История развития товароведения. Предмет, метод, содержание товароведения как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение истории развития товароведения, предмет, метод и содержание товароведения как науки.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Изучить историю развития товароведения;
Рассмотреть понятие товароведения

Содержание

Введение 3

Глава 1. История развития товароведения 4
1.1. Возникновение товароведения 4
1.2. Этапы развития товароведения 5

Глава 2. Понятие товароведения 16
2.1. Товароведение как наука 16
2.2. Цели и задачи товароведения 18
2.3. Основные принципы товароведения 21

Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

0855713_02BC9_istoriya_razvitiya_tovarovedeniya_predmet_metod_soderzhanie.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа А.Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», в которой были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.

В 1856 г. И.Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.

Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография А.Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Следует отметить, что многие из описанных им способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни.

В том же 1859 г. вышла в свет книга А.М.Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», в которой была рассмотрена товароведная характеристика пищевых продуктов.

Вслед за этими изданиями в 1860 г. появляются классические работы М.Я.Киттары (1825—1880), представленные циклом книг под единым названием «Публичный курс товароведения» (выпуски 1—4). М.Я.Киттары был автором первых российских учебников по товароведению, где были изложены научные основы товароведения. Публичные лекции профессора Киттары в области товароведения пользовались большим успехом в 1851—1852 гг. в Казани, а с 1859 г. — и в Москве.

Благодаря усилиям членов научных  обществ России — профессоров и преподавателей учебных заведений, которые добровольно исследовали товары, реализуемые на местных рынках, — был организован общественный и государственный контроль качества важнейших видов продукции и началась борьба с их фальсификацией. Этим объясняется, что в первых учебниках по товароведению значительное место уделялось фальсификации товаров и способам ее обнаружения.

Научно-исследовательские работы по товароведению в XIX в. проводились на кафедрах технической химии российских университетов, а также в Московской практической академии, в которой с 1858 по 1880 гг. работал М.Я.Киттары, а потом — П.П.Петров и Я.Я.Никитинский.

Обзор литературы по химической технологии, технической химии и товароведению, опубликованной в XIX в., показывает, что у истоков отечественного товароведения в основном были ученые-технологи профессора. Их работы заложили научное направление в товароведении с преобладанием химических и технологических вопросов, которое на долгие годы предопределило развитие товароведения как науки не только в XIX, но и в XX вв.

Дальнейшее развитие научного товароведения  во многом связано с учеными Московского  коммерческого института: Ф. В. Церевитиновым, В. Р. Вильямсом, А. М. Бовчаром и др. В 1906—1908 гг. ими был издан учебник  по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее учебник был переработан, значительно расширен. После  учебника М.Я.Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках: естествознании, химии и физике. В предисловии авторы писали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания происхождения качества товаров.

Попытки создать учебники по товароведению  имели место и в конце XIX — начале XX в. 3

 

III этап

В 1930-е годы происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам  потребительских товаров. Товароведение  пищевых продуктов и товароведение  непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами – новый этап в развитии товароведения  товароведно-формирующий.

В 1933г. вышла книга М.С.Бродского  и Г.Р.Корек «Основы товароведения», в которой была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.

Традиции основоположников товароведения  были продолжены Я.Я.Никитинским (младшим), С.А.Ермиловым, Н.И.Козиным, А.А.Колесником и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов.

В развитие товароведения непродовольственных  товаров большой вклад внесли Н.А.Архангельский, А.И.Андрусевич, Н.С.Алексеев, Н.В.Булгаков и др.

Под их руководством были проведены  обширные научно-исследовательские  работы в области товароведения  пищевых продуктов и промышленных товаров, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров и о методах их исследований. В результате этого существенно пополнилась учебная информация, усилилось теоретическое обоснование товароведения. Учебники по товароведению многократно издавались с изменениями и дополнениями.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов  выходят отдельными книгами учебники по разным разделам товароведения. В  период с 1957 по 1965г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по три-четыре издания. Отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов.

Учебники по товароведению промышленных товаров вышли в свет в восьми книгах в 1957—1962 гг.

Одновременно с учебной литературой  в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Выпускались различные справочники, пособия, словари.

В начале 1990-х годов издание товароведной литературы в российских издательствах  полностью прекратилось из-за финансовых

Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения и зарубежных ученых, в первую очередь немецких и польских, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. В 1967г. в СССР была переведена на русский язык и издана книга Г.Грундке «Основы общего товароведения».

Учебники по товароведению издавались во многих восточноевропейских странах, причем товароведение в этих странах развивалось в тесном сотрудничестве с советскими учеными-товароведами.

В Японии в период с 1976 по 1979 г. было издано пять учебников по теории товароведения. Такими учеными как Иошатана Кацамаки, Иошнаки Ишии, Такао Икогаямы, Мосахару и Копии Акияма.

Начиная с 1962г. и по 2000г. несколько  раз проводились международные  конгрессы товароведов в ГДР, Польше, Болгарии, на которых обсуждались общие вопросы дальнейшего развития товароведения. Последний конгресс состоялся в 2000 г. в Польше.

В 80-х годах XXв. наряду с аналитическими научными исследованиями в товароведении появляются работы, основанные на моделировании процессов, выявлении принципов и закономерностей, прогнозировании сроков хранения и конечных результатов. К таким исследованиям можно отнести работы профессоров А.А.Колесника, В.С.Колодязной, Б.А.Карташкина и М.А.Николаевой. Кроме того, ими были обнаружены биоритмы при хранении плодоовощной продукции.

Работами Н.И.Козина и Л.Н.Ловачева выявлены определенные закономерности, определяющие изменения качества пищевых жиров при хранении, а также принципы разработки новых видов жиросодержащих продуктов. В работах М.А.Габриэльянца представлены подходы к прогнозированию удлиненных сроков хранения мясных товаров с использованием перспективных методов.

В последнее десятилетие в связи  с приходом в товароведную науку  ученых-технологов возникли новые направления  научных исследований в области моделирования разработки обогащенных пищевых продуктов лечебно-профилактического на значения.


Развитие современного товароведения  на прогностической ступени происходит путем интеграции с другими фундаментальными и прикладными науками (биохимией, физической химией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества и логистикой). Дальнейшее совершенствование этой интеграции позволит товароведению как науке подняться и на четвертую, аксиоматическую ступень, на которой станут возможными точные и долгосрочные прогнозы 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Понятие товароведения

2.1. Товароведение как наука

 

 

Товароведение – это наука о  характеристиках товара, определяющих их потребительские стоимости и  факторы обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Цель и задачи товароведения.

Задачи товароведения:

1. Управление ассортиментом товаров.

2. Оценка качества товаров (в  том числе новых отечественных  и импортных).

3. Установление принципов и методов  товароведения обуславливающих  его научные основы.

4. Систематизация товаров путём  рационального применения методов  классификации и кодирования.

Цель товароведения заключается  в изучении основополагающих характеристик  товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение  на всех этапах товародвижения.

Содержание дисциплины и её связь с другими науками.

Эта наука включает в себя два  раздела:

1. Общая часть.

2. Частное товароведение.

В общей части рассматриваются  теоретические основы, которые являются основополагающими для частных  разделов товароведения.

Частное товароведение анализирует  состояние и перспективы развития сегмента рынка, классификацию товаров  на ассортиментные группы т.д.

Схема анализа данного раздела:

1. Понятие о товарной группе  или виде товаров.

2. Краткая характеристика потребительских  свойств товара (надёжность, назначение).

3. Частная классификация ассортимента.

4. Факторы формирующие качество  и факторы влияющие на сохранность,  хранение и подготовку товара  к реализации.


 

 

 

 

 

    



 

 

 

 

1. Математика, статистика, математическое  моделирование и т.д.

2. Химия, биология, физика, микробиология  и т.д.

3. Стандартизация, сертификация и  т.д.

4. Коммерция, организация и технология  коммерческой деятельности, маркетинг  и т.д.

5. Организация производства, экономика  предприятия,  бухгалтерский учёт  и т.д. 5

Основные принципы товароведения и их характеристики.

1. Первый принцип товароведения  – безопасность. Это принцип который  заключается в отсутствии недопустимого  риска, связанного с возможностью  нанесения товаром или услугой  ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).

2. Принцип эффективности – заключается  в достижении наиболее оптимального  результата при производстве, реализации  и эксплуотации товаров; сохранении  количества и качества товара  на всех этапах.

3. Принцип совместимости – определяемый  пригодностью товаров, процессов  или услуг к совместному использованию  не вызывающему нежелательных  воздействий.

4. Взаимозаменяемость – это  принцип, определяемый пригодностью  одного товара для использования  вместо другого товара в целях  выполнения одних и тех же  требований.

5. Систематизация – это принцип,  заключающийся в  установлении  определённой последовательности  однородных, взаимосвязанных товаров.  Данный принцип положен в основу  группы методов, в состав которых  входят классификация, кодирование  товаров. 6  

 

2.2. Цели и задачи товароведения

 

 

Товары удовлетворяют разнообразные  жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.

Повседневное или частое потребление  товаров создает неверное представление  о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

Товароведение — наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит  из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам  промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение  как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

- четкое определение основополагающих  характеристик, составляющих потребительную  стоимость;

- установление принципов и методов  товароведения, обусловливающих его научные основы;

- систематизация множества товаров  путем рационального применения методов классификации и кодирования;

Информация о работе История развития товароведения. Предмет, метод, содержание товароведения как науки