Истоки потребительской кооперации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Кооперация, как общественная организация - неотъемлемая составляющая общественно-политической системы конкретного государства. Потребительская кооперация является негосударственной самостоятельной общественно-хозяйственной структурой. Таким образом, кооперативные организации являются отражением определенного культурно-хозяйственного и политического фона, они должны вписываться в окружающее их общество, чтобы выжить и развиваться.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Главной задачей  государственной и кооперативных  коммерческой  торговли  и общественного  питания было изъять у населения  как можно больше  денег  (цены в коммерческих магазинах и  чайных  в  2-3  раза  превышали  так  называемые пайковые цены) и уравновесить  товарную  и  денежную  массу  в  стране.  Эта задача  была  выполнена  лишь  частично.  Спрос   на   продовольственные   и  промышленные товары возрастал. Набирала темпы инфляция.  И  тогда  советское  руководство провело  конфискационную  денежную  реформу,  отобрав  у  народа огромную массу денег, что  позволило сократить товарный дефицит  и  установить твердые,  близкие  к  пайковым  цены  на  продовольственные  и  промышленные товары.

  Вместе  со всем  народным  хозяйством  деятельность  потребительски  снова  пошла   на   подъем:   рос   товарооборот,   полнее   удовлетворялся   спрос населения на товары, расширялась  торговая сеть. Объем  сельского   розничного товарооборота потребительской  кооперации в 1946 году по сравнению  с 1945  г. возрос на 23,9%, в 1947г. - на84,7, в 1948 - на99,4%.

   В  обороте продовольственных товаров  уменьшился удельный вес продажи  водки и водочных изделий, и  возросла  доля  хлебопродуктов,  сахара,  кондитерских изделий,  ряда других продовольственных

   Источниками  роста  розничного  товарооборота  потребительской  кооперации служили,  во-первых,  растущее  поступление  товаров  из   централизованного фонда, во-вторых, развертывание заготовительной деятельности и, в третьих, расширение производства товаров на собственных предприятиях.

 

5. Направления  хозяйственной деятельности потребительской кооперации в 1950 – 1990 г.г.

 

В послевоенное время продолжала развиваться торговая, заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшее  распространение получила организация  бытового обслуживания населения, снижается  активность потребительских обществ  в плане заготовки дикорастущих плодов и ягод, что было обусловлено  меньшей востребованностью. Не находит  дальнейшего развития организация  подсобного хозяйства, лова рыбы - эти  направления деятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом, потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольно быстро наращивала обороты  своей деятельности, достигнув наибольшего  развития к концу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449 магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов - пайщиков по Волгоградской  области - 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения  области. Довольно широко была развита  продажа товаров, закупленных по договорным ценам, в магазинах "сельхозпродукты". Таких предприятий в области  работало 379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в области  работало 512 предприятий общественного  питания на 22223 места. Дальнейшее распространение  получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в области работало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5 тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительской кооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупке скота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственная деятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. - 148 предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производству безалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. по области их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйство потребительской кооперации (В 1988 г. - в системе насчитывалось 1971 автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольно устойчивое положение, регулируемая государственными органами система обеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставный фонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989 г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средства составляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являлась органичной частью агропромышленного комплекса, "принимала участие на всех стадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом - в сфере обмена". Доводя товары непосредственно до потребителя, она служила связующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доля потребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, в обороте общественного питания - около 20%. Торговля играла доминирующую роль во всей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничного товарооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменение соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояния сельского населения.

С переходом  на рыночный путь развития система  потребительской кооперации пережила глубокий кризис. Отсутствие законодательной  базы, применимой к новым условиям и ряд других объективных и  субъективных причин содействовали  значительному сокращению объемов  производственной и торговой деятельности, заготовительная же практически  перестала существовать, не использовалась организация бытового обслуживания и другие отрасли деятельности. Либерализация  цен и отсутствие системы индексации денежных средств обесценили собственные  оборотные средства кооперативных  организаций. Резко возросли налоговые  платежи, цены и тарифы на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, транспорт. Эти объективные факторы привели к убыточности основных отраслей деятельности потребительской кооперации. К 1995 году кооперация осталась без собственных оборотных средств, к началу 1998 г. образовался их дефицит. Убыточными явились основные отрасли кооперативной деятельности - торговля, общественное питание. Заготовительная деятельность практически прекратила свое существование. Несколько лучшее положение в сфере производства, однако масштабы производственной деятельности недостаточны для того, чтобы оказать существенное влияние на экономические результаты всей системы.

Во второй половине 90-х гг. XX в. начинается процесс  осмысления глубины кризиса экономики  потребительской кооперации России и попытки реформирования в плане  диверсификации деятельности организаций  потребительской кооперации с целью  повышения их конкурентоспособности, стабилизации финансового состояния  и выхода из кризиса. Согласимся с  мнением И.Д. Барчука, утверждающим, что "диверсификационным развитием  в новых направлениях деятельности является сохранение кооперативных  принципов и ценностей, но при  этом развитие коммерческого предпринимательства  как основу финансовой стабилизации". В то же время нельзя не учитывать  основные направления развития, указанные  В.В. Кашириным, в числе которых: открытие кооперативного банка, содействие правительства  в процессе формирования кооперацией  своей собственности, участие первичных  кооперативов в распределении общей  кооперативной прибыли, выплате  налогов, создании общественных фондов и др. В то же время нельзя согласиться  с выводом исследователя о  необходимости "минимизации количества членов кооператива", ведь известно, что кооператив - организация массовая, существующая, преимущественно, за счет средств пайщиков и для удовлетворения их потребностей.

Современное состояние потребительской кооперации Волгоградской области представлено следующими цифрами: в 2000 году в системе  облпотребсоюза числилось 88 сельских и районных потребительских обществ, членами состояло 250 тыс. пайщиков. Система  потребительской кооперации обслуживала 500 тыс. жителей, или 20% населения области, работало 1553 магазина, торговой площадью 142 тыс. м, 82 предприятия общественного  питания на 3973 посадочных места, 68 хлебозаводов и пекарен мощностью 235 тонн в  сутки, 26 цехов по производству колбасных  изделий мощностью 20 тонн за смену, 13 цехов по производству безалкогольных напитков, 26 овощекартофелехранилищ емкостью 6,5 тыс. тонн, 4 фруктохранилища на 250 тонн, 6 квасильно-засолочных пунктов  емкостью 640 тонн. Как видим, за 10 лет  в системе потребительской кооперации Волгоградской области осталось лишь 35% от общего числа магазинов, 16% предприятий общественного питания, 41% овощекартофелехранилищ, 50% производственных предприятий; информация о приемозаготовительных  пунктах не представлена, а ведь в 1989 году их в области работало 420. В настоящее время как руководящий  орган системы потребительской  кооперации - Центросоюз, так и правительство  России понимают необходимость развития потребительской кооперации как  системы, способной предоставить социальную защиту своим членам в условиях нестабильных рыночных отношений, ведь потребительская  кооперация остается основной торгующей  организацией в сельской местности. "Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что оно признает важную роль, которую сыграла и  играет сейчас потребительская кооперация в решении социально-экономических  задач российского общества, особенно в сельской местности". При этом необходимо обратиться к опыту деятельности потребительской кооперации в наиболее сложные этапы жизни и деятельности страны. Широко пропагандируемое в  настоящее время выполнение кооперацией  социальной миссии, а не увеличения экономических показателей традиционно  было доминирующим в ее деятельности. В этом отношении показателен опыт ведения кооперативного хозяйства в годы Великой Отечественной войны.

 

Заключение

 

Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и  спады, связанные в первую очередь  с отношением к ней власти. Потребительская  кооперация в годы Первой мировой  войны развивалась в обстановке невиданного роста цен на товары. Правительство привлекало кооперацию к заготовкам продуктов для снабжения  армии. После 1917года в условиях кризиса  экономики, разгула спекуляции и  растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения.

В 1935 году деятельность потребительской кооперации была сосредоточена  в сельской местности. Все ее имущество  в городах безвозмездно было передано госструктурам, потребительская кооперация лишилась двух третей своей собственности. Однако она выстояла и на кануне радикальных реформ в 1991 году и представляла собой мощную экономическую организацию.

До 1992 года Правительство  использовало потребительскую кооперацию в своих целях и не стремилось поддержать ее. Но во время реформ было принято более 30 решений государства  по поддержке потребкооперации. Сегодня  Центросоюз России стал признанным хозяйственным  и идейным центром потребительской  кооперации, активным членом МКА. Руководство  Центросоюза, проявив стойкость  и преданность своему делу, професианализм, новаторство, не только смогли сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею борьбы с бедностью и социальное благополучие людей.

    На протяжении многих лет потребительская кооперация помогала стране пережить множество экономических кризисов и боролась за самостоятельность и независимость.

Список  использованных источников

 

1.Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. - 400с.

2. Вместе  ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России/ В.Ф. Ермаков, Г.В. Киселева, А.И. Белашов, Л.В. Зайцева, В.С. Гавричкин, В.А. Евграфова, Н.Д. Котелевский, А.П. Макаренко, Л.П. Наговицына, Ю.Н. Рязанов, М.В. Сероштан, Т.Н. Смирнова, В.И. Теплов, Т.Н. Шурупова : М.: Издательский дом Центросоюза, 2001;

3.Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998 - 235 с.

4.Теплова Л.Е., Исаенко Е.В. Кооперация России в условиях экономической реформы: Учебное пособие. - Ставрополь: "Ставкоопснаб", 1994. - 249 с.

5.Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие.2-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2005. - 160 с.

6.Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 2009. - 441 с.

7.Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учеб. Пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках.3-е изд. перераб. и доп. - М. Издательство РДЛ, 2004. - 360 с.

8.Теплова Л.Е., Уколова Л.В. Организационная культура потребительской кооперации: Теория и практика управления. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 2005. - 412 с.

9. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации Экономист. - 1995. - № 6. - с. 24 - 28.

10. А.П. Макаренко Учебное пособие Теория и история кооперативного движения. Москва 2002 г.

 


Информация о работе Истоки потребительской кооперации России