Организация и технология продажи товаров в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения является рассмотрение вопросов теории развития инфраструктуры товарного рынка, управления деятельностью предприятия в вопросах продвижения, сохранения, продажи товаров и услуг, обеспечения потребностей потребителей. Организация и технология продажи товаров является важнейшим объектом коммерческой и маркетинговой деятельности торгового предприятия. Непосредственно продаже товаров предшествует маркетинговый этап работы, связанный с нахождением рынка сбыта конкретных товаров, т. е. определение ниши рынка для предприятия. Эта работа включает глубокое исследование рыночных возможностей путем применения целого комплекса методов по изучению спроса населения и конъюнктуры торговли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.Торгово-технологический процесс магазина…………….………..……….7
1.1 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине ……………………………………………………………9
1.2 Технология хранения и подготовка товара к продаже………….……17
1.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале………………...…..25
2. Продажа товаров……………………………………….………………….29
2.1 Формы и методы продажи товаров………………………………….…29
2.2 Расчет за покупку……………………………………………………….34
3. Дополнительные услуги…………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).

При продаже товаров  по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.

 

2.2 Расчет за  покупку

 

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину  или тележку и доставляют в  узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать  единый узел расчета. Напряженность  работы контролеров-кассиров в часы пик следует регулировать. Для  расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.

За рубежом, а также  в некоторых симферопольских  магазинах в последнее время  успешно внедрены магазинные карты, которые практически аналогичны банковским карточкам и основаны на той же аппаратно-программной платформе. Их использование позволяет не только упростить расчетные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская специальные карточки и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем самым осуществляет их закрепление, «привязку» к себе.

Наличие карточки дает право  покупателю рассчитывать на особое отношение  к себе со стороны магазина. Карточка автоматически делает его привилегированным клиентом, что выражается в виде доступа к системе торговых скидок или предоставления дополнительных услуг (бесплатная рассылка каталогов торговой фирмы, информация о новых товарах, заказ по телефону, определенный размер (процент) скидок по цене товаров и т. д.). При этом магазин может проводить определенную маркетинговую политику, устанавливая размеры торговых скидок в зависимости от социальной группы и индивидуального покупательского поведения клиента.

Магазинные карточки бывают двух видов: дисконтные и предоплатные (расчетные).

Заплатив вступительный  взнос, держатель дисконтной карты  впоследствии каждый раз при предъявлении ее получает установленную торговую скидку.

Клиент, имеющий предоплатную карточку, вносит собственные денежные средства в кассу магазина в виде авансового платежа за еще не купленный товар. В дальнейшем при обслуживании осуществляется простое списывание средств клиента с карты. Для того чтобы заинтересовать покупателя в наличии предотплатной карточки, магазины разрабатывают, как правило, соответствующую систему торговых скидок и услуг, предлагаемых клиенту. Таким образом, расчетная (предоплатная) карточка включает в себя элементы, присущие дисконтным картам.

Использование магазинных карточек благотворно влияет на товарооборот магазина. Кроме того, приобретая предоплатные карточки, клиент фактически кредитует магазин на стоимость еще не отпущенного товара, что дает магазину дополнительные заемные средства, а также способствует повышению статуса и престижа данного торгового предприятия. Магазинная карта является также эффективным рекламным атрибутом предприятия, ее выпустившего, она повышает престиж не только магазина, но и самого клиента, так как пластиковые карты традиционно считаются престижной формой оплаты за товары и услуги.

Магазинная автоматизированная система работы с пластиковыми картами  позволяет также вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок, что имеет несомненную  ценность для маркетинговой службы торгового предприятия.

В настоящее время  распространение получили магазинные системы на карточках с магнитной  полосой и на карточках с микросхемой (смарт. карты). Вторая разновидность  карточек является более перспективной, так как они почти полностью  защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терминал-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.

В магазинах могут  быть использованы три варианта организации  пункта обслуживания по смарт - картам.

Во-первых, можно использовать обыкновенный электронный кассовый аппарат автоматизированной системы кассового обслуживания, снабженный дополнительно выносным устройством считывания данных с карт и клавиатурой для ввода ПИН-кода (персонального идентификационного номера клиента) пинпадом.

Во-вторых, может быть использован специализированный торговый терминал-касса.

B-третьих, в качестве  терминала в магазине может  быть использован обыкновенный  персональный компьютер спринтером  для распечатки торговых чеков  и пинпадом для ввода ПИН-кода.

При обслуживании покупателя оператор вставляет карту клиента  в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН-код. Если ПИН-код набран неверно  или номер карты находится  в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта в зависимости от ситуации возвращается покупателю или изымается.

Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое электронной карты с учетом произведенных  покупок, запоминает операцию в реестре  и распечатывает торговые чеки.

 

3. Дополнительные услуги

 

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в  магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:

  1. услуги, связанные с покупкой товаров;
  2. услуги, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
  3. услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.

Первая группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.

Довольно обширен круг услуг второй группы, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят:

  • раскрой купленных в магазине тканей;
  • мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине;
  • прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине;
  • установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.

В третью группу входят следующие услуги:

  • организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине;
  • ремонт технически сложных товаров;
  • устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей;
  • оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс и т. д.).

Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов  с дополнительными затратами (доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.

Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным оборудованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных  дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как:

  • комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров;
  • продажа цветов, периодических изданий, лекарственных средств и др.;
  • консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов;
  • организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и

многодетных семей (с  доставкой товаров на дом);

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономика, в которой  товары производятся и распределяются не в административно-плановом порядке, а по собственной инициативе конкурирующих между собой независимых предпринимателей, ориентированных в первую очередь на платежеспособный спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность. Сегодня производство ориентируется на потребителя и его потребности, стараясь, эти потребности удовлетворить, придав ценности своему товару. Товар или иное предложение будет иметь успех на рынке только тогда, когда он имеет ценность для целевого потребителя и приносит ему удовлетворение. Покупатель, основываясь на своем восприятии, выберет из конкурирующих предложений (товаров, услуг) то, которое, с его точки зрения, обладает наибольшей ценностью. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости изучения потребителя, его интересов, ценностей, предпочтений, а также товаров конкурентов и методов их распределения.

Одной из важных задач  маркетинговой деятельности розничных  торговых предприятий является обеспечение  своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.

Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность  и конкурентные позиции на розничном  рынке, торговое предприятие должно выявить, сколько реальных и потенциальных конкурентов оно имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т. д.

Для того чтобы обеспечить высокую эффективность работы торгового  предприятия, а также увеличение объемов продажи товаров, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования сбыта. В розничной торговле можно выделить ценовые и неценовые средства стимулирования продажи товаров.

К ценовым средствам  стимулирования относят распродажу по сниженным ценам, систему премий, продажу товаров в кредит на льготных условиях.

К неценовым средствам  увеличения продажи необходимо отнести  высококачественную упаковку и рекламное  оформление, рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале магазина, предложение разнообразных  дополнительных услуг покупателям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрютина Г.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Дело и сервис, 2000. – 512 с.
  2. Бажин И.И. Логистика. – Х.: Консум, 2004. – 240 с.
  3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М. 2000. – 218 с.
  4. Воробьев Б.З., Локтев Э.М., Плетень Ю.И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособ. – М.: Изд. Евр. университета, 2005. – 419 с.
  5. Гаджинский А.М. Логистика. Уч-к. – 11-<s

Информация о работе Организация и технология продажи товаров в торговле