Ассортимент масел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Карбюраторные двигатели, использующиеся в легковых и грузовых автомобилях, автобусах, в авиационной технике, работают в резко переменных скоростных и нагрузочных режимах, что отражается на температуре моторного масла. Это вызывает ужесточение требований к способности масла предотвращать образование отложений, а так же к антиокислительным свойствам. Выбор масла обусловлен уровнем форсирования и условиями эксплуатации двигателя.

Содержание

1. Ассортимент масел 1
2. Моторные масла 4
2.1 Общие требования к моторным маслам 4
2.2 Классификация моторных масел 6
2.2.1 Классификация SAE 6
2.2.2 Классификация ГОСТ 17479.1-85 9
2.3 Свойства масел и методы их оценки 17
3. Трансмиссионные масла 24
3.1 Общие требования 24
3.2 Основные функции трансмиссионных масел 25
3.3 Классификация трансмиссионных масел 26
3.4 Ассортимент трансмиссионных масел 30
4. Гидравлические масла 32
4.1 Общие требования и свойства 32
4.2 Система обозначения гидравлических масел 34
5. Индустриальные масла 37
5.1 Система обозначений 38
5.1.1 Масла общего назначения без присадок 39
5.1.2 Масла общего назначения с присадками (легированные) 41
6. Анализы для определения качества масел 42
Список литературы 52
Приложение – таблица основного сырья и присадок, применяемых при производстве масел

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные функции трансмиссионных масел

  • предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений
  • снижение до минимума потерь энергии на трение
  • отвод тепла от поверхностей трения
  • снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок
  • масла не должны быть токсичными

Для обеспечения  надежной и длительной работы агрегатов  трансмиссий смазочные масла должны обладать определенными характеристиками:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью
  • иметь хорошие вязкостно-температурные свойства
  • не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями
  • иметь хорошие антипенные свойства
  • иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения

Все эти свойства трансмиссионного масла могут быть обеспечены путем введения в состав базового масла соответствующих функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др.

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Классификация трансмиссионных масел

Многообразие  вырабатываемых трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, вызвало необходимость разработки и использования классификаций масел, которые позволяют правильно решить вопрос выбора сорта масла для данной конструкции трансмиссии.

Отечественная классификация  трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85.

В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса.

Классы трансмиссионных  масел по ГОСТ 17479.2-85

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 100 °С, мм²/с

Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше

9

6,00 – 10,99

–35

12

11,00 – 13,99

–26

18

14,00 – 24,99

–18

34

25,00 – 41,00

-


 

В соответствии с классом  вязкости ограничены допустимые пределы  кинематической вязкости при 100 °С и  отрицательная температура, при  которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий  автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1 - ТМ-5, указанным в таблице.

Группу масел устанавливают  по результатам оценки их свойств  по ГОСТ 9490-75 при разработке новых трансмиссионных масел и постановке их на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года.

По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает начальные буквы русских слов "трансмиссионное масло", первая цифра - группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра – класс вязкости масла.

 

 

Группы трансмиссионных  масел по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатационным свойствам

Состав масел

Рекомендуемая область  применения

1

Минеральные масла без  присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С

2

Минеральные масла с  противоизносными присадками

То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С

3

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

4

Минеральные масла с  противозадирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

5

Минеральные масла с  противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С


 

До введения ГОСТ 17479.2-85 на классификацию и систему обозначений трансмиссионных масел маркировка масел в нормативно-технической документации была другой. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 и соответствие их ранее принятым маркам приведены ниже в таблице.

Соответствие  обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85

Принятое обозначение  масла

Нормативно-техническая  документация

ТМ-1-18

ТС-14,5

ТУ 38.101110-81

ТМ-1-18

АК-15

ТУ 38.001280-76

ТМ-2-9

ТСп-10ЭФО

ТУ 38.101701-77

ТМ-2-18

ТЭп-15

ГОСТ 23652-79

ТМ-2-34

ТС

ТУ 38.1011332-90

ТМ-3-9

ТСзп-8

ТУ 38.1011280-89

ТМ-3-9

ТСп-10

ТУ 38.401809-90

ТМ-3-18

ТСп-15К, ТАп-15В

ГОСТ 23652-79

ТМ-5-9

ТСз-9гип

ТУ 38.1011238-89

ТМ-5-18

ТСп-14гип, ТАД-17и

ГОСТ 23652-79

ТМ-5-34

ТСгип

ОСТ 38.01260-82

ТМ-5-12з(рк)

ТМ5-12рк

ТУ 38.101844-80


 

Для решения вопроса  взаимозаменяемости отечественных  и зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классам вязкости по классификации SАЕ и группам по классификации АРI.

 

 

 

 

 

 

3.4 Ассортимент трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла  без присадок в последние годы производят и применяют чрезвычайно редко (для устаревших видов техники), и выработку таких масел осуществляют по специальным заказам покупателей. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола – зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.

Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионых масел  сегодняшнего дня, следует, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так, совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп-15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

В то же время  нельзя не заметить появления на нефтяном рынке страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения, которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного производства.

Тем не менее, ряд  маловязких, низкозастывающих масел  специального назначения продолжают вырабатывать и успешно реализуют в сложных условиях современного рынка.

 

Соответствие* классов  вязкости и групп трансмиссионных  масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SAE J306С и АРI

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85

Класс вязкости по SAE J306С

Группа по ГОСТ 17479.2-85

Группа по АРI

9

75W

ТМ-1

GL-1

12

80W/85W

ТМ-2

GL-2

18

90

ТМ-3

GL-3

34

140

ТМ-4

GL-4

-

-

ТМ-5

GL-5


* Приблизительное  соответствие. Для полного соответствия  необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Гидравлические масла

4.1 Общие требования и свойства

Гидравлические  масла (рабочие жидкости для гидравлических систем) разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые. По назначению их делят в соответствии с областью применения:

  • для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники
  • для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин
  • для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий

В данной главе рассмотрены  рабочие жидкости для гидросистем  мобильной техники, обозначенные ГОСТ 17479.3-85 как гидравлические масла, а также некоторые наиболее распространенные гидротормозные и амортизаторные жидкости на нефтяной и синтетической основах.

Основная функция рабочих  жидкостей (жидких сред) для гидравлических систем – передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.

Гидравлический привод не может действовать без жидкой рабочей среды, являющейся необходимым конструкционным элементом любой гидравлической системы.

В постоянном совершенствовании  конструкций гидроприводов отмечаются следующие тенденции:

  • повышение рабочих давлений и связанное с этим расширение верхних температурных пределов эксплуатации рабочих жидкостей
  • уменьшение общей массы привода или увеличение отношения передаваемой мощности к массе, что обусловливает более интенсивную эксплуатацию рабочей жидкости
  • уменьшение рабочих зазоров между деталями рабочего органа (выходной и приемной полостей гидросистемы), что ужесточает требования к чистоте рабочей жидкости (или ее фильтруемости при наличии фильтров в гидросистемах)

С целью удовлетворения требований, продиктованных указанными тенденциями развития гидроприводов, современные рабочие жидкости (гидравлические масла) для них должны обладать определенными характеристиками:

  • иметь оптимальный уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, т.е. высокий индекс вязкости
  • отличаться высоким антиокислительным потенциалом, а также термической и химической стабильностью, обеспечивающими длительную бессменную работу жидкости в гидросистеме
  • защищать детали гидропривода от коррозии
  • обладать хорошей фильтруемостью
  • иметь необходимые деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства
  • предохранять детали гидросистемы от износа
  • быть совместимыми с материалами гидросистемы

Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых масел, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.

Физико-химические и эксплуатационные свойства современных  гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок – антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Система обозначения гидравлических масел

Принятая в мире классификация  минеральных гидравлических масел  основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств.

В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 ("Масла гидравлические. Классификация и обозначение") обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами "МГ" (минеральное гидравлическое), вторая – цифрами и характеризует класс кинематической вязкости, третья – буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

Информация о работе Ассортимент масел