Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:46, курсовая работа
Товароведение, как научная дисциплина, опирается на гуманитарные, социально-экономические, а также математиче¬ские и естественные дисциплины; товароведение тесно связано с технологическими и специальными экономическими дисципли¬нами.
Товароведение изучает потребительную стоимость товара . Товароведение опирается на экономическую теорию, рассматрива¬ющую различные теории потребления, на философию, полито¬логию, социологию и др. Эти дисциплины являются для товароведения методологической основой изучения потребительной сто¬имости.
Значительная часть товаров
из производства попадает
Правильная организация
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Стандарты (в том числе и международные)
закрепляют и регламентируют прогрессивный
опыт, накопленный в области
Продукция обладает значительным количеством свойств (признаков), по которым она может быть охарактеризована и оценена. Роль количественных характеристик и свойств изделий, рассматриваемых применительно к существующим, либо к перспективным потребностям в них, выполняют показатели качества.
В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели (рисунок 1)9.
Совокупность показателей качес
Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий.
Рисунок 1 – Структура показателей качества
Российские предприятия
В современной науке и практике существуют различные определения понятия качества. Академия проблем качества Российской Федерации сформулировала концептуальное видение качества как функциональную категорию управления, которая определяет образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и общества11.
Качество как категория
управления – интегральное понятие,
которое характеризует
Рисунок 2 – Подходы к качеству в разных социально-экономических системах
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству.
Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей.
Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Менеджмент качества есть деятельность руководства предприятия или организации направленная на создание таких условий производства, которые необходимы и достаточны для выпуска качественной продукции. В процессе менеджмента качества на предприятии или в организации разрабатывается политика качества, определяются стратегические и тактические цели, распределяется персональная ответственность исполнителей.
Управление качеством, в упрощенном понимании этого термина, касается средств оперативного характера, которые необходимы для удовлетворения требований к качеству. В тоже время, обеспечение качества, рассматривается как процесс, направленный на достижение производителем уверенности в выполнении поставленных требований, как внутри организации так и за ее пределами.
В настоящее время наиболее эффективной моделью качества является модель Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Manadement - TQM)12.
TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества всей организации, минимизацию производственных затрат и поставку продукта точно в срок. Основная идеология этой системы базируется на принципе – «улучшению нет предела». Эта идеология имеет свой термин - «постоянное улучшение качества».
TQM как технология является
принципиально новым походом
к управлению любой
Общее руководство качеством осуществляется с помощью Системы Качества. Система качества – есть совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления менеджмента качества.
Общее руководство качеством, включая в себя понятия «управления качеством» и «обеспечение, улучшение качества», имеет и другие, дополнительные понятия, такие как политика в области качества и планирование качества.
Политика в области качества формулируется в виде направления деятельности или стратегической цели и может предусматривать13:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение нового технического уровня продукции;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителей отдельных отраслей или регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Система управления качеством вносит в перечень понятий менеджмента долговременную стратегию глобального руководства интересами организации, ее коллективом, потребителями, и обществом в целом.
Всеобщее Управление Качеством, как идеология, начинает применяться предприятиями, желающими быть эффективными и конкурентоспособными. В политике четко определяются цели конкретной организации и все аспекты системы качества.
Кроме того, одной из ключевых особенностей системы качества является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами серии ИСО 9000. Эти стандарты установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало процедурам разработки, внедрения и сертификации систем качества.
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В России нормативные
акты по стандартизации подразделяются
на следующие категории в
- государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);
- международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- стандарты предприятий (СТП);
- технические условия (ТУ);
- стандарты общественных объединений – научно-технических, инженерных и др. (СТО);
- правила по стандартизации (ПР);
- рекомендации по сертификации (Р).
Состав нормативных документов по стандартизации, действующих на территории России, определяется в законе РФ «О стандартизации».
Соблюдение на предприятии стандартов ИСО-9000 подтверждается сертификатом, выданным независимой организацией по результатам проведения сертификации системы качества. Такой сертификат призван во всем мире и является достаточной для покупателей гарантией качества продукции и для создания имиджа предприятия. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и третьей стороны, выдающей сертификат15:
- закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственных за нарушение качества.
- закон о сертификации определяет документацию, удостоверяющую качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу.
- закон о стандартизации помогает реализации двух первых актов.
- закон о единстве измерений создает материальную базу процессов сертификации и стандартизации.
Таким образом, управление качеством должно осуществляться системно, то есть на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Далее целесообразно уделить внимание ассортиментной политике предприятия.
В условиях экономического кризиса одной из центральных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В торговых компаниях существенная часть оборотных средств находится на складе, поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом, в период кризиса становится жизненно важной. Особенно острой проблема оптимизации ассортимента и товарного запаса является для таких бизнесов как комплексная поставка товаров на промышленный рынок, оптово-розничная торговля в мультибрендовых компаниях, широкопрофильная дистрибьюция.
Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков. Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы по одному из признаков: ассоциированное применение (степень функционирования), общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте и глубине охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей16.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.
Трудность решения данной
задачи состоит в сложности
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем.
Анализ различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволяет выявить определенное сходство между этими методиками. Для формирования ассортиментной политики необходима информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен - для определения условий безубыточной работы и управления совокупной прибылью для оптимизации налогообложения, а также для прогнозирования возможных вложений собственных средств компании в развитие бизнеса.
Ассортиментная политика – общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
В основе формирования ассортиментной политики предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия.
Информация о работе Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами