Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:23, курс лекций
Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
1.Понятие ассортимента товара
2. Классификация ассортимента товаров
3. Ассортиментная политика
4. Формирование ассортимента товаров
5. Показатели ассортимента товаров
6. Ассортимент товаров в магазине
7. Управление ассортиментом товаров
Новизна ассортимента
Новизна характеризует появление
новых разновидностей товаров за
определенный период времени и оценивается
коэффициентом новизны Ко:
Ко = Ро / Рф
где Ро — количество новых разновидностей
товаров, появившихся в момент проверки,
ед.; Рф — среднее количество разновидностей,
ед.
Коэффициент новизны характеризует
степень обновления ассортимента, появление
новых изделий.
Ассортимент товаров в магазине
Формирование ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.
На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: тип и размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.
Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров — тип розничного торгового предприятия.
Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.
Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.
На формирование ассортимента
товаров в розничных торговых
предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого
населения и характер его трудовой деятельности,
уровень развития культуры, социальное
обеспечение и уровень доходов населения.
Весьма существенным фактором является
уровень цен на товары. Кроме этого, следует
учитывать половозрастной, профессиональный
и национальный состав населения, его
традиции и обычаи, а также количество
и структуру обслуживаемых семей.
При формировании ассортимента товаров
нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов,
представленного в них ассортимента товаров,
уровня цен на товары, методов продажи,
предлагаемых услуг и т.д.
Процесс формирования
ассортимента товаров в розничной торговой
сети можно условно разделить на три этапа.
На первом
этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т.е.
определяется ассортиментный профиль
магазинов. Эта работа проводится с учетом
действующих принципов размещения розничной
торговой сети и на основании маркетинговых
исследований в области целевого рынка.
С учетом этого определяется место и роль
магазина в общей системе торгового обслуживания
города, района и т.д.
Второй
этап предусматривает установление количественного
соотношения отдельных групп товаров
в магазине, т.е. рассчитывается структура
группового ассортимента.
На третьем
этапе определяется внутригрупповой
ассортимент, т.е. осуществляется подбор
конкретных разновидностей товаров каждой
группы по различным признакам. При этом
в каждом магазине должно быть обеспечено
соответствие предлагаемого ассортимента
товаров спросу населения. Учитывают также
влияние различных факторов на построение
ассортимента товаров в каждом конкретном
розничном торговом предприятии.
Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.
Реализации в магазинах должны подлежать товары надлежащего качества.
Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.
Рассмотрим особенности формирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.
Необходимо иметь в виду, что процесс формирования ассортимента товаров в различных типах розничных торговых предприятий имеет определенные особенности и существенно отличается по сложности. Так, например, в московских гипермаркетах «Рамстор» на торговой площади 5000 м2 размещается 50 тыс. наименований товаров, в том числе 20 тыс. наименований продовольственных товаров, а также такие непродовольственные товары, как косметика, чистящие и моющие средства, текстиль, обувь, белье, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, электронная бытовая техника и т.д. В то же время, небольшие сельские магазины торговой площадью 100–150 м2 торгуют товарами повседневного спроса, представленными несколькими десятками наименований. Поэтому при формировании ассортимента товаров в магазинах, прежде всего, следует учитывать их тип и размер торговой площади.
Так, в универмагах
ассортимент товаров
Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы: «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.
В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.
В универсамах выделяют
продовольственные и
Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневного спроса» — на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации в январе 1998 года, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.
В условиях перехода к рыночным отношениям
работа по формированию ассортимента
в магазинах значительно
Управление ассортиментом товара
Управление ассортиментом товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основными элементами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций.
Требования к рациональности ассортимента измеряются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально- экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды организации).
Основные направления
Главная цель формирования ассортимента - наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
Материально-техническая база торговой организации может оказать определённое воздействие на формирование ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного, либо развёрнутого ассортимента, организация не должна и планировать такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей
Таким образом, управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
Регулирование
Информация о работе Анализ ассортимента продовольственных товаров