Потребительская тара для молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Трудно найти точное определение упаковки, даже если рассматривать ее в очень узком смысле. В первую очередь упаковка используется как тара, а уж потом говорится о таких ее достоинствах, как пригодность к обработке, облегчение транспортировки, внешняя привлекательность и удобство употребления. Цель данной работы – исследовать упаковочные материалы и их влияние на сохранность товара в процессе хранения. Исходя из поставленной цели, поставленные следующие задачи: - виды упаковки и их анализ; - характеристика существующих видов упаковки; - характеристика товарных знаков представленных на упаковке; - разработка этикетки для молока.

Содержание

Введение 4
1. Виды упаковки и их анализ 5-11
2. Характеристика существующих видов упаковки 12-16
3. Влияние упаковки на сохранность продукции 17-20
4. Характеристика товарных знаков представленных на упаковке 21-26
5. Разработка этикетки для молока 27-28
Заключение 29
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Торговую упаковку осуществляет продавец товара. Процесс  упаковывания происходит чаще всего непосредственно на предприятии розничной торговли.            Упаковка - это многослойная система или конструкция, включающая потребительскую тару, вспомогательные упаковочные средства и материалы, например прокладочные и амортизирующие, которые вкладывают в транспортную тару для обеспечения максимальной сохранности и удобства транспортирования.           

 

Упаковка из комбинированных материалов.     Полиэтиленовые лежачие плоские пакеты заменили вначале стеклянную тару, но при низком качестве пленки или сварки они были негерметичными и непрочными. В 1960 - 1970 гг. в России была освоена фасовка в пакеты типа тетраэдра.          Пакет тетра - брик - асептик состоит из одного слоя бумаги, слоя фольги и четырех слоев полиэтилена: внешнего, между бумагой и фольгой и двух внутренних слоев. В настоящее время в России такая тара является традиционной для упаковки молочных продуктов, соков, напитков.   Модификация упаковки типа тетра-пак заключается в изменении материалов для ее изготовления, пропорций и удобства использования. Особенностью упаковки комбиблок, применяемой для молочных напитков, являются меньшая ширина в основании, что более удобно для руки, и крышечка типа комбитоп из полиэтилена, предназначенная для многократного открывания. Розлив в асептических условиях не утрачивает аромат и обеспечивает сохранение продукта без консервирующих веществ и дополнительного охлаждения. Вместимость пакета комбиблок от 150 до 2000 мл.   Плоские пакеты небольшого объема являются одноразовыми для пищевых продуктов (молока, сметаны, майонеза).     Однослойные и многослойные пленки используют для производства мягких пакетов (ГОСТ 12302-83) разных типов с различной конфигурацией дна:              - с прямым дном - 15 разновидностей, из них две с клапанами и три с фальцами;             - с прямоугольным или шестиугольным дном - две разновидности. Пакеты изготавливают путем склеивания или сваривания. Пакеты из термосвариваемых пленок должны иметь сварные швы шириной не более 18 мм. Они могут иметь выемки, зубчатые или пилообразные края, пилообразный шов для отрывных пакетов, лазерные насечки.

Качество пакетов  контролируют по показателям внешнего вида, размера пакетов, толщине по периметру пакета, прочности при растяжении сварных швов, герметичности, санитарно-химическим показателям.   Пакеты складывают в стопы по 100-1000 шт., которые скрепляют и формируют в кипы. Пакеты отрывные поставляют в рулонах. Кипы заворачивают в оберточную бумагу или заваривают в полимерные мешки.  Стоячие пакеты перспективны для разработки новых видов и разновидностей упаковки. Такие пакеты носят название дой-пак (Doy Pack) по фамилии разработчика технологии. В стоячие пакеты фасуют йогурт, майонез, кетчуп и другие пищевые продукты.       Преимущество дой-пак заключаются в следующем:     - удобство пользования содержимым пакета;      - при оформлении используется вся поверхность пакета;    - при транспортировании и хранении пустых пакетов требуется меньше места, чем для других видов упаковки;        - для удобства открывания пакет снабжают лазерной насечкой;   - для удобства использования пакет имеет застежку (zip) или винтовой колпачок.

Пакеты изготавливают из рулонной пленки. Особенностью дой-пак являются стандартизованная форма и широкие возможности использования различных пленок для их формирования в зависимости от требований упакованного товара - инертность, воздухо- и светонепроницаемость и т.п. Это определяется структурой однослойной или ламинированной пленки и природой полимерного материала.         Пакет дой-пак может заменить и консервную банку, если использовать для его формования многослойную ламинированную пленку из термостойких полимеров. Он может пройти процесс стерилизации в автоклаве вместе с содержимым.           

Для упаковывания кисломолочных  продуктов также используют стоячие пакеты с ручкой. Оборудование для их производства разработано в Германии. Упаковка проста в изготовлении и по удобству в применении превосходит обычный лежачий пакет. Для изготовления таких пакетов используют полиэтилен или полипропилен, наполненные мелом. Материал приобретает умеренную жесткость, хорошо держит форму и удобно вскрывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние упаковки на сохранность продукции

Для упаковки молока и молочных продуктов в последнее время используют тару, изготавливаемую из различных материалов: стекла, металла, полимеров, а также из их комбинаций как между собой, так и с бумагой или картоном. Причем в рейтинге потребительских предпочтений тех или иных видов упаковки наблюдается быстрая смена позиций.    Металлы           При производстве тары для молочных продуктов широко используются металлы. На протяжении многих лет в развитых зарубежных странах тара из белой жести для расфасовки пищевых продуктов длительного хранения занимала первое место среди всех видов упаковки. Отличительными свойствами металлической тары являются высокая механическая прочность (особенно на сжатие), ударостойкость, устойчивость к воздействию внутреннего давления, хорошая сохраняемость многих продуктов. Металлическая упаковка надежно предохраняет содержимое от воздействия света, газов, воздуха, воды и других агрессивных факторов окружающей среды. Белая жесть — прекрасный материал для печати и лакирования.       В связи с тем, что себестоимость производства олова, используемого для горячего лужения жести, постоянно возрастает, белую жесть заменяют другими видами жести без покрытия оловом. Одним из основных направлений замены белой жести является широкое применение алюминия и его сплавов (преимущественно с магнием и марганцем для повышения прочности). Высокие темпы роста производства алюминия, разнообразие видов тары и упаковки определяется рядом свойств, делающим этот металл незаменимым:

  • плотность алюминия почти в три раза меньше плотности жести*;
  • прекрасная формуемость, пластичность и хорошая термостойкость;
  • водо-, паро-, газо-, аромато- и жиронепроницаемость;
  • микробиологическая устойчивость;
  • высокая светоотражательная способность;
  • возможность комбинирования с другими материалами.

Однако при  использовании металлической тары для упаковки продуктов питания следует помнить о возможности миграции ионов металла в контактирующий продукт и, следовательно, в организм человека. Ионы металлов (олова, алюминия, меди, свинца и др.) представляют серьезную опасность для здоровья вследствие их способности накапливаться в определенных органах людей и животных, приводя к различного рода заболеваниям.  Стекло           Стекло химически инертно, препятствует проникновению газов, жидкостей и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно, легко перерабатывается и формуется. Важнейшим преимуществом стекла является его гигиеничность. Из стекла не переходят в пищевой продукт вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса. Основными недостатками стекла являются его большая плотность и хрупкость, что приводит к увеличению транспортных расходов при перевозках и потерям пищевых продуктов. Вследствие этого цены на готовую продукцию, расфасованную в стеклянную тару, существенно увеличиваются. В настоящее время интенсивно ведутся работы по уменьшению массы стеклотары и улучшению ее механических свойств за счет обработки поверхности различными веществами, нанесением покрытий на основе полимеров. Кроме того, относительно высокая стоимость стеклянной тары предполагает организацию системы ее многократного использования.      По этим причинам магазины неохотно торгуют молоком в стеклянных бутылках. В то же время упаковка из стекла продолжает использоваться в регионах со слаборазвитой экономикой и низкой степенью межрегиональной интеграции. В результате сегодня в стеклянную тару упаковывается 4,7% от общего объема фасованной жидкой молочной продукции, и этот вид упаковки быстро уступает свои позиции картонным пакетам и пластиковой таре.

Бумажная  тара           Упаковочные материалы, используемые для изготовления тары, должны обладать водо-, паро-, аромато-, жиро- и газонепроницаемостью. Бумажная тара такими качествами не обладает. Эти свойства бумажные материалы приобретают либо в технологическом процессе их производства за счет соответствующего размола волокнистых материалов, проклейки и добавки в массу синтетических смол, либо за счет специальной обработки уже готовых бумажных материалов и соединения их с полимерами и металлом, в результате чего получаются новые комбинированные материалы.     Картонная упаковка         Преобладающие позиции на российском рынке жидких и пастообразных молочных продуктов занимает современная картонная упаковка типа «тетра-брик», «тетра-брик-асептик», «тетра-рекс», «пюр-пак-асептик» и «пюр-пак», в которую упаковывается почти 54% фасуемых жидких молочных продуктов. Наличие в их составе слоя бумаги или картона обеспечивает комплекс потребительских и физико-механических свойств, а фольгированный слой (алюминия) сводит к минимуму воздействие кислорода, УФ-излучения и экотоксикантов на пищевой продукт. По мнению работников торговли, эта тара пользуется большим покупательским спросом, чем стеклянные бутылки или пленочные пакеты. Основные конкурентные преимущества этой упаковки состоят в том, что для потребителя она более удобна и практична, надежна в транспортировке, обеспечивает более длительный срок хранения продукта за счет пастеризации или стерилизации молока, экологически чиста, не нуждается в возврате и более эстетична (часто высокое качество упаковки ассоциируется у покупателя с высоким качеством молочного продукта). Торговля отдает предпочтение этой упаковке еще и потому, что картонная упаковка имеет высокую прочность в отличие от полиэтиленовых пакетов и позволяет более эффективно использовать складские помещения и оптимизировать логистику сбыта.

Использование асептического розлива в пакеты «тетра-брик-асептик» увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций и существенно увеличить объем их производства и «географию» реализации. Крупные молокозаводы, имеющие дополнительные резервы и расположенные, как правило, в областных и районных центрах, переходят на асептический розлив молочных продуктов с целью существенного увеличения объемов производства и захвата неосвоенных региональных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика товарных знаков представленных на упаковке

 Основная функция  информации о товаре — это  доведение до сведения потребителя  (поставщика, продавца и др.) сведений  о потребительских свойствах товара, об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие товара заявленной о нем информации.           Право потребителя на информацию регулируется нормами закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом РФ, а требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены указами президента и постановлениями правительства РФ, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти и нормативными документами на конкретные группы и виды товаров.

Средства товарной информации. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах.      Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, а также штрих-коды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.    Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр. С учетом все возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и пр.

Товарный знак — это обозначения (словесные, изобразительные, объемные, а также их комбинации), позволяющие отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак — это визитная карточка предприятия.

Информация  о молочных продуктах  должна содержать такие сведения, как:

  • наименование продукта;
  • наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • массу нетто, объем и количество продукции;
  • состав продукта;
  • пищевая ценность;
  • условия хранения;
  • срок годности; срок хранения; срок реализации;
  • обозначение нормативного или технического документа;
  • информация о сертификации пищевых продуктов.

Кроме того, информация о молочных продуктах может быть дополнена такими сведениями, как:

  • способ и рекомендации по приготовлению;
  • категория, сорт;
  • вид упаковки ;
  • рекомендации по применению;
  • способ обработки и др.

Рассмотрим более подробно лишь те позиции информационного  перечня, которые имеют принципиальное значение для характеристики молочных продуктов.

Наименование может включать название группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности. В наименовании возможно указание отличительных особенностей продукта, например, восстановленный, пастеризованный, стерилизованный и пр.      Молочные продукты, которые не являются традиционными для России и поступают по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, региональным и национальным нормативным документам.

Наименование места происхождения указывается в том случае, если особые свойства продукта определяются характерными природными условиями географического объекта (страны, населенного пункта, местности и пр.) и/или людскими факторами. Если название географического объекта не вошло во всеобщее употребление на территории России, то оно не признается наименованием места происхождения продукта.     Если продукт изготовленный в одной стране, проходит в другой стране технологическую обработку, которая изменяет его свойства или превращает в готовое изделие, то другая страна рассматривается как страна происхождения.

Информация о работе Потребительская тара для молочной продукции