История возникновения и современное понимание категории “товар”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение взглядов основных экономических школ на сущность товара. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть этимологию понятия “товар” и провести его анализ;
проанализировать современное понимание товара и дать развернутую классификацию товара по различным основаниям;
определить основные положения экономической теории товара различных школ;
выявить эволюционное развитие экономической мысли на природу и сущность товара.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

   На основе проведенного  анализа К.Маркс раскрыл тайну  капиталистической эксплуатации. Заработная  плата оплачивает не труд рабочего, а особый товар “рабочая сила”. Особенность этого товара состоит в том, что он создает продукт стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы. В результате образуется разница между стоимостью произведенного трудом рабочего товара и стоимостью товара “рабочая сила”. Эта разница и есть прибавочная стоимость (нем. mehrwert) – т.е. часть  стоимости вновь созданной живым трудом рабочего сверх стоимости рабочей силы и безвозмездно присвоенной капиталистом.

     Таким образом тайна  капиталистической эксплуатации  по Марксу состоит в том, что рабочая сила как и любой товар имеет два свойства – потребительную стоимость и стоимость. Прибавочная стоимость не вычет из труда рабочего как считал Д. Рикардо, а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, которая ниже, чем стоимость создаваемая ею продукта. Можно сделать вывод, что потребительная стоимость товара “рабочая сила” тем выше чем больше ее способность производить прибавочную стоимость. 

2.3. Австрийская и неоклассическая  школа о особенностях товара  в современном мире

     Со второй половины ХIХ века, когда капитализм начинает прочно утверждаться в развитых странах, складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Акцент смещается в сторону практической плоскости экономических явлений, качественный анализ уступает место количественному. Происходящие изменения дали название новому направлению науки как неоклассическое. Рождение нового термина связывают с именем основоположника этого направления английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.). В 1890 г. выходит его книга “Принципы экономики” где предметом исследования является уже не теория стоимости, а теория цены.

     Период 60–70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности. Наибольшую известность и международное признание получила австрийская школа. Ее представителями являются австрийские экономисты Э. Бём-Баверк и К. Менгер.

     Экономикс занимается  рассмотрением использования ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления в обществе. Экономисты нового направления исследуя оптимизацию ограниченных ресурсов широко используют теорию предельных величин, математический аппарат, графики, таблицы, диаграммы.

     А. Маршалл соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, то есть единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса – предложения, издержек и цены. А. Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценность. Цена товара определяется в равной степени предельной полезностью и издержками производства: продавец назначает цену, ориентируясь на издержки производства, а рыночные цены устанавливаются в результате соотношения спроса и предложения. Начиная с работ А. Маршалла, в экономической теории происходит отход от выяснения проблем сущности к функциональному анализу, то есть одновременному влиянию цены и спроса и предложения товаров.

   Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. Основу теории спроса составляет  маржинализм - учение о предельной полезности. Наиболее яркие представители - К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, У. Джевонс. Основу теории предложения составляет концепция факторов производства, которая была дополнена в дальнейшем теорией предельной производительности Дж.Б. Кларка.

     Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой теории стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику «Капитала» К. Маркса, заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости.

     Согласно теории трудовой  стоимости, только на рынке при  обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда.  
Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность.

     Высокая цена билета  на концерт эстрадной певицы  определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого  труда, а тем полезным эффектом, который ожидает получить зритель.

     Теория предельной  полезности базируется на представлении  о том, что хотя потребности  людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном  товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк. Нужно отметить, что полезность субъективное понятие. Бутылка дешевого портвейна может иметь достаточно большую полезность для бродяги-алкоголика и нулевую или даже отрицательную полезность для председателя местного отделения союза трезвости.

     Под предельной полезностью  понимают добавочную полезность, или удовлетворение, извлекаемое  потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. За относительно короткий промежуток времени, в течении которого вкусы потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать (иногда предельная полезность последующих единиц продукции может возрастать. Например, третья банка кваса может доставить больше удовольствия, чем первая или вторая. Но начиная с определенного момента следует ожидать, что предельная полезность дополнительных единиц продукции начнет падать). Почему? Потому что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворятся. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта известно под названием закона убывающей предельной полезности.

     Закон убывания предельной полезности наглядно показывает, что если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения их цены. Потребитель купит, скажем, два бутерброда по цене 10 рублей, но вследствие убывающей предельной полезности дополнительных единиц продукта он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, т.к., отдавая деньги, он фактически отказывается от других товаров, т.е. от альтернативных способов получения полезности. Поэтому следующие бутерброды будут "недостаточно хороши" до тех пор, пока цена не снизится. При отрицательной предельной полезности фирме, которая готовит бутерброды,  пришлось бы платить клиенту, чтобы заставить его съесть бутерброд. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.

     Представление об  убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона спроса, но и играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами. Этот вопрос сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую сумму полезности или удовлетворения. Правило, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребности, заключается "в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность". Если потребитель уравновесит свои предельные полезности в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находится в "состоянии равновесия", но в случае изменения потребительских вкусов, дохода или цен на различные товары, он окажется в худшем положении - совокупная полезность понизится при любом изменении набора приобретаемых товаров.

                                        

 

 

 

 Заключение

 

     Товар, являясь связующим звеном  между потребителем и производителем, является основным звеном в  конструкции рыночной экономики. Само возникновение и развитие товарного хозяйства объективно связано с поиском эффективных способов удовлетворения человеческих потребностей. По мере углубления разделения труда и совершенствования общественного хозяйства значительно изменяется видовой и качественный состав товаров, товарное производство становится господствующей формой и приобретает все новые черты.

     Товар формирует вокруг себя  различные экономические системы, которые являются производными  от него. Товар в своем движении в экономической системе проходит взаимосвязанные стадии. История наглядно учит, что нельзя как игнорировать созидательные силы товарного производства, так и абсолютизировать их.  Стоит убрать товар из процесса купли - продажи и вся сложная современная экономическая надстройка (торговля, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, бухучет, аудит, товарная экспертиза и другая надстроечная инфраструктура) станет ненужной. Без товара люди вынуждены будут необходимые им продукты производить сами для себя.

      Проведенный исторический анализ  рассматриваемого понятия показал, что по существу его возникновение происходит при первом крупном общественном разделении труда – выделении скотоводства и земледелия. Отсюда  и этимология слова товар в значении как имущество или скот. Это закреплено в языках многих народов. Производным от этого слова является  тавро, т.е. клеймо которым как правило выделяли лучшие товары от остальных. В этом отношении мы сегодня говорим о брендовых товарах, т.е.  широко узнаваемых товарах образ которых прочно закреплен на рынке.

    В своем современном понимании товар – это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена. В этом состоит его экономическая сущность. Мир товаров многообразен и постоянно усложняется, но вне зависимости от формы своего существования (вещественная, невещественная, видовая) товар изменяясь остается по выявленной экономической сущности самим собой. 

     Проведенный исторический  анализ развития экономической теории выделил  меркантилизм как первую теоретическую разработку проблем  товара. Меркантилизм относится к эпохе, когда капитализм делал свои первые шаги и преимущественной сферой его деятельности было товарное обращение. Ограничиваясь изучением явлений в сфере обращения в отрыве от производства,меркантилисты неизбежно ограничивались поверхностными обобщениями. Поэтому не могли понять природу и законы товарного обращения, природы стоимости и тем более прибавочной стоимости, создаваемых в процессе производства. Они не могли понять, что законом товарного обмена является обмен товаров по стоимости, т. е. обмен эквивалентов. С их точки зрения, прибыль образуется в результате продажи товаров выше их стоимости. Это вытекало из их непосредственной купеческой практики, т. е. прибавочная стоимость, по их мнению, образуется из надбавки к стоимости продукта.

     Английские классики политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность товара с позиций трудовой теории стоимости. Трудовая теория стоимости определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. При этом у  У. Петти стоимость определяется трудом вообще, по А. Смиту, стоимость товара создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определял стоимость товара трудом, затраченным на его производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводил различий между конкретным и абстрактным трудом.

    В трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать целостную теорию товара. По К. Марксу, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. По К. Марксу потребительная стоимость – вещественное свойство товара, стоимость – общественное cвойство. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными видами труда, отличными от других своими целями, приёмами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В тоже время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу – производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный к них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, так как оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.

Информация о работе История возникновения и современное понимание категории “товар”