История развития товароведения. Предмет, метод, содержание товароведения как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение истории развития товароведения, предмет, метод и содержание товароведения как науки.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Изучить историю развития товароведения;
Рассмотреть понятие товароведения

Содержание

Введение 3

Глава 1. История развития товароведения 4
1.1. Возникновение товароведения 4
1.2. Этапы развития товароведения 5

Глава 2. Понятие товароведения 16
2.1. Товароведение как наука 16
2.2. Цели и задачи товароведения 18
2.3. Основные принципы товароведения 21

Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

0855713_02BC9_istoriya_razvitiya_tovarovedeniya_predmet_metod_soderzhanie.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

- изучение свойств и показателей  ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

- управление ассортиментом организации;

- определение номенклатуры потребительских  свойств и показателей товаров;

- оценка качества товаров, в  том числе новых отечественных и импортных;

- выявление градаций качества  и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

- определение количественных характеристик  единичных экземпляров товаров  и товарных партий;

- обеспечение качества и количества  товаров на разных этапах их  технологического цикла путем  учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

- установление видов товарных  потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

- информационное обеспечение товародвижения  от изготовителя до потребителя;

- товароведная характеристика  конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

Товароведение является базовой учебной  дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.

Частное товароведение анализирует  состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приеодится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров. 7

 

2.3. Основные принципы товароведения

 

С позиций товароведения товар  должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.

Эффективность — принцип, заключающийся  в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается  во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает  конкуренцию между ними и в то же время это позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение в первую очередь для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.

Способность товара или отдельных  комплектующих его изделий быть использованными вместо другого  для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся  в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в  основу группы методов, в состав которых  входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.  Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения пищевых продуктов» и «Товароведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В  первую группу входят товароведы —  специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25—30% всех руководителей и специалистов в торговле.

Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров, поэтому эта группа по численности превосходит первую.

Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как  «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Первые обеспечивают производство продукции, т. е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав отделов: коммерческих, реализации или других структурных подразделений промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании.

Должностные обязанности товароведов  в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведной деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны две категории товароведов: товароведы-технологи (инженеры) и товароведы-организаторы. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам, и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы входят в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов  в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Вместе с тем товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков.

 

Товаровед должен знать в области  товароведения:

1. эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортиментного перечня, средств и способов сохранения качества и количества товаров в процессе товародвижения;

2. ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

3. основные направления развития и совершенствования ассортимента;

4. номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

5. количественные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

6. факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;

7. виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;                                                                                                                   8. виды, функции, формы и средства товарной информации;                   товароведные характеристики товарных групп и конкретных товаров. 8

 

Теоретические знания реализуются  через определенные товароведные навыки, поэтому товаровед должен уметь:

1. классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (назначению, надежности, составу и т.п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров;

2. определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организации с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;

3. оценивать качество товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, Определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми значениями;

4. проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пищевых, кормовых целей, промпереработки или уничтожения;

5. идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требованиями;

6. определять приемочные и браковочные числа для проведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;

7. проводить измерения товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;

8. учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров;

9. для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;

10. регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров при хранении и подготовке к реализации;

11. осуществлять контроль за созданием и поддержанием климатического и санитарно-гигиенического режимов хранения, размещением товаров;

12. участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

13. разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;

14. обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям;

15. работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;

16. выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров;

17. идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;

18. работать с конкретными товарами — идентифицировать их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.

 «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно, для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли».

        «Потребитель — получатель продукции, предоставляемой поставщиком».

В отличие от российского определения термина «потребитель» как конечного покупателя в международной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производства новых видов продукции или услуг.

Товароведы редко взаимодействуют  непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный  характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат —  реализацию товаров, составные характеристики которых в комплексе или по отдельности, удовлетворяют запросы потребителей.

Информация о работе История развития товароведения. Предмет, метод, содержание товароведения как науки