Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 14:49, дипломная работа
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли – не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания. Политические и экономические перемены, произошедшие в России на рубеже веков, потребовали внесения изменений в управление процессом обслуживания клиентов.
Введение 3
1. Роль и значение продажи товаров и культура обслуживания покупателей 6
1.1. Понятие качества торгового обслуживания и культуры торговли 6
1.2. Характеристика основных элементов, формирующих уровень обслуживания покупателей. 17
1.3. Роль качества обслуживания в достижении задач торгового предприятия 24
2. Анализ качества торгового обслуживания на предприятии 28
2.1. Краткая характеристика предприятия 28
2.2.Оценка качества торгового обслуживания на предприятии 35
2.3. Влияние качества обслуживания на динамику основных экономических показателей предприятия 41
3. Основные направления повышения качества торгового обслуживания 47
3.1. Совершенствование системы качества обслуживания клиентов 47
3.2. Направления развития торговых услуг 58
Заключение 67
Список литературы 70
Поэтому, оценивая свою
конкурентоспособность и конкурентные
позиции на розничном рынке, торговое
предприятие должно выявить, сколько
реальных и потенциальных
Для того чтобы обеспечить высокую эффективность работы торгового предприятия, а также увеличение объемов продажи товаров, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования сбыта. В частности, активизации продажи товаров во многом способствует торговля через мелкорозничные торговые предприятия, а также организация и проведение ярмарок, выставок-продаж.
В розничной торговле можно выделить ценовые и неценовые средства стимулирования продажи товаров.
К ценовым средствам стимулирования относят распродажу по сниженным ценам, систему премий, продажу товаров в кредит на льготных условиях.
К неценовым средствам увеличения продажи необходимо отнести высококачественную упаковку и рекламное оформление, рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале магазина, предложение разнообразных дополнительных услуг покупателям.
Этап исследования конкурентоспособности и рыночного пространства, является основой формирования рентабельного ассортимента и включает:
- изучение товаров,
- анализ условий конкуренции,
- анализ форм и методов сбыта и доведение товара до покупателя.
При изучении товаров выявляются товары, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. Другими словами, выявляются наиболее конкурентоспособные товары.
Конкурентоспособность – это характеристика товаров, позволяющая выделить конкурентоспособный товар из ряда аналогичных товаров по степени максимального удовлетворения требований потребителя. Таким образом, конкурентоспособность проявляется только при сравнении товаров.
Требования, предъявляемые потребителями к конкурентоспособному товару, зависят от рынка, где они изучаются и имеют свою специфику. Товар, конкурентоспособный на одном рынке, может не быть конкурентоспособным на другом рынке. Более того, понятие конкурентоспособности для одного и того же рынка различно.
В соответствии с этим было исследовано несколько магазинов, имеющих отделы по продаже аналогичного ассортимента товаров, что и в магазине «Автозапчасти для иномарок».
Для проведения анализа были опрошены определенное число покупателей, которые, применяя пятибалльную систему, оценивали исследуемые магазины по своему мнению. По итогам сравнительного анализа можно выделить основные сильные и слабые стороны магазина «Автозапчасти для иномарок» по отношению к конкурентам на данном рыночном пространстве.
Данное исследование было проведено в форме сравнительного анализа некоторых характеристик исследуемых магазинов, которые можно свести в единую таблицу 1.1.
Таблица 1.1
Оценка конкурентоспособности магазина «Автозапчасти для иномарок»
Параметры
Магазины
«Автозапчасти для иномарок»
«Автомир»
«Форумавто»
1
Удобство расположения
5
5
5
2
Внешний вид магазина
5
4
5
3
Режим работы
4
5
5
4
Видимость с автомагистрали
5
5
4
5
Удобство и наличие парковки
5
3
4
6
Предлагаемый ассортимент
5
3
3
7
Культура обслуживания
5
4
5
8
Предоставление торговых услуг
3
4
5
ИТОГО
37
33
36
Из данной таблицы видно, что конкурентоспособность магазина «Автозапчасти для иномарок», по сравнению с анализируемыми магазинами, достаточно высокая - 37 баллов. Но не достигает максимальных 40 баллов, как и у остальных рассматриваемых магазинов.
Из исследуемых магазинов самым лучшим, по мнению покупателей, стал магазин «Автозапчасти для иномарок». Он отличается разнообразным и широким ассортиментом. В этом магазине высокая культура обслуживание покупателей. Покупателям нравится красивое внешнее оформление магазина и удобное расположение - магазин находится в густонаселенном месте и на пути движения автомобилей. Не устраивает покупателей отсутствие дополнительных услуг. В конкурирующих магазинах оказывают такую услугу, как диагностика.
Второе место, по мнению опрошенных покупателей, занимает магазин «Автомир», третье - магазин «Форумавто», у них по 36 и 33 баллов соответственно. Но у этих магазинов разные сильные и слабые стороны. Например, магазин «Техническая книга» не достаточно хорошо виден с магистрали и у него не очень удобные подъездные пути и автостоянка. У магазина «Автомир» слабая сторона – неудобные подъёздные пути, но видимость с магистрали хорошая. Но зато сильной стороной «Автомир» и «Форумавто» является удобный режим работы – с 9-00 до 20-00, тогда как магазин «Автозапчасти для иномарок» работает с 10-00 до 18-00. На 5 баллов устраивает ассортимент магазина «Автозапчасти для иномарок», тогда как у других магазинов он оценён на 3 балла.
Глава 2. Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Автозапчасти для иномарок»
2.1. Материально-техническая база предприятия
Индивидуальный предприниматель Шувалов Александр Александрович, в дальнейшем именуемая ИП Шувалов А.А., открыл 19 апреля 2000 г. магазин «Автозапчасти для иномарок». (приложение 1). Местонахождение магазина «Автозапчасти для иномарок»: Россия, Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная35, цокольный этаж.
Основной целью индивидуального предпринимателя Шувалова Александра Александровича, является осуществление розничной продажи непродовольственных товаров.
Магазин «Автозапчасти для иномарок» выполняет следующие виды деятельности:
- изучение и прогнозирование
покупательского спроса, изучение
и выявление потребностей
- выявление и изучение
источников поступления и
- организация рациональных
хозяйственных связей с
- организация и проведение оптовых закупок товаров,
- организация и технология оптовой и розничной продажи непродовольственных товаров, включая формы и методы продажи товаров, условия их применения, качество обслуживания и т.д.,
- рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров,
Магазин «Автозапчасти для иномарок»специализируется на продаже непродовольственной группе товаров: автозапчасти, автохимия, автомасла и др. сопутствующие товары. (приложение 3)
Проведем анализ материально-технической базы магазина «Автозапчасти для иномарок».
Помещение магазина размещается в цокольномэтаженежилоготрех этажного здания, занимает торговую площадь 100 метров квадратных.
Расположение магазина достаточно удобное. Этот магазин расположен вблизи остановок городского транспорта и находится на пути движения больших масс людей. Его посещают не только покупатели–пешеходы, но и покупатели-автовладельцы. Рядом с магазином имеется место для парковки транспорта. Удобные подъездные пути.
Общая полезная площадь магазина составляет 100 м. кв. Распределение площадей магазина «Автозапчасти для иномарок» согласно внутреннему обмеру представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Распределение площадей магазина «Автозапчасти для иномарок» по назначению частей помещения согласно внутреннему обмеру, м.кв.
Название помещения
Площадь, м.кв.
Торговая
Складская
Служебно-подсобная
Административная
А
1
2
3
4
1. Торговый зал
75
2. Подсобное
15
3. Умывальник, туалет
3,1
4. Кабинет директора
6,9
Общая полезная площадь
100= 100 %
Итого:
75
15
3,1
6,9
Главное помещение магазина – торговый зал – имеет площадь 78 % всей площади магазина. Метод продажи товаров применяемый в данном магазине – через прилавок. Планировка торгового зала магазина спланирована с учётом движения покупательского потока. С правой стороны от входа расположены стеклянные пристенные витрины, в которых выставлены пользующиеся спросом автотовары. Далее, по пути движения покупательского потока расположены столы-прилавки, установленные сплошным фронтом и разделяющие торговый зал на две зоны: рабочее место продавца и торговый зал.
Коэффициент эффективности использования общей площади магазина является соотношение торговой площади к общей площади магазина. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем выше эффективность использования площади магазина.
В нашем случае общая площадь магазина составляет 100м.кв., а торговая площадь 75м.кв.
Кэ = 75/100 = 0,75
Высокий размер коэффициента свидетельствует об эффективном использовании площадей магазина.
Для определения рациональности использования торговой площади, необходимо просчитать коэффициент установочной площади.
В торговом зале из оборудования имеются: витрина пристенная стеклянная, пристенные горки, прилавок-витрина с застеклённой верхней частью, тумба-карусель для автохимии, пристенное оборудование «Джокер» с кронштейнами и полками, два прилавка - один узел расчёта, второй для обслуживания покупателей.
Таблица 2.3
Расчет установочной и выставочной площадей в магазине
Наименование оборудования
Количество
Размер
Количество полок
Установочная площадь, кв.м.
Выставочная площадь, кв.м.
Пристенная горка
8
2,5*0,5
4
10
40
Витрина стеклянная
4
1,0*0,5
4
2,0
8
Прилавок-витрина
6
1,2*1,0
1
7,2
43,2
Прилавок
2
1,2*1,0
1
2,4
4,8
Тумба – вертушка для открыток
1
1,8*1,0
40
1,8
72
Оборудование «Джокер» с
Кронштейнами
1
3*2,0
10
6,0
60
Оборудование «Джокер» с
Полками
1
1,5*2,0
4
3,0
12
Итого
32,4
240
Установочная площадь 32,4 м2, а выставочная 240 м2.
Определение коэффициента
К уст = 32,4 / 240 = 0,14
Следовательно, 14 % торговой площади занято установленным торговым оборудованием, 86 % торговой площади будет составлять проходы для покупателей и продавцов, размещение мест дополнительного обслуживания покупателей. Коэффициент низкий, если сравнивать его с нормативами – 0,25-0,30 %.
Но эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под оборудование. Важно чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров. Показатель, характеризующий степень использования выставочной (демонстрационной) площади – Кд, который определяется отношением выставочной площади к площади торгового зала. Рассчитаем Кд:
Кд = 240 / 46,6 = 0,92
Такой коэффициент демонстрационной площади говорит об эффективном использовании установочной площади за счет использования вертикальных стеллажей и стоек, занимающих мало места, позволяющих демонстрировать широкий ассортимент.
Расчет коэффициента емкости
определяется отношением
Информация о работе Оценка уровня качества обслуживания на примере торгового предприятия