Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 23:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение взглядов основных экономических школ на сущность товара. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть этимологию понятия “товар” и провести его анализ;
проанализировать современное понимание товара и дать развернутую классификацию товара по различным основаниям;
определить основные положения экономической теории товара различных школ;
выявить эволюционное развитие экономической мысли на природу и сущность товара.
Формирование в России
Так появление на российском рынке разнообразных товаров, о существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению, или в поездках за рубеж, породило и новую неизвестную ранее проблему - идентифицировать тот или иной товар. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью и соответственно на нее отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем с их идентификацией.
Насыщение рынка товарами,
расширение и углубление
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д».
Первое «Д» — достоверность — предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение. Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной. Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.
Второе «Д» —
доступность — связано с
принципом информационной открытости
сведений о товаре для всех пол
Востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.
К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, и т. п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).
Третье «Д» — достаточность информации —может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация
— это отсутствие определенных
сведений о товаре. Зачастую
неполнота информации
Излишняя информация
— это предоставление сведений,
дублирующих основную
2. Эволюция взглядов основных экономических школ на сущность товара
2.1. Взгляды меркантилистов
и классической школы на
Закат феодализма и становление капитализма, бурное развитие мировой торговли, повышение роли сферы обращения предопределили возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Родоначальниками новой науки стали меркантилисты (итал. il mercante, торговец от лат. mercanti, торговать). Название науке дал Антуан де Монкретьен опубликовавший в 1615 г. одноименный “Трактат политической экономии”. В это время число обращающихся товаров и соперничество между европейскими странами за приобретение азиатских продуктов и американских сокровищ значительно увеличивается. Этому способствовали великие географические открытия, создание крупных предприятий для поставки товаров на экспорт (Ост-индская и др. компании), быстрый рост торгового капитала и его господство над промышленностью.
Политика колониальных
захватов и ограбления
В эпоху первоначального
накопления капитала и слома
феодально-аристократических
В работах меркантилистов
объектом наблюдений стала
Меркантилизм полностью
оправдывает свое название так
как не только отдает
В развитии меркантилизма различают два этапа - ранний и поздний (развитый). На первом этапе проводилась политика удержания любыми средствами денег в стране. Эту политику еще называют политикой денежного баланса. На втором этапе проводилась политика торгового баланса, имеющая всю ту же цель – увеличение денежного богатства. Однако увеличение запаса золота и серебра в стране решали по-иному - добивались активного сальдо по торговому балансу (т. е. превышение вывоза товара над ввозом). На первый план для достижения поставленной цели меркантилизмом выдвигалась система протекционизма. Так поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства. Мануфактурам предоставлялись особые привилегии и монопольные права (субсидии, экспортные премии, освобождение от налогов т. д.).
Меркантилистская политика проводилась во всех западноевропейских странах. Однако в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Именно поэтому в работах английских меркантилистов основные положения этого учения изложены в наиболее полной и развернутой форме. Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является английский меркантилист Томас Ман (1571-1641). Он был членом совета директоров Ост – Индской торговой компании. Как стратег торговли он свои основные мысли изложил в трактате “Богатство Англии во внешней торговле”.
Начало французского
меркантилизма, как собственно и
меркантилизма вообще, положено
во взглядах теоретика-
Ограничиваясь изучением
явлений в сфере обращения
в отрыве от производства, меркантилисты
неизбежно ограничивались
С позиций нашего времени можно утверждать, что меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма поверхностно подошел к пониманию товара и товарно-денежного обмена. Однако для того времени когда он возник и развивался это был крупный шаг вперед в развитии научного понимания происходящих явлений хозяйственной жизни.
Современный капитализм возник в условиях господства в Европе меркантилистской системы и смены мануфактуры фабриками и заводами. В этом отношении примечательно, что первая в мировой истории промышленная революция произошла в Англии. Именно Англия становится фабрикой мира, а Лондон крупнейшим мировым городом и мировым торговым центром. По мнению ведущих экономических историков (Валлерстайна, Уилсона), мощное индустриальное развитие Англии и других стран, проводивших политику меркантилизма (протекционизма), было не случайным, оно было прямым следствием этой политики. Во всех странах, проводивших такую политику, ускорился прирост населения и повысилась рождаемость, чего не происходило в других странах. Так, в Англии средняя рождаемость выросла с 3,5 детей на одну женщину в середине XVII в. до 5,5-6 детей в начале XIX в., а прирост населения увеличился в несколько раз, чем объясняется феномен не только плотного заселения англичанами Британских островов, но ещё и заселения ими двух континентов — Северной Америки и Австралии.
Информация о работе История возникновения и современное понимание категории “товар”