Керамика характеристика и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:53, реферат

Краткое описание

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Из истории керамических изделий………………………………………………4
Материалы, применяемые для производства керамических изделий. Основные стадии производства керамических изделий………………………..9
Классификация и ассортимент керамических товаров………………………..13
Потребительские свойства и показатели качества
керамической посуды……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….………29
Список используемых источников……………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Моя_работа_керамика.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Кофейники фарфоровые могут быть различных фасонов, емкостью 500 - 1400 см3. В продажу кофейники обычно поступают в составе кофейного сервиза.

Сахарницы, как и чайники, вырабатываются только из фарфора, разных фасонов (соответственно фасонам чашек), емкостью 250, 350 и 500 см3.

Масленки  фарфоровые по конструкции делятся на масленки с колпаком (на тарелочке) и масленки с крышкой. Емкость масленки - 100 и 200 г. Фаянсовые масленки выпускаются обычно с крышкой, емкостью 250 г.

Сливочники  фарфоровые и фаянсовые вырабатываются различных фасонов, емкостью от 150 до 325 см3.

Полоскательницы фарфоровые могут быть разных фасонов (круглые, бусами, сервизные), емкостью от 500 до 1200 см3. Фаянсовые полоскательницы изготовляют в виде полушария, на ножке, их диаметр от 95 до 215 мм.

Сухарницы фарфоровые обычно выпускают плоскими (типа тарелки), диаметром 270 мм, а также углубленными продолговатыми, диаметром от 310 до 335 мм. Фаянсовые сухарницы изготовляют в виде плетеной корзинки, на ножке, диаметром 200 мм.

Кувшины фарфоровые могут быть самых разнообразных фасонов: №№ 95, 96, 97, емкостью 750-1400 см3. Фаянсовые кувшины менее разнообразны по форме, емкость их 500-1500 см3.

Молочники фарфоровые отличаются от кувшинов отсутствием крышки и меньшим разнообразием фасонов; емкость их 500 - 1000 см3.

Вазы по назначению бывают для фруктов и для варенья. Вазы для фруктов вырабатываются из фарфора и фаянса, для варенья - обычно из фарфора. Размеры ваз указываются по их верхнему диаметру (для фруктов -240 мм, для варенья — 120 мм).

Фруктовницы фаянсовые представляют собой круглые вазочки на низкой ножке, диаметр их верхней части 130 и 230 мм.

Тарелки фарфоровые и фаянсовые по емкости подразделяют на глубокие и мелкие. Фасоны тарелок различают по форме края (с ровным краем, с вырезным краем) и по характеру поверхности борта (гладкие и с рельефным рисунком по борту). Размеры тарелок указываются по диаметру. Наиболее распространенные размеры фарфоровых глубоких тарелок - 200 мм (детская) и 240 мм (обыкновенный размер) и тарелок мелких - 150 мм (пирожковые), 175, 200 и 240 мм (закусочные). Фаянсовые глубокие тарелки бывают размером 200, 220, 240 и 255 мм, а мелкие 175-180, 200, 220, 240 мм.

Блюда фарфоровые и фаянсовые по форме бывают круглые и овальные (так называемые лотки). Блюда круглые могут быть с ровным и вырезным краем, гладкие и граненые; блюда овальные - различных фасонов. Обычные размеры круглых блюд -300, 325 и 350 мм, овальных - 300, 350, 400 и 450 мм (по диаметру).

Бульонки представляют собой сосуды круглой формы с крышками, в которых имеется небольшое отверстие для выхода пара, и с двумя ручками. Вырабатывают бульонки из фарфора и фаянса. Емкость бульонок - от 0,6 до 2,4 л.

Вазы  суповые или суповницы в отличие от бульонок имеют овальную форму. В крышке у них с одной стороны делается вырез для разливной ложки. Емкость суповых ваз - 2 и 3 л.

Соусники (вазы для соуса) отличаются от ваз суповых емкостью (0,8 л).

Салатники фарфоровые и фаянсовые по форме делятся на четырехугольные и сервизные. Размеры салатников определяются емкостью в кубических сантиметрах (от 120 до 1400 см3).

Подливочники фарфоровые бывают различной формы, без поддона и с поддоном, емкостью от 35 до 400 см3. Фаянсовые подливочники изготовляют обычно без поддона, емкостью 400 - 450 см3.

Селедочницы (лотки для селедок) различных фасонов (овальные, четырехугольные и т. д.) вырабатываются из фарфора и фаянса, диаметром от 135 до 300 мм.

Миски изготовляют из фаянса. По фасону миски подразделяются на обыкновенные и с кантом (утолщенным краем), диаметром от 190 до 265 мм.

Пловницы относятся к фаянсовым изделиям, сходным по форме с полуглубокими тарелками, диаметр их - от 215 до 265 мм.

Кроме перечисленных  изделий, в ассортимент фарфоровой и фаянсовой посуды входят хренницы, горчичницы, перечницы, солонки, рюмки, для яиц, доски для сыра, бочонки для соления, пепельницы, плевательницы и др.[3]

Сервизами и гарнитурами называются наборы посуды одинакового фасона, раскраски и качества, имеющие определенное назначение.

Сервизы могут  быть чайными, кофейными и столовыми  на 6 и 12 человек, гарнитуры - только чайными на 6 и 12 человек. Чайный сервиз составляют только из фарфоровых изделий. В его состав входят 6 или 12 чашек с блюдцами, чайник, сахарница, сливочник и полоскательница. В состав кофейного сервиза включают 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами, кофейник, сливочник, сахарницу и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 175 мм. Гарнитур - это более полный набор посуды. В его состав полностью включают сервиз на 6 или 12 человек и дополнительно 6 или 12 мелких тарелок диаметром 175 мм, 6 или 12 блюдец для варенья, масленку, сухарницу, вазу для фруктов и вазу для варенья. Столовые сервизы на 6 человек обычно состоят из 34 предметов, в том числе 24 тарелки, а сервизы на 12 человек - из 66 предметов, в том числе 48 тарелок. Возможны и более полные сервизы, особенно на 12 человек[4].

Майоликовыми в настоящее время называют изделия, имеющие, как правило, на корпусе рельефные украшения и покрытые окрашенной глазурью.

По характеру  черепка майоликовые изделия  обычно сходны с фаянсовыми, однако в отдельных случаях при производстве майолики применяют и слабоокрашенные гончарные глины. Формуют майоликовые изделия преимущественно литьем в гипсовых формах. По характеру украшения различают майоликовые изделия без росписи с цветной глазурью (однокрасочной, двухкрасочной и четырехкрасочной) и изделия с росписью цветными глазурями или краской по сплошной однокрасочной глазури.

Основными видами майоликовой посуды являются вазы для  фруктов и конфет, кружки для пива, кувшины, масленки, пепельницы, сухарницы-хлебницы, , солонки, рюмки для яиц, чашки с блюдцами, приборы для воды, кружки с крышкой «напейся не облейся» и др. Размеры этих изделий указывают по их емкости в кубических сантиметрах или литрах, а также по диаметру в миллиметрах. Сортируют майоликовую посуду, как и фаянсовую, на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

К художественно-декоративным изделиям относят вазы для цветов, тарелки настенные, различные скульптурные изделия, бюсты, барельефы и некоторые виды художественно оформленной посуды.

Вазы  для цветов вырабатывают из фарфора, фаянса и майолики. Особенно разнообразны фарфоровые вазы для цветов. Они могут быть самых различных фасонов и размеров, украшаются преимущественно живописью, часто с применением сплошного крытья.

Тарелки настенные изготовляют из фарфора, диаметром 250 мм, украшают их чаще всего живописью.

Скульптурные  изделия очень разнообразны по ассортименту, подавляющее большинство которых выпускают глазурованными с росписью красками или золотом.

Бюсты и барельефы являются фарфоровыми неглазурованными или глазурованными изделиями.

К посуде художественной относят графины для вина фарфоровые, стопки к графинам, горчичницы, кружки, масленки, чайницы, судки столовые и др. Украшают эту посуду вручную красками и золотом.

По качеству бюсты и барельефы бывают высшего  и 1-го сортов. Вазы и другие изделия из фарфора делят на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, из фаянса и майолики — на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

 

 

 Потребительские свойства и показатели качества керамической посуды

Потребительские свойства керамической посуды определяются назначением, надежностью, эргономическими и эстетическими свойствами, свойствами керамики и качеством изготовления изделий.

В связи с  тем, что наибольший удельный вес  в структуре ассортимента бытовых керамических изделий занимает посуда, рассмотрим на ее примере потребительские свойства и показатели качества посуды.

Назначение  керамической посуды обуславливается  выполнением двух функций: 1) принимать  и сохранять пищу и напитки  в неизменном количестве и качестве; 2) отдавать их полностью или частично по мере необходимости. Эти функции зависят от размеров изделия, типа керамики, назначения изделия, особенностей пищи и напитков.

Немаловажное  значение на уровень функциональных свойств керамической посуды оказывают  и свойства материалов, которые обеспечивают выполнения основной функции изделия, не оказывая вредного воздействия на пищу, сохраняя ее вкус, температуру и т.п, которые на сегодняшний день регламентируются ГОСТ Р ИСО 6486-1-2007, ГОСТ Р ИСО 6486-2-2007.

Гончарные товары, вырабатываемая на предприятиях Министерства местной промышленности, делится на 1-й и 2-й сорта; посуда же кустарной выработки выпускается обычно одним сортом. Доброкачественность гончарной посуды проверяют внешним осмотром и перестукиванием. Внешним осмотром устанавливается правильность формы и тщательность глазурования. Перестукиванием проверяют целость посуды (посуда треснувшая дребезжит) и качество обжига (хорошо обожженная посуда при ударе издает высокий, чистый звук).

Действующие стандарты  предъявляет и к фарфоровым изделиям ряд требований, основными из которых являются требования безопасности. К показателям безопасности относят: возможное выделение свинца и кадмия и кислотостойкость черепка. Именно по этим показателям проводится обязательная сертификация.

ГОСТ 28390-89 нормирует требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям (белизна; просвечиваемость; термостойкость; механическая прочность; водопоглощение; устойчивость на горизонтальной поверхности; соответствие форме). У изделий, предназначенных для выливания жидкости, конструкция не должна допускать разбрызгиваний и подтеканий; крышки изделий не должны падать до полного выливания жидкости из них и т.д.

По качеству фарфоровую посуду делят на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, а фаянсовую — на 1-й, 2-й и 3-й сорта. Сортность посуды устанавливают по обнаруженным на ней порокам, причем принимают во внимание вид (наименование) порока, его размер, местонахождение на изделии (на лицевой или оборотной стороне), размер изделия, число одноименных пороков и общее число пороков на изделии.

К числу пороков, которые могут быть на фарфоровой и фаянсовой посуде, относятся:

недостаточная белизна черепка;

деформация (отклонение от правильной формы), особенно часто  встречающаяся в фарфоровой посуде;

темные пятна  на черепке (мушка), образовавшиеся при загрязнении массы частичками железа;

вздутия на поверхности  черепка (прыщи и пузыри);

приплавившиеся  к черепку частицы массы или  капселей, в которых обжигаются изделия (засорка);

щербины и трещины заглазурованные и незаглазурованные;

мелкие трещины  глазури (цек);

места, не покрытые глазурью (плешины);

неровный слой глазури (натеки), чаще всего на краях изделий; перекос ручек и носиков (неправильная монтировка),

неправильный  подбор крышек и т.п.;

отскакивание  краски, стирающаяся краска (непрочность красок) [4].

Сортность посуды обозначают нанесением на донышко изделий клейма нестирающейся краской различного цвета: красного (для высшего сорта фарфора и 1-го сорта фаянса), синего (для 1-го сорта фарфора и 2-го сорта фаянса), зеленого (для 2-го сорта фарфора и 3-го сорта фаянса) и коричневого или черного (для 3-го сорта фарфора).

Доброкачественная фарфорофаянсовая посуда должна быть правильной формы, устойчивой, с ровно  и прочно прикрепленными ручками или ножками, со сплошной ровной глазурью. При отступлениях в технологических режимах возможно образование дефектов. Но при этом не допускаются в посуде свищи (сквозные отверстия), цек глазури, царапающая засорка, крупные пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, стирающаяся краска, сквозной зазор между корпусом и крышкой изделия

Эстетические  свойства керамической посуды характеризуются композиционной целостностью, рациональностью формы и информационной выразительностью. Особенностью изделий из керамики является то, что их формы и объемы весьма пластичны, часто наминают формы предметов, окружающих человека в природе и в быту, что соответствует современному стилю.

Для повседневной посуды характерны более строгая, традиционная форма и декор, подчеркивающие простоту и кратковременность повседневного приема пищи.

Эргономические  свойства (характеризуют удобство и  комфорт эксплуатации изделия в  системе «человек – среда - изделие») керамической посуды обусловлены ее гигиеничностью и удобством пользования. Гигиеничность определяется безвредностью и малой загрязняемостью изделий. Безвредной считается посуда, при кипячении которой в 4%-ном растворе уксусной кислоты в течение 30 минут не выделяются соединения свинца. Состояние поверхности (наличие углов, выступов, труднодоступных мест) также характеризует гигиеничность изделий; так как определяет легкость ухода за ней.

Удобство   пользования    керамической  посудой   характеризуется    ее соответствием  антропометрическим,  физиологическим,  психофизиологическим    данным человека. При несоответствии размеров и формы ручек, держателей крышек и изделий в целом размерам и форме руки человека пользоваться такими предметами неудобно. Неудобство в пользовании проявляется и в случае несоответствия размеров, формы, конструкции изделий физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, т. е. силовым затратам на держание, поднятие, перенос изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении разговора  о керамике и изделий из нее, хочется  рассказать об одном музее, посвященном исключительно искусству керамики.

В городе Торонто (Канада) в Квинс-Парке (Парке королевы) расположен Музей Гардинера. Музей основали в 1984 г. известный канадский предприниматель и филантроп Джордж Р. Гардинер и его жена Хелен Гардинер. Люди, посетившие Музей Гардинера, сравнивают его со  «шкатулкой с керамическими драгоценностями».

Информация о работе Керамика характеристика и классификация