История возникновения и современное понимание категории “товар”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение взглядов основных экономических школ на сущность товара. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть этимологию понятия “товар” и провести его анализ;
проанализировать современное понимание товара и дать развернутую классификацию товара по различным основаниям;
определить основные положения экономической теории товара различных школ;
выявить эволюционное развитие экономической мысли на природу и сущность товара.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

     Формирование в России рыночных  условий, их дальнейшее развитие  и совершенствование предъявляют  к объекту товарно-денежных отношений  повышенные требования. Характерно  это для современного рынка, тем, что сформировались условия для производства фальсифицированных товаров.

Так появление на российском рынке разнообразных товаров, о существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению, или в поездках за рубеж, породило и новую неизвестную ранее проблему - идентифицировать тот или иной товар. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью и соответственно на нее отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем с их идентификацией.

    Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента  являются одним из достижений  перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую  трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах. С развитием товарного рынка бурно развивается система информации о товарах.

     К  товарной  информации  предъявляют  следующие  основные  требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования  можно  обозначить как «Три Д».

     Первое «Д» — достоверность  — предполагает правдивость и  объективность сведений  о  товаре,  отсутствие  дезинформации   и   субъективизма   в   их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение. Наиболее часто недостоверна информация о  фальсифицированных  товарах, так   как   ассортиментная   и   качественная   фальсификации    обязательно сопровождаются информационной. Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев  может быть  квалифицирована  как   информационная   фальсификация.   Недостоверная информация может  быть вызвана  недостаточными  профессиональными  знаниями субъектов, ее представляющих,  или  нечеткими  требованиями  к  определенным сведениям.

     Второе  «Д»  —  доступность  —  связано  с  принципом   информационной открытости  сведений о товаре для всех пользователей. В  свою  очередь,  общее  требование  доступности   информации   можно подразделить на ряд частных. Языковая  доступность  означает,  что  информация   должна   быть   на  государственном  языке  или  языке  преобладающей  части  потребителей,  для которых этот  товар  предназначен.  В  Федеральном  законе  «О  защите  прав потребителей» указывается, что сведения о  товаре  должны  быть  на  русском языке.

     Востребованность  —  требование,  закрепляющее  право  потребителя  на необходимую  информацию  и  обязанность   изготовителя   или   продавца   ее предоставлять по первому требованию,  регламентируется  Федеральным  законом «О защите прав потребителей».

     Понятность —  требование,  предполагающее  использование  общепринятых понятий,  терминов,  определения  которых  приводятся  в   терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия  относятся  к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.

     К  общепринятым  понятиям  следует  отнести   наименования   известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр  сычужный, и т. п.). Однако не все наименования товаров,  особенно  новых  или марочных, могут быть понятны покупателю (например,  маргарин  Солнечный  или масло  бутербродное),  что  требует  поясняющей  информации  в  устной   или письменной форме (например,  устная  консультация  продавца,  аннотация  или разъясняющий текст на маркировке).

     Третье  «Д»  —  достаточность  информации  —может   трактоваться   как рациональная информационная насыщенность, что исключает  предоставление  как неполной, так и излишней информации.

     Неполная информация  — это отсутствие определенных  сведений  о  товаре. Зачастую  неполнота информации обусловливает  ее  недостоверность. Например, на  российском  потребительском  рынке  очень  часто   встречаются   товары, произведенные  совместными  предприятиями  в  России  или  странах  ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования  изготовителя. Эта неполная информация одновременно является  и  недостоверной,  а  товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.

     Излишняя  информация  —  это  предоставление   сведений,   дублирующих основную информацию  без особой необходимости или не  представляющих  интерес для  ее  пользователей.  Избыток  информации  также  вреден,   так   как   в современных  условиях  информационных  перегрузок  бесполезные  сведения   о товаре  могут  вызвать  раздражение  потребителя  и  побудить  к  отказу  от покупки. Современной актуально проблемой является профессиональная оценка рыночной стоимости товаров. Оценочная деятельность обеспечивает информационную основу принятия хозяйственных решений, развитию конкуренции, активизации инвестиционных процессов[23, с. 11]. В основе профессиональной оценочной деятельности лежит экономическая теория товара. 

2. Эволюция взглядов  основных экономических школ  на сущность товара

2.1. Взгляды меркантилистов  и классической школы на природу  товара

    Закат феодализма и становление капитализма, бурное развитие мировой торговли, повышение роли сферы обращения предопределили возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Родоначальниками новой науки стали меркантилисты (итал. il mercante, торговец от лат. mercanti, торговать). Название науке дал Антуан де Монкретьен опубликовавший в 1615 г. одноименный “Трактат политической экономии”. В это время число обращающихся товаров и соперничество между европейскими странами за приобретение азиатских продуктов и американских сокровищ значительно увеличивается. Этому способствовали великие географические открытия, создание крупных предприятий для поставки товаров на экспорт (Ост-индская и др. компании), быстрый рост торгового капитала и его господство над промышленностью.

     Политика колониальных  захватов и ограбления захваченных  земель давала быстрый и невиданный  рост богатства. Награбленные сокровища  превращались в капитал. Первые  колониальные империи были созданы  Португалией и Испанией, а вслед за ними в борьбу за колонии вступили Голландия, Англия и Франция. Европейские страны по уровню развития были выше колоний и неэквивалентная торговля их сказочно обогащала. Необходимо отметить, что крупным источником обогащения колонизаторов была и работорговля.

    В эпоху первоначального  накопления капитала и слома  феодально-аристократических устоев  социальные функции денег неизмеримо  возрастают и деньги становятся  мерилом всеобщего богатства.  Денежное богатство дает путь  даже в высшие слои общества, что в прежнем сословном обществе было невозможно. Это хорошо описано в художественной литературе глубоко взволновавшей общество     (  Лабрюйер, Лесаж и др.). Поэтому неудивительно, что главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений.

    В работах меркантилистов  объектом наблюдений стала сфера  торговли, движение денег и товаров между различными странами. Целью пристального изучения являлись поиски источников буржуазного богатства. Представители раннего и позднего меркантилизма видели деньги главным богатством государства, но их взгляды на способы накопления богатства различались, как и на роль государства в этом процессе.

      Меркантилизм полностью  оправдывает свое название так  как не только отдает приоритет  сфере торгового обращения по  отношению к производству, но  и олицетворяет богатство с  деньгами и золотом. При этом ранние меркантилисты выступали против вывоза золота и серебра из страны, поздние же допускали такой вывоз при условии что в целом в торговле достигается положительное сальдо.

     В развитии меркантилизма  различают два этапа - ранний и поздний (развитый). На первом этапе проводилась политика удержания любыми средствами денег в стране. Эту политику еще называют политикой денежного баланса. На втором этапе проводилась политика торгового баланса, имеющая всю ту же цель – увеличение денежного богатства. Однако увеличение запаса золота и серебра в стране решали по-иному - добивались активного сальдо по торговому балансу (т. е. превышение вывоза товара над ввозом). На первый план для достижения поставленной цели меркантилизмом выдвигалась система протекционизма. Так поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства. Мануфактурам предоставлялись особые привилегии и монопольные права (субсидии, экспортные премии, освобождение от налогов т. д.).

    Представители  раннего меркантилизма (XV— нач. XVI вв.) главным считали административные меры по удержанию в стране драгоценных металлов. К их числу относят:

  • всестороннее ограничение импорта товаров (установление высоких цен на импортируемые товары);
  • вывоз золота и серебра из страны карался суровыми наказаниями;
  • в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а суммы, вырученные за проданный иностранными купцами товар, необходимо было тратить на покупку местных товаров.

     Поздний меркантилизм (2-я пол. XVI—XVII вв.) политику протекционизма осуществляет в более мягкой форме:

  • снимаются жёсткие ограничения по импорту товаров и вывозу денег;
  • активный торговый баланс обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны;
  • появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой.

       Меркантилистская  политика проводилась во всех  западноевропейских странах. Однако  в зависимости от конкретной  исторической обстановки она  дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Именно поэтому в работах английских меркантилистов основные положения этого учения изложены в наиболее полной и развернутой форме. Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является английский меркантилист Томас Ман (1571-1641). Он был членом совета директоров Ост – Индской торговой компании. Как стратег торговли он свои основные мысли изложил в трактате “Богатство Англии во внешней торговле”.

       Начало французского  меркантилизма, как собственно и  меркантилизма вообще,  положено  во взглядах теоретика-меркантилиста  Антуана Монкретьена (1575-1621). Во Франции  меркантилистская политика проводилась  с особенной настойчивостью во второй половине XVII в. министром короля Людовика XIV Ж.Б. Кольбером (1619-1693). В частности, он считал низкие цены на хлеб необходимым условием развития промышленности и торговли. В этот момент феодальные формы эксплуатации во Франции не были ликвидированы. Крестьяне разорялись тяжелыми налогами. Политика Кольбера привела к некоторому росту капиталистического производства. Но главная отрасль французского народного хозяйства - сельское хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка.

     Ограничиваясь изучением  явлений в сфере обращения  в отрыве от производства, меркантилисты  неизбежно ограничивались поверхностными  обобщениями. Поэтому не могли  понять сущности экономических  процессов. Чтобы понять природу  и законы товарного обращения, необходим анализ экономических отношений в сфере производства. Меркантилисты и их время этого не понимали. Исходя из практики торгового капитала (сфера обращения) меркантилисты не могли понять природы стоимости и тем более прибавочной стоимости, создаваемых в процессе производства. Они не могли понять, что законом товарного обмена является обмен товаров по стоимости, т. е. обмен эквивалентов. С их точки зрения, прибыль образуется в результате продажи товаров выше их стоимости. Это вытекало из их непосредственной купеческой практики, т. е. прибавочная стоимость, по их мнению, образуется из надбавки к стоимости продукта.

     С позиций нашего  времени можно утверждать, что  меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма поверхностно подошел к пониманию товара и товарно-денежного обмена. Однако  для того времени когда он возник и развивался это был крупный шаг вперед в развитии научного понимания происходящих явлений хозяйственной жизни.

     Современный капитализм возник в условиях господства в Европе меркантилистской системы и смены мануфактуры фабриками и заводами. В этом отношении примечательно, что первая в мировой истории промышленная революция произошла в Англии. Именно Англия становится фабрикой мира, а Лондон крупнейшим мировым городом и мировым торговым центром.  По мнению ведущих экономических историков (Валлерстайна, Уилсона), мощное индустриальное развитие Англии и других стран, проводивших политику меркантилизма (протекционизма), было не случайным, оно было прямым следствием этой политики. Во всех странах, проводивших такую политику, ускорился прирост населения и повысилась рождаемость, чего не происходило в других странах. Так, в Англии средняя рождаемость выросла с 3,5 детей на одну женщину в середине XVII в. до 5,5-6 детей в начале XIX в., а прирост населения увеличился в несколько раз, чем объясняется феномен не только плотного заселения англичанами Британских островов, но ещё и заселения ими двух континентов — Северной Америки и Австралии.

Информация о работе История возникновения и современное понимание категории “товар”