Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:15, курсовая работа
В период становления рыночных отношений в России большое значение приобретает один из важнейших объектов этих отношений — товар. В настоящее время слово «товар» приобретает новое содержание, что также обусловлено происходящими изменениями в экономике и других областях. Так, в число объектов, попадающих под определение «товар», входит большое количество различных видов продукции, например средства транспорта, оборудование и средства производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основные этапы возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Современный период развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава 2. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.1. Содержание товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Проблемы развития товароведения продовольственных товаров и направления их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Одним из аргументов в этих спорах было утверждение, что за качество товара отвечает только изготовитель, поэтому в условиях рыночной экономики продавец будет получать товары гарантированного качества и может не утруждать себя их квалифицированным приемочным контролем. Однако переход к рыночным отношениям выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности.
Ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 1990-х гг. привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.
В результате Правительство РФ приняло постановление «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (от 12 июля 1996 г. № 799).
В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.
Однако это не означает отказа от тех традиций российского товароведения, которые были предложены его основоположниками и многие из которых не утратили актуальности и в наши дни. Более того, в товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы — изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук.
С изменением социально-экономических условий некоторые проблемы вновь становятся злободневными и требуют новых подходов. К таким проблемам относится в первую очередь идентификация товаров для обнаружения и/или предупреждения их фальсификации.
Современный период развития товароведения продовольственных товаров обусловлен теми существенными изменениями, которые характерны для рынка: значительным расширением и обновлением ассортимента товаров, изменением их качества за счет использования нетрадиционного сырья и усовершенствования технологий производства. В перспективе указанные процессы будут постоянно углубляться.
В настоящее время многие российские товары и услуги не выдерживают конкуренции на мировом рынке. Потребителю необходимо, чтобы продукция была качественная, дешевая, простая в обращении.
Товаровед может обеспечить выбор безопасной и качественной продукции, защитить потребителя от контрафакта и фальсификаций. Высокий уровень системной компетенции товароведов позволяет удовлетворять запросы и ожидания заинтересованных сторон по качеству продукции не только в социально-экономическом, но также в экологическом и моральном аспекте.
В условиях усиливающейся борьбы за клиента и невозможности паритета в ценовой и ассортиментной конкуренции именно качество работы товароведов для многих компаний становится главным конкурентным преимуществом.
Одной из основополагающих задач в стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг является повышение качества. Недостаточно эффективная политика в области качества может привести к дополнительным потерям товаропроизводителей. Возникающие в этом случае риски включают ущерб от опасности продукции для жизни, от ухудшения здоровья, ущерб от потери доверия к предприятию.
В последние годы очень большое внимание уделяется вопросам качества среды, что обусловлено давлением общества на предприятия в целях экологизации производства. В экономически развитых странах потребитель все более заинтересован в приобретении экологически чистых, безопасных для жизни и здоровья товаров и услуг, все более требователен в предоставлении полной и достоверной информации о качестве продукции и отстаивании своих законных потребительских и экологических прав. Поэтому и в товароведении особый акцент должен быть сделан на экологичности и безопасности товаров и услуг. Необходим переход на новую ступень материальной культуры, экологизацию экономики, соблюдение приоритета экологических требований над экономическими интересами.
Развитие современного товароведения происходит путем интеграции с другими фундаментальными и прикладными науками (неорганической, органической, физической химией, биохимией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества, логистикой и др.) Это позволит товароведению как науке подняться на еще более высокую ступень.
ГЛАВА 2. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития
2.1. Содержание товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития
Товароведение продовольственных товаров – это наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках продовольственных товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.
Объектом науки товароведения продовольственных товаров являются основополагающие характеристики продовольственных товаров, их информационное подкрепление, процессы, происходящие в них при товародвижении, а также факторы, влияющие на формирование и сохранение указанных характеристик.
Методы товароведения продовольственных товаров подразделяются на общенаучные теоретические, экспериментальные и научно-практические. Как и многие другие науки, товароведение заимствует общенаучные теоретические методы из методологии науки. В отношении экспериментальных методов есть и заимствования, и собственные методы. К последним относятся органолептические и измерительные методы по определению товарных потерь, градаций качества, диагностике дефектов и др.
Предметом товароведения продовольственных товаров являются потребительные ценности продовольственных товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, она не будет востребована, и не будет использована по назначению в обусловленной для нее сфере применения.
На современном этапе развития товароведения продовольственных товаров уже недостаточно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, и товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необходимого уровня.
Цель товароведения продовольственных товаров - изучение основополагающих характеристик продовольственных товаров, составляющих его потребительскую ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
В рыночной экономике потребитель и производитель находят друг друга на рынке. Мотивация их деятельности основывается на наиболее полном удовлетворении потребностей потребителем и получении максимальной прибыли производителем. Потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Однако потребитель не всегда может правильно оценить качество товара. Иногда в результате приобретения некачественного товара возникает необходимость проведения его экспертизы. Товаровед в данной ситуации должен уметь защитить права потребителя пользование качественным товаром. Он должен владеть информацией по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки товаров, а если необходимо, провести необходимые исследования.
Товароведение продовольственных товаров как научная дисциплина активно участвует в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла: на стадии изучения потребностей — для определения требований, на стадии проектирования — через обобщение и конкретизацию потребительских требований и оценку соответствия проектов и моделей этим требованиям; на стадии производства — контролируя качество изготовления товаров; на стадии обращения — оценивая общественную потребительную стоимость товаров и обеспечивая условия сохранения их качества; на стадии потребления — путем разъяснения правил пользования товарами.
К основным задачам товароведения продовольственных товаров на современном этапе относятся:
1) исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;
2) исследование и совершенствование научных принципов формирования терминологии, систематизации и кодирования для различных групп товаров;
3) исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров в сфере обращения;
4) разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;
5) изучение и разработка оптимальных условий использования товаров и ухода за ними;
6) изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров;
7) дальнейшее совершенствование учебного процесса обучения товароведению, расширение практики использования компьютерных сетей для дистанционного обучения;
8) активизация творческих связей и обмена информацией между различными направлениями товароведения, систематическая организация и участие в конференциях и симпозиумах на региональном, российском и международном уровне;
9) расширение области использования методов товароведения; разработка и совершенствование методологии экспертиз товаров;
10) прогнозирование появления на рынке принципиально новых товаров.
Анализ современного состояния развития товароведения продовольственных товаров целесообразно проводить по двум взаимосвязанным направлениям:
- научному, определяющему товароведение как прикладную науку;
- образовательному, определяющему товароведение как естественно-научную дисциплину.
Эти направления взаимосвязаны между собой и обеспечивают взаимную информационную поддержку и насыщение. Научные товароведные исследования являются базисом для развития теории товароведения продовольственных товаров, что обуславливает формирование товароведного мышления как у ученых, так и практиков-товароведов. Последние как проводники и реализаторы товароведных знаний в практику работы специалистов торговых организаций становятся катализаторами процессов модернизации и инновационных преобразований торговой деятельности. Наряду с этим, инновационный путь развития неизбежно порождает новые проблемы, решение которых требует привлечения научных кадров.
Научное направление товароведения продовольственных товаров на современном этапе его развития обеспечивается в основном за счет диссертационных работ. Это объясняется тем, что в государственных программах НИР практически отсутствуют прикладные темы, в том числе и товароведного характера. Считается, что такие работы должны заказывать торговые организации. Однако бизнес-сообщество в настоящее время не имеет потребности в научных разработках, считая затраты на них бесполезными расходами. Хотя отсутствие научно обоснованных рекомендаций по ряду товароведных проблем (управление ассортиментом, экспертизе и оценке качества товаров, обеспечению их сохраняемости, рациональному использованию и др.) приводят к неоправданно высоким затратам или утраченной выгоде.
Основными направлениями научных товароведных исследований, определяющими их тематику, являются:
- управление ассортиментом товаров;
- разработка новых товаров, в том числе с улучшенными функциональными свойствами, и оценке их потребительских свойств;
- идентификация и обнаружение фальсификации товаров;
- исследование факторов, формирующих ассортимент и качество товаров;
- обеспечение безопасности товаров;
- разработка инновационных технологий хранения продовольственных товаров;
- оценка конкурентоспособности товаров;
- определение товарных потерь.
Анализ научных работ (диссертаций, монографий, статей, тезисов научных конференций) свидетельствует о том, что наибольшее количество публикаций и диссертаций посвящено проблемам разработки функциональных продуктов питания, а также идентификации и фальсификации пищевых продуктов. Такой повышенный интерес к указанным проблемам неслучаен и обусловлен увеличением общественных и индивидуальных потребностей в обеспечении здоровья людей с помощью функционального питания и предупреждения реализации и/или использования некачественных и/или неполноценных продуктов питания.
Информация о работе История развития товароведения продовольственных товаров