Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 07:26, реферат
Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
С позиций товароведения как научной дисциплины виды информации о товаре классифицируют по следующим признакам: источнику происхождения; характеру проявления; объему; форме представления.
По источнику происхождения информацию о товаре подразделяют на торговую, производственную и бытовую.
По характеру проявления — на товароведную и организационную.
По объему информацию подразделяют на специальную (для специалистов) и покупательскую (для потребителей).
По форме/представления
различают информацию маркировочно-справочную,
маркировочно-условную, эксплуатационно-
Маркировочно-справочная товароведная информация предусмотрена нормативно-технической документацией. Она включает маркировку изделий — нанесение определенных знаков или символов, характеризующих изделие. Маркировка изделия должна быть информативной, лаконичной, достоверной, достаточной, запоминающейся.
Маркировка может быть словесной (слова, буквы, цифры, символы), изобразительной (рисунок, фигура, график), объемно.-пространствен-ной (рельефное изображение в трех измерениях), комбинированной.
Маркировка включает изображение
товарного знака предприятия-
Наносят маркировку непосредственно на изделие или на основной ярлык, прикрепленный к изделию, на контрольный ярлык, этикетки, тканевые ленты и т. д.
Носителем маркировочно-справочной информации является клеймо — составная часть маркировки.
Клеймо — это знак, который
наносят на изделие с помощью
специальной формы. Клеймение и
маркирование могут осуществляться
различными методами, выбор которых
определяется многими условиями; поэтому
в нормативно-технической
Маркировочно-условная информация представляется в виде условных знаков. Существует четыре типа обозначения знаков: фирменное имя, фирменный знак, торговый образ, товарный знак.
Фирменное имя — слово, буква или группа слов или букв, которые могут быть произнесены.
Фирменный знак — это символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение.
Торговый образ — это персонифицированная торговая марка; присваиваетря определенному виду товара, свойства которого отличаются от свойств других товаров того же вида.
Товарный знак — обозначение,
помещаемое на товаре (или упаковке)
промышленными и торговыми
Порядок приобретения права
на товарный знак, его использования
и защиты определяется национальным
законодательством и
Товарный знак может присваиваться не только отдельному товару, но и группе их. В этом случае он представляет не только товар, но и форму. Товарный знак, являющийся собственностью фирмы, может сопровождаться знаком ©. Товарный знак, зарегистрированный в Международном реестре, сопровождается знаком ®.
Информация о товаре посредством товарного знака может быть передана путем указания: источника происхождения (имени, предприятия, отрасли промышленности, географического положения, страны происхождения, дополнительных источников); функции изделия; состава изделия; физических свойств изделия (формы, цвета, вкуса, эластичности и др.); потребительских свойств изделия (скорости, безопасности, надежности, комфортности, долговечности и др.); психологических и экономических свойств изделия.
Знаки соответствия становятся
ведущим фактором конкурентоспособности
товаров. Различают национальные и
транснациональные знаки
Национальный знак соответствия
— знак, подтверждающий соответствие
товара требованиям, установленным
национальными стандартами или
другими нормативными документами.
Знак соответствия используется только
для сертифицированной
Транснациональные знаки
соответствия — знаки, подтверждающие
соответствие требованиям, установленным
региональными стандартами. Так, в
странах Европейского экономического
сообщества и входящих в Европейскую
ассоциацию свободной торговли приняты
знаки соответствия «CEN» (учрежден Европейским
комитетом по стандартизации) и «CENELEC»
(учрежден Европейской электротехнической
комиссией), подтверждающие соответствие
требованиям европейских
В странах Европейского сообщества в качестве единого знака соответствия применяется знак «СЕ», подтверждающий соответствие продукции предписаниям европейских директив и документов, содержащих технические характеристики материалов, оборудования или технических процессов.
Маркировка знаком «СЕ» свидетельствует о высоком качестве продукции и требовательности компаний-производителей к свойствам безопасности и экологичности своей продукции.
Эксплуатационные знаки — Знаки информации о способах ухода и правилах эксплуатации товаров.
Предупредительные знаки — предназначены для информации о возможной опасности при эксплуатации товаров и действиях по предупреждению опасности.
Наиболее распространенными являются системы маркировки опасных веществ и материалов, разработанные органами ООН и Международной организацией труда.
Предупредительные знаки состоят из литеры R (для знаков, предупреждающих об опасности) или S (для знаков, предупреждающих о действиях для избежания опасности), двузначного номера — кода (указатель конкретного вида опасности) и символичного изображения опасности, которое сопровождается надписью, характеризующей вид опасности.
Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте товара или экологически безопасных способах его использования, эксплуатации либо утилизации.
Эксплуатационно-
Рекламно-справочная информация выполняет функции ознакомления возможных покупателей с видами товаров, их свойствами и ценой.
По способу распространения (передачи и восприятия) рекламно-справочную информацию подразделяют на визуальную (печатные
издания, товарные альбомы, телепередачи, кинофильмы и др.), звуковую (радиопередачи, семинары, конференции и др.), вкусовую, тактильную (с помощью ощущений) и др.
Изготовитель или продавец товара обязаны своевременно предоставлять потребителю (покупателю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора. Такая информация в зависимости от вида и
технической сложности товара должна быть представлена в виде маркировки, т.е. информации, наносимой непосредственно на конкретные товары, тару, этикетки, ярлыки и т.п., или в виде текстового документа (паспорта, руководства по применению и др.), непосредственно прикладываемого к конкретному товару. Информация, предоставляемая непосредственно с товаром, должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках объектов Российской Федерации и языках народов РФ.
Информация для потребителя регламентируется ГОСТами и в обязательном порядке должна содержать следующие данные:
наименование товара;
наименование страны-
основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;
правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации и т.п.;
основные потребительские свойства или характеристики;
информацию об обязательной сертификации;
юридический адрес изготовителя и (или) продавца.
Кроме того, в зависимости от вида и технической сложности товара, изготовитель или продавец должен обеспечить необходимую и достаточную для потребителя информацию по безопасности, экономичности, энергоэкономичности и других свойствах товара, применив все или часть сведений из ниже приведенного перечня: масса нетто, основные размеры, объем или количество; состав (комплектность);
товарный знак (товарная марка) изготовителя; дата изготовления; срок годности (службы);
обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);
информацию о добровольной сертификации (при наличии);
информацию о знаке соответствия (при наличии); штриховой код товара (при наличии);
информацию о специфических свойствах товара (при наличии).
Вся информация должна быть достоверной и соответствие товара заявленной информации должно является обязательным требованием для изготовителя и продавца.
Наименование товара должно
соответствовать
Поступающие по импорту товары,
не являющиеся традиционными для
России, должны иметь наименования,
соответствующие международным, региональным
или национальным стандартам, а при
их отсутствии — наименованиям, применяемым
в стане-изготовителе. Использование
в информации о товаре таких характеристик
как «Экологически чистый», «Изготовленный
без применения вредных веществ»
и т.п., носящих, как правило, рекламный
характер, допускается при наличии
нормативной документации, позволяющей
провести контроль и идентификацию
заявленных характеристик, а также
при подтверждении этого
В том случае, если изготовитель товара не является упаковщиком или экспортером, то наряду с изготовителем должны быть указаны юридические адреса упаковщика и экспортера.
Основное или функциональное назначение товара, его основные потребительские свойства, область его использования, правила и условия безопасности и технически грамотной эксплуатации, ремонта, утилизации и др. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативного или технического документа на товар.
Масса товара, основные его размеры, объем и количество товара должны указываться в международной системе единиц (СИ).
Состав и комплектность товара должны быть представлены в виде перечня с наименованием «Состав», «Комплектность».
Товарный знак или товарная марка изготовителя проставляется непосредственно на товарах, таре или на ярлыках и этикетках.
С учетом особенностей конкретных товаров в информации о них указывают срок хранения и срок годности (службы) или только срок годности (службы) товара.
Изготовитель должен указывать срок годности, если данный товар включен в утвержденный правительством РФ «Перечень товаров, для которых установление срока годности обязательно».
Для товаров с практически неопределенными длительными (многолетними) сроками хранения сроки их годности или сроки хранения в информации для потребителя не указывают, а устанавливают в договоре купли-продажи.
Срок годности (или службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной или потребительской таре с использованием одной из типовых формулировок: «Годен в течение (лет, месяцев, суток)» и (или) «Годен до (число, месяц, год)», и (или) «Использовать до (число, месяц, год)», «Срок службы (лет, месяцев, суток, циклов)».
В информации для потребителя на отечественную продукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническую документацию, из которой она была приведена.
Информация о товаре располагается в одном или нескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информацию всегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.
При небольших размерах единиц тары или упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается данные о товаре или часть из них размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковке или в сопроводительной документации к поставляемому товару.
Важное значение для потребителей и участников коммерческой деятельности имеют информационные знаки, представляющие собой условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара.