по социальной работе, имеющие психологическое образование и специальное образование по работе с наркозависимыми людьми. Они осуществляют комплексную проблемную диагностику и индивидуальный план реабилитации, проводят индивидуальную и групповую терапию. В Центре также ведутся консультативные занятия с семьями, направленные на изменение привычек, ведущие к улучшению взаимоотношений между членами семьи.

В работе с наркозависимыми используются такие технологии, как групповая терапия, индивидуальное консультирование, трудотерапия, занятия спортом, занятия в малых группах, кружковая работа. Среди услуг, предоставляемых Центром, стоит отметить следующее:

  • проживание в течение всего курса реабилитации  в 1-2-х местных комнатах;
  • медицинское соровождение (витаминотерапия, ароматерапия, фитотерапия, кислородный коктейль, массаж);
  • психологическая помощь(сенсорная комната, мозарттерапия, арттерапия и др.);
  • интересная культурная программа (вечера кино, караоке, дискотеки, поездки и экскурсии, конкурсно-развлекательные программы);
  • прекрасная природа,  общение  и возможность обрести новый смысл жизни13.

На сегодня  уже появились первые выпускники этого отделения, которые не только ведут после окончания полного  курса реабилитационной программы  здоровый образ жизни, но и распространяют среди своего окружения ценность в сохранении своего здоровья, ведении  «трезвого» образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде

    1. Особенности профилактики наркотизации подростков

 

 

Родителям, педагогам, и чиновникам следует помнить, что  наркотизация – одна из многих форм девиантного поведении. Будучи основной в конкретном случае, она всегда сочетается с рядом других форм отклоняющего поведения. Так, практически обязательно приём наркотиков влечёт за собой отчуждение от здоровой среды, остановку в развитии и приобретении профессиональных навыков, порой даже преступность. Поэтому воздействие на девиантную часть подростков требует участия многих служб общества: социологов, педагогов, правовых учреждений, медиков (наркологов и психоневрологов).

Человечество  борется с распространением наркотизма в двух направлениях – с предложением и со спросом на наркотики. Но есть ещё третье важнейшее направление – профилактика, лечение и реабилитация наркозависимых. И для реализации этого направления необходимы умные, аргументированные образовательные программы, информирующие юношей и девушек об опасностях, которые ожидают потребителей наркотиков. Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Важно объяснить, что наркотики делают человека «счастливым и беззаботным» на короткое время, но одновременно он превращается в безвольное существо, заботящееся лишь о том, где и как добыть очередную дозу.

Профилактика  наркомании – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, заболеваниями, распространяемыми половым путем, и т.д.).

В зависимости  от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают  первичную, вторичную и третичную  профилактику.

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психоактивных веществ. Она рассчитана на все слои и демографические группы населения, но, прежде всего, на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодых людей в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно  проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркотических веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Вторичная профилактика ориентированна на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки и молодые люди, начинающие употреблять наркотические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к употреблению любых ПАВ. В этом случае требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики – предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого, интоксиканта.

Третичная профилактика – это оказание помощи людям, страдающим наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Её цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьёзного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при твёрдом намерении больного, побороть свой недуг.

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика, при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации подростков вполне реально. Третичная профилактика – прерогатива медиков и близких больному людей. Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного, непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, «наиболее надёжным барьером на пути распространения наркотиков являются первичные меры – своевременное предупреждение потенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств»14.

Многоаспектность  и сложность причин и условий, способствующих подростковой наркотизации обуславливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В приведённой ниже таблице представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

 

Таблица 1

Направления профилактики

Задачи  и пути их реализации

Психологическое

Коррекция неправильного  воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми  в отношении отклоняющегося поведения.

Педагогическое

Последовательное  антиалкогольное, антиникотиновое  и антинаркотическое воспитание в школе с 1 по 10 класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная, антиникотиновая  и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.

Медико-социальное

Комплексная работа с группой риска – лицами, злоупотребляющими  алкоголем, табачными изделиями, наркотическими, и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.

Здравоохранительное

Развитие и  совершенствование наркологической  службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое

Правовое регулирование  с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление  наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к употреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

Экономическое

Государственные мероприятия по уменьшению экономической  зависимости бюджета от продажи  любых алкогольных изделий (включая  пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом не только курящих, но и пассивных курильщиков). Финансирование программ борьбы с любым наркобизнесом.


 

Организацию широкой  профилактики употребления наркотических  средств и психотропных веществ  необходимо начинать с разработки целевых  программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Информация о работе Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде