Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:31, реферат
История развития кожгалантерейных изделий так же многообразна, как и история развития костюма, так как возникли они почти одновременно и изменяются на протяжении многих веков.
Изделия кожгалантереи — сумки, пояса и перчатки — неотъемлемые детали ансамбля одежды. Как и многое в быту человека, эти изделия помимо чисто утилитарной выполняют также и эстетическую функцию, являясь дополнением к костюму. Они, как обувь, головные уборы и ювелирные изделия, являются подчиненными деталями, выбор которых зависит прежде всего от костюма.
Кожгалантерейные изделия известны человечеству давно.
Пластины для закрывания портфелей и чемоданов могут соединяться встык или внахлестку.
При закрывании чемодана встык для фиксации положения крышки применяют фланец или металлические и пластмассовые кранцы. Приданном способе закрывания можно использовать также чемоданные замки и застежку-молнию.
При закрывании чемодана внахлестку также используют чемоданные замки.
Вторым этапом при конструировании кожгалантерейных изделий является разработка деталей конструкции по их назначению.
Детали кожгалантерейных изделий подразделяют на наружные, внутренние и промежуточные.
Наружные детали, находящиеся на внешней стороне изделия, особенно разнообразны. Повторяясь в различных моделях, эти детали в каждом новом варианте имеют свои особенности. Именно на них большое влияние оказывают изменения моды, обусловливая исключение той или иной детали или объединение ее с другой, а иногда и появление новых деталей. Форма и размеры наружных деталей могут быть различными и зависят от назначения и размеров изделия в целом.
Наружные детали, в свою очередь, подразделяют на основные и дополнительные.
К основным наружным деталям относятся детали, образующие корпус изделия с передней, задней, нижней и боковыми сторонами, определяющие его размеры и форму и являющиеся одновременно декоративными элементами. Это стенки, фальды и кокетка, дно, клинчики и ботан. В изделиях с клапаном к наружным основным деталям относят также и клапан. Корпус может быть образован целым полотном, которое в конструктивном единстве составляет переднюю, боковые и нижнюю части изделия.
Стенки — детали, образующие корпус изделия с передней и задней его сторонами (рис. 29). Отсюда появились названия передней и задней стенок. Форма и размер стенок определяются формой и размером изделия. Различают простую стенку, состоящую из одной детали, и составную, в которую входит несколько деталей. На простую стенку можно настрачивать наружный карман или декоративные накладки. В составную стенку могут входить наружный карман, а также детали, образующие складки, сборки и другие декоративные элементы.
Частью стенок могут быть фальды и кокетка. Фальды — это детали, позволяющие увеличить объем изделия в верхней части. К ним прикрепляют застежку-молнию или рамочный замок. Кокетка является частью стенки и служит дополнительным декоративным элементом.
Дно — основная деталь, находящаяся между стенками и образующая корпус изделия в нижней его части. Ширина дна зависит от размера изделия по ширине. Длина дна в основном соответствует длине изделия в нижней его части.
Клинчик — деталь, образующая боковую часть корпуса. Высота клинчика в основном соответствует высоте стенок: ширина в верхней части определяет величину раскрывания изделия. Клинчик придает боковой части форму прямоугольника, овала или трапеции. Конструкция клинчиков разнообразна. Различают следующие виды клинчиков:
простой, соединяющийся с боковых сторон со стенками, а в нижней части — с дном изделия;
прикрепляемый к стенкам с помощью дополнительной детали — боковинки;
одно-, двух- и многоскладочный, напоминающий по краю обычный клинчик, но сложенный в соответствующее количество раз в долевом направлении; обычно такой клинчик используется в изделиях с перегородками;
клинчик, в средней части которого заложена байтовая (встречная) складка. Применяется в сумках типа «баул».
Ботан — деталь, которая в конструктивном единстве образует боковые и верхнюю части (верхний ботан), а также боковые, верхнюю и нижние части (круговой ботан) и, соединяясь со стенками, составляет корпус изделия. Нижний ботан может иметь одно или несколько сложений, по внешнему виду напоминая многоскладочный клинчик.
Клапан — деталь для закрывания верхней части корпуса сумки или карманов. Он может быть в виде самостоятельной детали, вместе с задней стенкой или с полотном сумки.
Указанные наружные детали бывают цельными и составными. Например, ботан нередко состоит из двух деталей, сшиваемых посередине нижней части. Это способствует лучшему использованию материалов, выполнению замысла художника, созданию цветовых и фактурных контрастов.
К дополнительным наружным относят детали, не образующие корпус изделия, а предназначенные для вспомогательных целей. Однако каждая деталь имеет свое функциональное назначение (малый клапан, ручка, карман и т.д.). Эти детали необычайно разнообразны, к ним предъявляют повышенные эстетические требования. Часто те или иные дополнительные детали, их вид, форма, размеры характеризуют стиль оформления изделий и направление моды.
Дополнительные детали не всегда имеют названия. В связи с этим их разделяют в зависимости от назначения следующим образом:
для закрывания сумок и карманов — клапаны карманов и перегородок, цупферы, горты, запряжники, ремни;
ношения изделий — ручки, которые могут быть простыми, фигурными, съемными, раздвижными, мягкими и жесткими, объемными и плоскими, а также в виде ремня, петли, шнура. В качестве ручек часто применяют текстильную ленту;
прикрепления ручек к сумкам — ручкодержатели различных видов (петли, шлевки и т.д.), конструкция, размеры, форма и способы крепления которых в основном зависят от необходимой прочности крепления и оформления изделия в целом;
размещения в изделии различных мелких предметов — наружные прорезные, накладные, открытые и закрытые карманы, расположенные на стенках, а иногда и на клинчиках сумки. Для такой же цели используют также подвесные кошельки;
скрепления основных деталей и отделки изделия — кедер, оплетка, окантовка, обтяжка рамочного замка и т.д.; украшения изделия — накладки, банты, углы и т.д. На предприятиях дополнительные детали унифицируют, т.е. отбирают наиболее рациональные по размерам и конструкции.
Внутренние детали — это различные карманы, средники и перегородки.
Внутренние карманы, предназначенные для размещения и хранения предметов, могут быть накладными, прорезными, с клапаном, на резинке, на застежке-молнии, открытыми и т.д.
Средники, перегородки и перегородки-карманы разделяют внутреннюю часть изделия на отделения. Перегородки-карманы могут быть открытыми или закрытыми на клапан, застежку-молнию, цупфер, кнопку и т.д. Средник — это перегородка-карман, закрывающаяся на рамочный замок.
В чемоданах к внутренним деталям относятся также фланец и рамка.
Промежуточные детали располагаются между наружными и внутренними деталями. По назначению промежуточные детали подразделяются на следующие виды:
жесткие, которые применяют для прочности конструкции и придания ей жесткости. Эти детали могут быть изготовлены из картона, винипласта и плотной бумаги. В зависимости от степени прочности изделия бывают мягкой, полужесткой и жесткой конструкций. В изделиях полужесткой конструкции жесткие промежуточные детали применяют для укрепления дна, стенок или клинчиков. В сумках жесткой конструкции все основные детали укрепляют жесткими промежуточными деталями. Кроме того, жесткие прокладки используют для дополнительных деталей (ручек, цупферов, накладок и др.);
мягкие, которые служат для уплотнения конструкции и создания выпуклой поверхности изделий или отдельных основных и дополнительных деталей. Мягкие детали могут быть изготовлены из поролона, ваты, ватина, нетканых материалов, байки, фланели и т.д. Их применяют вместе с жесткими промежуточными деталями или без них;
промежуточные, которые изготавливают из тесьмы, ткани, картона, бумаги и шнура (в виде полосок: накладок под замки и др.) и используют для затяжки основных деталей на картон, пристрачивания застежки-молнии, прикрепления рамочных замков и других технологических целей.
Сортировка и раскрой. Сортировка производится по толщине, цвету, рисунку, дефектам, а раскрой — по лекалам. Натуральные кожи раскраиваются в один слой, искусственные кожи, пленочные и текстильные материалы — в несколько слоев, в настиле. Раскрой искусственных кож, пленочных и текстильных материалов осуществляется прессами большой мощности с использованием групповых резаков на специальном настиле, длина которого достигает обычно 8 — 30 м, и раскрой материала осуществляется полными комплектами. Натуральные кожи используются в основном в производстве перчаток и в меньшей степени — в производстве чемоданов, папок, портфелей, сумок, изделий мелкой кожгалантереи.
Кожи для перчаток перед раскроем подвергают увлажнению для повышения пластических свойств, перетяжке для ориентированной продольной вытяжки, пролежке для снятия внутренних напряжений. Раскрой кож для перчаток производится вырубанием деталей из цельных кож при соответствующих наборах резаков.
Детали остальных кожгалантерейных изделий из натуральных кож вырубают на консольных прессах различных типов.
Обработка и отделка. Выкроенные детали перед соединением подвергаются обработке и декоративной отделке.
К операциям обработки относятся: выравнивание по толщине, шерфование, окрашивание, обжиг, перфорирование, загибка, окантовывание, глажение.
Детали выравнивают по толщине и утоняют по краю. Операция утонения края называется шерфованием. Детали из натуральных кож шерфуют со стороны бахтармы, ширина шерфовочной кромки составляет 7—10 мм в зависимости от вида дальнейшей технологической обработки.
Окрашивание — один из самых простых способов отделки торца (видимого края) деталей из натуральных и искусственных кож.
Обжиг применяется для отделки края деталей из толстых и плотных кож.
Перфорирование — нанесение отверстий на детали женских сумок и перчаток.
Дублированные и сдублированные детали верха из натуральных и искусственных кож обрабатывают взагибку клеевым и бесклеевым способами. Бесклеевой способ загибки используют при изготовлении ремней.
Для улучшения внешнего вида изделий и повышения прочности швов наружные и внутренние края деталей окантовывают полосками натуральной или искусственной кожи либо текстильной лентой.
Для получения гладкой поверхности детали из кож и тканей проглаживают на полуавтоматическом прессе.
Основными операциями декоративной отделки являются тиснение и шелкография. Кроме этих операций могут использоваться машинная и ручная вышивка, тонирование, аппликация, строчка, штриховка (нанесение углубленных линий специальным инструментом), обработка видимых краев деталей, которые в данной работе не рассматриваются.
Тиснение позволяет наносить на кожаные детали (в основном низких сортов и спилка) рисунки, орнаменты, мерею, что расширяет ассортимент и улучшает качество кожгалантерейных изделий. Тиснением спилка можно получить имитацию строчек, накладных деталей, рельефов (до 5 мм любого заданного контура). Тиснение спилка происходит с одновременным дублированием пленкой из поливинилхлорида, что придает вид натуральной лаковой кожи с тонирующим эффектом.
Метод шелкографии используют для нанесения графических рисунков, шрифтовых надписей на спортивные, летние, детские сумки, а также на ученические изделия из искусственных кож и пленочных материалов.
Рисунки наносятся с помощью сетчатых шаблонов.
Для получения многоцветных рисунков применяют несколько шаблонов и краски разного цвета.
Сборка основных наружных деталей изделия. Сборка изделия зависит от способа его изготовления, метода крепления деталей, вида обработки наружных краев изделия, вида шва и дополнительных деталей, входящих в шов.
При производстве кожгалантерейных изделий применяют следующие способы сборки деталей: выворотный и невыворотный.
При выворотном способе основные детали корпуса изделия кладут друг к другу лицевыми сторонами и скрепляют по изнаночной стороне с последующим вывертыванием скрепленного корпуса.
Выворотный способ более прост и производителен, так как в большинстве случаев не требует дополнительной обработки краев деталей. Края соединенных деталей находятся внутри изделия и закрыты прокладкой. При изготовлении изделий без подкладки внутренние швы окантовывают. Выворотный способ позволяет использовать такой материал, на котором не остается заломов и вмятин при вывертывании изделия.
При невыворотном способе основные детали корпуса изделия складывают друг с другом изнаночными сторонами и скрепляют по лицевой стороне.
Невыворотный способ более трудоемкий, так как необходима предварительная или последующая обработка видимых краев изделия.
Для изделия из тяжелых и жестких материалов возможен только невыворотный способ. Не исключено применение его и при использовании других материалов, особенно если этого требует конструкция изделия.
При невыворотном способе изготовления применяют два основных вида обработки наружных краев изделия и отдельных деталей: взагибку и в обрезку с последующей отделкой.
Обработка края взагибку является наиболее сложным технологическим процессом, но обеспечивает высокое качество изделия. Обработка краев соединяемых деталей может быть с одно- и двусторонней загибками.
Для изделия из жестких кож и искусственных материалов большой толщины и с высоким показателем упругости наиболее целесообразна сборка деталей невыворотным способом с краями в обрезку. При таком изготовлении требуется дополнительная обработка наружных краев изделий или деталей.
При соединении деталей кожгалантерейных изделий используют различные методы соединения: нитками, клеями, оплеткой, заклепками, токами высокой частоты, а также литьем под давлением.
Наиболее распространенным методом соединения является ниточный. Однако этот метод имеет ряд недостатков:
нитки могут перетираться при эксплуатации, что приводит к нарушению шва;
может быть плохим качество строчки, из-за чего может быть испорчен внешний вид изделия.
Соединение деталей склеиванием позволяет в ряде случаев получить швы более прочные, чем ниточные. Клеевой способ применяют в основном при изготовлении мелких кожгалантерейных изделий.
Оплетка — соединение деталей полосками кожи, протянутыми через перфорацию по краям изделия. Этот метод используют в ограниченном ассортименте изделий.
Информация о работе История развития кожгалантерейных изделий