Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть содержание и специфику экономических связей в АТЭС и место России в них.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия международной экономической интеграции, ее формы;
- раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС;
- определить место стран АТЭС в мировой экономике;
- охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС;
- определить перспективы развития экономических связей в АТР в торговле и перспективы участия России в АТЭС.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика интеграционных процессов в АТР……………………..4
1.1. Сущность и содержание понятия международной экономической интеграции……………………………………………………………………………4
1.2. Характеристика АТР……………………………………………………..9
1.3. История создания и этапы развития АТЭС…………………………13
Глава 2. Экономические связи стран в рамках АТЭС…………………………..21
2.1.Место стран АТЭС в мировой экономике……………………………..21
2.2.Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………..24
Глава 3. Перспективы развития АТЭС……………………………………………35
3.1. Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле……35
3.2. Перспективы участия России в АТЭС………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45
Параллельно вырисовывается стремление азиатских стран создать своего рода европейскую альтернативу американскому фактору в АТЭС в лице новой организации - АСЕМ, объединяющей 15 стран ЕС и 10 азиатских государств.
В целом, азиатский регионализм сталкивается сегодня с двумя дилеммами: как увязать интеграционные региональные связи с традиционным жизненно важным сотрудничеством с США, во-первых, и как обеспечить безболезненное сочетание самоидентификации азиатских наций с признанием ключевой роли Японии в развитии азиатского регионализма – во-вторых.
Если эти две дилеммы будут разрешены, то азиатский открытый регионализм сможет внести свой вклад в глобализацию мировой экономики.
Говоря о краткосрочных,
средне и долгосрочных
В среднесрочной перспективе можно ожидать усиления антагонизма между американской и азиатской составляющими АТЭС.
В долгосрочном плане АТЭС будет служить мостом и возможностью координации стратегии развития интеграции на субрегиональных уровнях – прежде всего в СВА, АСЕАН и в формате АСАЕН плюс три.
3.2. Перспективы участия России в АТЭС
В новых геополитических условиях России требуется ясное и взвешенное понимание своих национальных интересов и угроз им в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В настоящее время жизненно важным для России является обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности страны, преодоление дезинтеграционных тенденций.
В свете сказанного основные подходы к выработке стратегии России в АТР в XXI в. кратко можно было бы сформулировать в следующем виде:
- России важно активно и глубоко участвовать в процессах
Азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и России в целом;
- в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по региону по принципу «безопасность через партнерство и соразвитие»;
- России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками - Евросоюзом и формирующимися объединениями в Северо-восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе в целом;
- в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего и объединяющего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Восточной Азией.
Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и - шире - европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого Азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического дома, который живет на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационно-страновых различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции. Активным интеллектуальным, экономическим и политическим участником многостороннего процесса поиска взаимоприемлемых и, в глобальном смысле, наиболее эффективных путей и механизмов адаптации национальных экономик азиатских стран и всей региональной экономики АТР в целом к тенденциям экономической и политической глобализации и расширения сферы влияния на мировые дела экономики знаний. При этом граждане России получают цивилизационную возможность ассоциировать себя не только с европейцами, но и с гражданами АТР и извлекать все возможные от этого преимущества.
В среднесрочной перспективе целью России в АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональных уровнях - в форматах АСЕАН плюс три, страны СВА плюс Россия, АСЕМ, СНГ плюс Азия и т.п., и использование возможностей такой интеграции для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока и улучшения жизни россиян.
Краткосрочные цели связаны с развитием двусторонних отношений и с текущей работой России в форуме АТЭС. В формате двусторонних отношений приоритетными партнерами России выступают Китай, Япония, Южная Корея, США. Дополнительные, хотя и трудно реализуемые, возможности связаны с реанимированием экономических связей с бывшими союзниками России по социалистическому миру в Азии, остающимися до сего дня финансовыми должниками России.
Средства достижения целей стратегии развития России в АТР включают:
- адаптацию экономической стратегии России к требованиям Азиатско-тихоокеанской интеграции;
- использование возможностей и отражение угроз глобализации и регионализации, однако таким образом, который подразумевает втягивание России в мировые интеграционные связи, вовлечение российской экономики в сам процесс экономической глобализации, а не ее изоляцию от этого процесса;
- закрепление в федеральном и региональном бюджетах отдельной строкой средств, выделяемых на участие России в АТЭС, включая средства на многосторонние мероприятия и исследовательскую и просветительскую работу;
- выработку соответствующих механизмов согласования интересов Федерального центра и регионов, включая создание специального арбитражного органа, который решал бы коллизии, возникающие между центральными и региональными властями в контексте участия России в работе АТЭС и в азиатско-тихоокеанской субрегиональной интеграции. В частности, следил бы за исполнением Центром и регионами своих прав и обязанностей в ходе реализации стратегии России в АТР;
- соответствующее внешнеполитическое, информационное и идеологическое обеспечение процесса интеграции России в АТЭС;
- инициирование центральными властями широкого обсуждения вопроса о том, как именно надо адаптировать внутреннюю хозяйственную политику России
к требованиям глобализации и интеграции в АТР;
- наполнение новым интеграционным содержанием наших традиционных двусторонних отношений с Китаем, Японией и Южной Кореей, а также с США, Австралией и другими странами-членами АТЭС;
- адаптацию российского потребителя и производителя к требованиям и вызовам новой экономики знаний, включая воспитание нового поколения бизнесменов, интеллектуалов, управленцев, менеджеров, инженеров, рабочих, свободно ориентирующихся в экономике знаний.
В свете решения тактических и краткосрочных задач участия России в АТЭС важно предпринять следующие шаги:
1. По вопросу отношений Россия - АТЭС важно донести стратегический подход России, который, как представляется, мог бы быть сведен к следующей формуле: Россия как евразийское государство, как естественный мост между Европой и Азией намерена активно участвовать в работе АТЭС и в продвижении азиатско-тихоокеанской экономической интеграции; плюс - Россия стремится адаптировать свою экономическую политику к требованиям как глобального и европейского, так и азиатского экономического и интеграционного сотрудничества.
2. По проблеме институализации
АТЭС. Россия поддерживает усилия ряд
3. По проблеме либерализации торговли и инвестиций. Россия сохраняет приверженность принятым обязательствам по срокам либерализации, однако выражает надежду, что страны - партнеры примут во внимание геоэкономическое положение России между ЕС и АТЭС и согласятся на более сложные схемы либерализации, - например, на разные темпы либерализации торговли и инвестиций в европейском и дальневосточном секторах российской экономики.
4. По проблеме координации
экономической и финансовой
5. По взаимоотношениям АТЭС - ВТО. России важно заручиться поддержкой стран АТЭС в вопросе принятия России в ВТО. Одновременно России выгодно поддержать усилия ряда стран (США, Австралия), направленные на то, чтобы использовать АТЭС для стимулирования начала нового раунда переговоров в рамках ВТО (после провала конференции ВТО в Сиэтле).
6. По работе Центров исследования АТЭС. В рамках поддержки идеи институализации АТЭС с учетом интересов менее развитых стран было бы целесообразно поставить вопрос о создании централизованного фонда АТЭС по финансированию работы исследовательских центров АТЭС в менее развитых странах, включая Россию.
7. По проблеме субрегиональной
интеграции. Несмотря на противодействие
ряда стран (Австралия, Новая
Зеландия), развитие субрегиональной
интеграции является
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для проведения эффективной стратегии развития России в АТР надо точнее учитывать новые международные реалии, отходить от стереотипов, явно или не явно связанных с временами «холодной войны». Надо перестать пугать других и себя не существующими в новом глобализирующемся и взаимозависимом мире угрозами, понимание и прочтение которых идет от прошлого противостояния двух мировых систем и которые многие отождествляли тогда и продолжают отождествлять сегодня с противостоянием СССР и США, а теперь России и США.
У России вместе с другими странами АТЭС есть исторический шанс стать третьим, после ЕС и НАФТА, региональным глубоко интегрированным сообществом, живущим на новых принципах «безопасности через сотрудничество в развитии».
В новый век форум АТЭС вступил, встречая новые вызовы противоречивых процессов глобализации, развития новой экономики, далеко не однозначные оценки своей деятельности. В новой стратегической обстановке перед форумом АТЭС стоит нелегкая задача поиска дальнейшего направления движения, «своего лица» в новой окружающей среде с учетом интересов всех его участников. Прежде всего, АТЭС предстоит определить пути рационального использования возможностей «новой экономики», революции в информационной технологии для углубления процессов экономической интеграции в интересах дальнейшего социально-экономического развития своих стран, базирующегося на развитии человеческих ресурсов, человеческого капитала.
В перспективе можно ожидать сохранения известных разногласий по проблеме сбережения определенного баланса между двумя опорами атэсовской деятельности – либерализацией, облегчением условий торговли и программой экономического и технического сотрудничества. В отношении ЭКОТЕК представляется важным найти новые подходы к реализации программ технического сотрудничества, которые при всей их важности невелики по объему вложенных средств, выявить и определить такие проекты технического сотрудничества, которые могли бы играть ключевую роль в экономическом и техническом «прорыве» развивающихся стран.
При оценке положительных и проблемных сторон дальнейшей вовлеченности России в интеграционные процессы в АТР, АТЭС в том числе, прежде всего, видимо, следует исходить из того, что интеграционные процессы в АТР, организационной кульминацией которых в настоящее время выступает АТЭС, имеют характер объективного явления, подготовленного глубинными процессами экономического развития региона, формирования международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше с возможными подъемами и спадами независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадает из этих процессов с соответствующими последствиями.
Активная деятельность в рамках АТЭС не только уменьшит опасность выпадения России из тихоокеанского экономического пространства, но и позволит принимать деятельное участие в дальнейшей разработке основных принципов торгово-экономического сотрудничества в регионе с учетом собственных интересов, которые практически закладывают материально-экономические основы нового политического порядка в АТР.
Заключение
На основании вышесказанного сделаем необходимые выводы. С середины XX в. процессы интернационализации экономики, выхода воспроизводственных процессов за пределы национальных государств стали вызывать формирование региональных интеграционных объединений стран. Важную роль в этом сыграло усиление конкуренции между ведущими державами мира. Интеграционные тенденции вначале, как правило, находят выражение в создании зон свободной торговли, основной чертой которых является отсутствие барьеров, свободное перемещение товаров и услуг во взаимной торговле. Следующий этап - создание таможенного союза с единой системой таможенного тарифа стран - участниц по отношению к другим государствам. Общий рынок - это еще более высокая стадия интеграции. Наряду с единым рынком товаров и услуг в его рамках создается также единый рынок капиталов и рабочей силы. Наконец, высшим этапом является образование экономического (и валютного) союза с единой экономической и валютной политикой. Этой стадии удалось достичь пока только одной группировке - Европейскому Союзу, куда в настоящее время входят 15 стран Западной Европы. В принципе возможно и политическое объединение как более развитая форма интеграционных связей, но пока для этого еще нет предпосылок ни у одной группы стран.
Информация о работе Характеристика интеграционных процессов в АТР