Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:15, курсовая работа
В период становления рыночных отношений в России большое значение приобретает один из важнейших объектов этих отношений — товар. В настоящее время слово «товар» приобретает новое содержание, что также обусловлено происходящими изменениями в экономике и других областях. Так, в число объектов, попадающих под определение «товар», входит большое количество различных видов продукции, например средства транспорта, оборудование и средства производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основные этапы возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Современный период развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава 2. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.1. Содержание товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Проблемы развития товароведения продовольственных товаров и направления их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.2. Проблемы развития товароведения продовольственных товаров и направления их решения
При разработке и совершенствовании научного и образовательного направления товароведения продовольственных товаров необходимо выявить реальные и потенциальные проблемы развития товароведения продовольственных товаров, а также определить стратегические направления для предотвращения последствий данных проблем, обеспечить модернизацию товароведения продовольственных товаров в русле научно-технических преобразований, происходящих в стране.
Многие потенциальные проблемы развития товароведения продовольственных товаров носят общий характер.
Первая проблема. Недостаточность фундаментальных исследований, что замедляет темпы развития прикладной науки товароведения продовольственных товаров и развития теоретических и методологических её основ, а также информационного обеспечения учебной дисциплины.
Последствиями наступления этой угрозы является мелкотемье научных исследований, их деградация и отказ от обновления и совершенствования учебной информации.
Вторая проблема обусловлена тем, что в условиях массового притока в товароведение специалистов из других областей научных знаний (технологов, химиков, биологов, агрономов и др.) может быть утрачена триединая сущность товароведения, базирующаяся на трёх «китах» – основополагающих характеристиках: ассортиментной, квалиметрической и количественной.
Подмена товароведных знаний технологическими, маркетинговыми, экономическими и другими знаниями из смежных областей обуславливает возникновения риска сведения роли товароведения продовольственных товаров к второстепенной области научных знаний. Особенно тяжелыми эти последствия могут быть в образовательной сфере, в которой формируется профессиональное товароведное мышление. Более того, указанная подмена и искажение приоритетов может привести к утверждению о ненужности товароведения как науки и учебной дисциплины.
Такой печальный опыт имел место в 90-х годах в бывшем Московском коммерческом институте (ныне РГТЭУ), когда создали дисциплину с названием «Коммерческое товароведение», подменив товароведные знания маркетинговыми. После этого на уровне ректората было заявлено, что товароведение изжило себя и в условиях рыночной экономики не нужно. К счастью для товароведения, против таких взглядов выступили практики – торговые работники, а также руководство Роскомторга, что избавило товароведение от полного разрушения в отдельно взятых вузах.
Третья проблема заключается в значительном оттоке кадров профессиональных товароведов: ученых и педагогов в другие области научных знаний: маркетинг, коммерцию, менеджмент при недостаточном пополнении новыми кадрами, в том числе из молодежи. В реальности имеет место естественная убыль товароведов-преподавателей, восполняемая зачастую специалистами без профессионального товароведного образования. В значительной мере это объясняется сложностью товароведения как интеграционной науки и учебной дисциплины, освоение которой требует обширных и глубоких знаний из смежных отраслей научных знаний.
Четвертая проблема состоит в том, что в настоящее время товароведение развивается лишь как вузовская наука. В России отсутствуют научно-исследовательские институты и центры, специализирующиеся на товароведных НИР. В советское время товароведные НИР проводились в товароведных лабораториях ВНИИЭТсистем, а также ряде вузов. В современной России такие научные подразделения отсутствуют, а вузовская наука из-за отсутствия должного финансирования подменяется написанием многочисленных учебников и учебных пособий, определенная часть которых похожи друг на друга как братья-близнецы. Вследствие этого возникает риск застоя, а в дальнейшем и деградации товароведения как науки.
Пятая проблема обусловлена низкой востребованность инновационных товароведных НИР в практике работы торговых организаций. Многие руководители и специалисты, особенно не имеющие профессионального образования, не обладают интеллектуальными потребностями в инновациях, а предпочитают копировать положительный опыт передовых отечественных и зарубежных организаций.
Кроме того, в погоне за прибылью любыми способами такие руководители и специалисты используют в своей профессиональной деятельности противозаконные методы, средства и приёмы. К их числу относится формирование торгового ассортимента только за счёт прибыльных категорий, реализация некачественного фальсифицированного, в том числе и контрафактного или опасного товара, с просроченными сроками годности. В этом случае рациональные правила работы с товарами с учётом их товароведных характеристик только мешают. В этой связи высок риск утраты квалификации научных товароведных кадров.
Для разрешения вышеперечисленных проблем развития товароведения продовольственных товаров необходимо реализация следующих направлений дальнейшего развития и совершенствования товароведения продовольственных товаров:
- разработка и совершенствование теоретических и методологических основ науки товароведения путём написания докторских диссертаций, издания научных монографий и теоретических статей;
- акцентирование внимания в научных разработках и учебной литературе по сугубо товароведной проблематике и выявление товароведных аспектов в смежных и интегрированных областях научных знаний;
- преемственность развития товароведения продовольственных товаров как науки и учебной дисциплины, базирующая на учёте, систематизация всей совокупности накопленных научных знаний, что не исключает необходимость целенаправленного отбора наиболее современной и рациональной информации и исключения устаревших недействующих и неперспективных положений;
- разработка и внедрение инновационных идей, положений, объектов, технологий упаковывания, маркирования, а также промышленного использования некачественных, но не опасных товаров;
- интеграция товароведения продовольственных товаров не только с традиционными для него науками и предшествующими дисциплинами (химия, физика, математика и т.п.), но и с экономическими науками и дисциплинами (маркетингом, логистикой, экономикой и т.п.), для которых товароведение является предшествующей дисциплиной, при этом необходимо исключить слепое и бездумное дублирование вопросов из указанных смежных областей научных знаний;
- реанимация научных школ в области товароведения по различным направлениям: повышение эффективности их функционирования;
- разработка инновационных образовательных технологий и оценочных средств, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода при преподавании товароведения.
Направления развития научных исследований в области товароведения определены паспортом специальности 05.15.18. Однако в этом документе даны направления в трёх областях знаний: технологии пищевых продуктов, товароведения и технологии общественного питания, поэтому представляется целесообразным выделить отдельно перспективные направления развития в области товароведения. Не претендуя на бесспорность, считаем возможным отнести к числу приоритетных следующие направления:
1. Управление ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, включая разработку категорийного менеджмента товаров.
2. Формирование и оценка новых потребительских свойств инновационных продовольственных товаров, в том числе продуктов функционального и специализированного назначения.
3. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров.
4. Обеспечение безопасности продовольственных товаров.
5. Обеспечение сохраняемости продовольственных или непродовольственных товаров путём разработки инновационных технологий хранения.
6. Оценка конкурентоспособности продовольственных товаров и эффективности товароведных методов её обеспечения.
7. Определение товарных потерь и установление причин их возникновения.
8. Влияние внешних и внутренних факторов на сохраняемость продовольственных товаров.
9. Оценка качества питьевой воды (бутилированной, водопроводной, очищенной с помощью бытовых фильтров и природных адсорбентов) и эффективности разных методов водоочистки.
10. Сравнительная характеристика потребительских свойств отечественных и импортных одновидовых товаров разных торговых марок.
Проведение научных товароведных исследований должно осуществляться на интегрированной основе с использованием подходов и методов из других смежных областей знаний (маркетинга, логистики, экономики, социологии, математики, стандартизации, метрологии и др.). Вместе с тем, важно, чтобы товароведение не подменяло указанные науки.
Кроме того, при выполнении товароведных НИР необходимо обеспечить комплексный и системный подходы, что позволит обеспечить необходимые инновации, а также научно-технический, экономический и социальный эффект. Социально-экономическая значимость товароведения как науки должна определяться, прежде всего, указанными эффектами, который приносит её конечный продукт – инновационные продукты и/или технологии.
Общеизвестен факт широкого распространения технологических и предреализационных фальсификаций товаров, поступающих в розничную торговую сеть. При этом не полностью удовлетворяются физиологические, в частности пластические потребности людей в биологически активных веществах, что приводит к возникновению неинфекционных заболеваний. Некоторые из этих заболеваний (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные болезни) в последние годы получили широкое распространение.
Наряду с указанными проблемами, очень важное народнохозяйственное значение имеет проблема рационального использования товарных ресурсов. Одним из путей решения этой проблемы является обеспечение сохраняемости товаров с минимальными потерями за счет внедрения инновационных технологий.
Актуальность такого пути обусловлена тем, что на современном этапе продолжительность хранения товаров у производственных и торговых организаций обусловлена не только особенностями товаров как объектов хранения, в ряде случаев сезонностью производства, но и необходимостью создания товарных запасов для смягчения опасности возникновения неблагоприятных внешних воздействий (природных и техногенных чрезвычайных ситуаций). Кроме того, в условиях рыночной экономики могут возникать ситуации вынужденного длительного хранения товаров из-за отсутствия или недостаточности спроса.
Заключение
Подводя итоги исторического пути развития товароведения продовольственных товаров как науки и учебной дисциплины, следует отметить два основных направления: практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.
По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому в немалой степени способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из этих областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения. В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.
Необходимость этого направления была вызвана недостаточностью информации о составе и свойствах различных товаров, а также нехваткой научных и педагогических кадров в области товароведения. Благодаря подготовке таких кадров товароведение получило мощный стимул для дальнейшего развития научного направления, которое стало преобладающим на товароведных кафедрах и в научно-исследовательских торговых институтах.
Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформирования содержания учебных планов, программ и учебников по товароведению в основном за счет исключения знаний в области физики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций.
Одним из аргументов в этих спорах было утверждение, что за качество товара отвечает только изготовитель, поэтому продавец в условиях рынка будет получать товары с гарантированным качеством и может не утруждать себя их квалифицированным приемочным контролем. Однако переход на рыночные отношения выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности.
Ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 90-х годов привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.
Информация о работе История развития товароведения продовольственных товаров