Шпаргалка по "Технологиям социологии работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Технологиям социологии работы"

Вложенные файлы: 1 файл

tekhnologii.docx

— 288.11 Кб (Скачать файл)

Билет № 1.

  1. Под технологиями социальной работы принято рассматривать совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач по социальной помощи населению. По определению Е.И. Холостовой, представленному в Российской энциклопедии социальной работы, технологии социальной работы базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, психологией и др.

 Рассматривая социальную  работу как особый вид деятельности, сущность технологий социальной  работы можно интерпретировать  как совокупность приемов, методов  и воздействий государственных,  общественных и частных организаций,  специалистов и волонтеров, направленных  на оказание помощи, поддержки,  защиты любого человека, но особенно  это относится к наиболее нуждающимся.  Технологии социальной работы  в концентрированном виде выступают  как обобщение накопленных и  систематизированных знаний, опыта,  умений и практики работы субъектов  социальной деятельности.

 

  1. Технологии СР в здравоохранении. При планировании и реализации технологий социальной работы в здравоохранении можно исходить из условного разделения медико–социальной работы на две функциональные направленности – профилактическую и патогенетическую. Медико–социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико–социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико–социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико–социальной помощи; проведение медико–социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально – бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. Для создания наиболее эффективных технологий социальной работы в здравоохранении специалисты используют предложенную ранее базовую модель медико–социальной работы, которая позволяет обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть специфику той или иной конкретной области медицины и здравоохранения. Основным правовым актом, обеспечивающим развитие социальной работы в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В статье 20 этого документа зафиксирована следующая правовая норма: «Медико–социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения».

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико–социальной работы, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционировании адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности. К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети – сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет. Социальная работа в здравоохранении имеет много общего по своей сути с медико–социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно – диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками.

  1. Паблик рилейшнз (связи с общественностью). В отличие от индивидуальной помощи и групп социальной терапии этот метод позволил расширить масштабы социальной работы среди населения, ибо под общественностью здесь понимается улица, район города, церковная община, социум в целом. Приверженцы данного метода акцентируют внимание на том, что по сути любая социальная проблема – не только и не столько личная, сколько общественная, а посему для эффективного ее решения или предупреждения необходима работа с социумом в целом. Связь с общественностью – одна из базовых технологий социальной работы, позволяющая встраивать в себя многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и т.д. При анализе данной технологии основной акцент был сделан на использование СМИ, что обусловлено той ролью, которую играют они в современном обществе, а также тем, что до последнего времени сотрудники социальных служб в России не продемонстрировали желания или неумения профессионально взаимодействовать с этой трибуной.

 

Билет № 2

  1. Роль и место дисциплины «Технология социальной работы» в системе научно-социальной технологии

Социальные  технологии – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношения и процессов.

Технологии  социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.

Специалистами в области  социальных технологий выработаны и  предложены основные условия возможности  технологизации деятельности в социальной сфере. К ним относятся:

  • предмет воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
  • должны быть известны элементы системы (структуры) предмета воздействия, особенности их строения и функционирования;
  • возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
  • возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как  специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система  научных знаний со своим предметом  исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается  не в возможности технологического подхода к социальной работе, а  в разработке, совершенствовании  и усвоении технологии социальной работы, ее методологии, инструментария и опыта  их применения на практике.

Технологию  социальной работы можно рассматривать  в двух аспектах. Во-первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику, которая характеризует организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия субъектов на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Такой подход к проблемам технологии социальной работы присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с пациентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения  социальных проблем – процесс  сложный, требующий как теоретических  обоснований, так и практической апробации теоретических выводов  и рекомендаций. Он проходит три  основных этапа: теоретический, методический и процедурный, совокупность которых  представляет собой систему разработки технологии социальной работы.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический  этап решает задачи выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразовательной деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий в виде соответствующей технологии социальной работы.

Содержание технологии социальной работы характеризуется обоснованностью  проекта, программы или цели деятельности, наличием в ней определенного  алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения стоящих  задач, стандарта или норматива  предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы отличают:

  • динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
  • непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
  • цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами и обусловленная цикличностью организаторской работы;
  • дискретность технологического процесса, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиентов с момента целеполагания до исполнения принятого решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает важнейший, а именно ее прикладной, практический, аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики проявления технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы  деятельности и специалистов социальных служб.

 

  1. Использование информационных технологий в государственном управлении. В последние годы в Российской Федерации осуществляется реформа как в государственной сфере, так и в общественной жизни. Эта реформа затронула и сферу управления. Административная реформа направлена на создание оптимальной системы государственного управления, решение неотложных социально-экономических проблем, повышение уровня и качества жизни населения.

Главной особенностью административных регламентов является то, что их внедрение направлено в первую очередь  на:

- повышение качества предоставления  и обеспечение доступности государственных  услуг, создание комфортных условий  для получателей этих услуг;

- применение новых форм  документов, позволяющих устранить  необходимость неоднократного представления  идентичной информации, снижение  количества взаимодействий заявителей  с должностными лицами;

- упорядочение административных  процедур и действий.

Особенность современного общества заключается в непрерывном обмене информацией. Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Полная, достоверная, своевременно полученная информация является необходимым условием успешного функционирования любой  организации и особенно государственного учреждения.

Информационное обеспечение  играет важную роль в государственной  деятельности. При отсутствии необходимой  информации невозможно принятие правильных и своевременных решений государственных  задач, определение направлений  развития современного общества.

В связи с этим совершенно очевидно, что работа государственных  органов управления должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой - информационным обеспечением.

Под информационным обеспечением можно понимать процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации должностных обязанностей органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Целью информационного обеспечения государственной  службы является создание условий для принятия эффективных решений по управлению государством как целостной социально-экономической системой.

Управленческая информация призвана ориентироваться по следующим  параметрам:

во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации необходимо согласовывать с компетенцией государственных органов);

Информация о работе Шпаргалка по "Технологиям социологии работы"