Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:35, курсовая работа
В нашей жизни нас окружает огромное разнообразие ароматов, будь то стиральный порошок или средство для снятия лака, не говоря уже об элитной парфюмерии.
Парфюмерия (франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи) – это изделия, применяемые для ароматизации кожи, волос, одежды, а также как гигиенические освежающие средства.
Сегодня многие женщины, даже самые богатые и знаменитые, предпочтут появиться на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.
Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи использовала мазь, основным компонентом которой был размельченный крокодилий помет вместе с белилами. (Тогда люди не имели таких предрассудков, как мы сейчас, и не брезговали пометом). В Древнем Египте прекрасно знали все целебные и косметические свойства ароматических масел и благовоний, которые очень ценились и стоили так дорого, что их приравнивали к драгоценностям и хранили в специальных ларцах из сандалового дерева.
Да, Египет просто потрясает своим величием и красотой! Очень радостно видеть, что сейчас все это постепенно возрождается. После стольких лет серости, бесцветности и одинаковости мы снова получили возможность блистать своей красотой и неповторимостью.
Факторами формирования ассортимента и качества парфюмерных и косметических товаров являются сырьевые материалы и технология изготовления. Для производства парфюмерно-косметических товаров применяют душистые вещества, растительные масла, животные жиры и продукты их переработки, воски растительного, животного и минерального происхождения, аминокислоты, витамины, экстракты лечебных трав, фруктовые и овощные соки, пчелиный мед, ферромоны и другие полезно и активно действующие вещества.
К душистым вещества относятся вещества, обладающие приятным специфическим запахом, способным передавать его другим веществам, будучи внесенными в них даже в очень небольших количествах. Душистые вещества подразделяются на две группы: натуральные и синтетические.
Группу натуральных душистых веществ составляют сырье растительного (эфирные масла, смолы, бальзамы и цветочная помада) и животного (амбра, цибет, мускус, бобровая струя) происхождения. Эфирные масла извлекают из цветов, листьев, плодов, древесины, а также эфиромасличных растений: розы, мяты, кориандра, лаванды, шалфея, ириса, гвоздики, ванили, корицы и т. д. Смолы — это выделения из надрезов некоторых деревьев. Бальзамы получают аналогично смолам. Они представляют собой естественный раствор смол в эфирных маслах. Душистые вещества животного происхождения — это железы и продукты выделений некоторых животных, применяемые для обогащения и увеличения стойкости запаха, а также создания гармонии парфюмерно-косметических товаров с запахом кожи человека. Амбра — это кишечные отложения кашалота, настой которых способен фиксировать запах парфюмерии высших сортов. Цибет получают из желез внутренней секреции цибетовой кошки, и в небольших количествах он имеет нежный стойкий аромат. Мускус добывают из желез мускусного оленя (кабарги). Бобровая струя в небольших количествах придает пряный запах и добывается из особых желез речного бобра.
Синтетические душистые вещества — это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины, эфирных масел, имеющие природные и фантазийные (не встречающиеся в природе) запахи.
Наибольшее распространение в производстве косметики имеют следующие виды сырья:
-пчелиный воск, способный образовывать хорошие сплавы с жирами, воск имеет приятный медовый запах и применяется как сгущающее средство для жидких составных частей кремов, получения помад и др.;
-продукт гидрогенизации кашалотового жира (саломас), добываемый из полостей головы кашалота и хорошо смягчающий кожу;
-ланолин — жироподобный воск, получаемый из промывных вод после мойки овечьей шерсти и способный быстро, легко и глубоко впитываться в кожу, не оставляя при этом жирного следа;
-косточковые масла (абрикосовое, персиковое, миндальное), кукурузное, касторовое и др.;
-стеарин, получаемый путем расщепления жира и применяемый для изготовления быстро впитывающихся нежирных кремов,
-гиалуроновая кислота, обладающая омолаживающим эффектом.
Церезин, парафин, вазелин и парфюмерное масло являются продуктами переработки нефти. Их вводят в состав косметических средств для смягчения кожи. Из щелочей применяются главным образом бура, питьевая сода и аммиак. С помощью борной, уксусной, салициловой, молочной, лимонной и других кислот восполняют недостаточную кислотность кожи, нейтрализуют щелочную реакцию пота, повышают плотность кожи, сужают поверхностные сосуды и т. д. Витамины (А, Д, Е, F и др.) предохраняют кожу от преждевременного старения и способствуют ее восстановлению. Этиловый (винный) спирт применяется в качестве растворителя и консервирующего вещества. Глицерин применяется в качестве добавки к водным жидкостям и зубным пастам для предохранения их от высыхания, замерзания и порчи. Окись цинка является важной составной частью пудры, грима, средств от пота и др. Химически чистый тонкого помола мел входит в состав всех зубных порошков и паст. Салол представляет собой белый порошок, способный поглощать ультрафиолетовые лучи. Применяется в кремах, защищающих кожу от загара. Загустители (крахмал, агар-агар и др.) используются для желе и кремов. В декоративной косметике в качестве красителей применяют эозин, охру, родамин, флуоресцин и др. Отдушки, чаще цветочные, применяются в косметике для улучшения запаха.
Основные операции производства косметических товаров — подборка сырьевых материалов, смешивание сырьевых материалов, обработка сырья, формирование изделия, брикетирование изделий твердой консистенции и т. д. Система производства определяется видом, консистенцией, формой и другими особенностями косметических изделий.
Технология производства парфюмерных товаров состоит из следующих операций: приготовление композиции, настоев, парфюмерной жидкости; выстаивание — отстаивание парфюмерной жидкости, фильтрация; расфасовка, укупорка, этикетирование, упаковка.
Основное сырье для производства в данном случае -парфюмерно-душистые вещества, этиловый спирт, вода, красители.
Душистые вещества - органические соединения или естественные смеси, обладающие приятным запахом. К душистым растительным веществам относят эфирные или экстрактные масла, которые добывают из различных частей эфиромасличных растений.
Эфирные масла - легколетучие маслянистые жидкости, добываемые из эфиромасличного сырья цветов (роза, жасмин, лаванда и др.), цветочных почек (гвоздика), плодов (анис, кориандр и др.), листьев (мята, герань и др.).
Наибольшее применение в парфюмерной промышленности имеют такие эфирные масла, как анисовое (содержится в анисе), базиликовое (в базилике), гвоздичное (в гвоздичном дереве) и т.д.
Душистые смолистые вещества (смолы и бальзамы), получаемые в результате извлечения их из надрезов смолистых растений, частей их коры, семян, корневищ, листьев и т.д., применяют в виде спиртовых и водно-спиртовых настоев. Смолы и бальзамы обладают собственным
запахом и повышают стойкость запаха духов, регулируют испарение душистых веществ в композиции.
К сырью животного происхождения относятся амбра, цибет, мускус и т.д. Амбра - продукт, который образуется в кишечнике кашалота; цибет - продукт внутренней секреции цибетовой кошки; мускус получают из высушенных желез внутренней секреции самца кабарги.
Вода в парфюмерии играет роль растворителя, ею разводят спирт. Она должна быть чистой, абсолютно прозрачной, без запаха, без посторонних примесей. Для производства парфюмерных товаров в основном применяют дистиллированную воду.
Красители применяются для подкрашивания парфюмерных изделий.
Производство парфюмерных товаров состоит:
из приготовления спиртовых настоек (измельченное сырье заливают спиртом и настаивают);
создания композиции (смеси эфирных масел и синтетических душистых веществ);
приготовления парфюмерной жидкости - полученную композицию растворяют в спирте, добавляют настои душистых веществ и водный раствор до получения определенной крепости, затем помещают в герметически закрытые банки для вызревания, фильтруют, разливают во флаконы, герметизируют, наклеивают этикетки, упаковывают.
Потребительские свойства парфюмерных товаров. Парфюмерные товары должны обладать высокими потребительскими свойствами, важнейшие из которых - приятный запах цветочного или фантазийного направления, его оригинальность-и стойкость (для духов). Одеколоны и туалетные воды должны хорошо освежать кожу. Кроме того, важное значение имеют: безопасность и безвредность парфюмерных товаров; удобство пользования; сохраняемость; внешнее оформление; экологический аспект.
Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.
Аромат — некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали в древности, когда ароматы служили культовым целям. Жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей. Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.
Необходимо было дождаться XII века и расширения торговых отношении, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов способствует этому. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.
Вторая половина XIV века является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.
XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVD веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов. Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.
В 1608 году во Флоренции, в монастыре Сайта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кельнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон. (Император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).
Затем в XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Caron») — «отцы» современной парфюмерии — выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании. Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком («Chanel № 5»).
Духи же продолжают эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём: «революцию» в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в «Chanel № 5». Количество новых духов резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов — парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится большой «бум» ароматов для мужчин.
В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной. 80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, «амбровые» ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 90-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся. Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются легкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы. С тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих «прародителей» и заняла достойное место среди других искусств. Современный рынок парфюмерии в России представлен довольно разнообразными компаниями. Ежегодный объем рынка парфюмерии составляет более 2 млрд долларов в год, и при этом демонстрирует ежегодный рост. Среди продукции отечественных производителей наибольшим спросом пользуется товар торговых марок «Новая заря», «Фаберлик», «Калина». Что касается продукции импортного производства, то это Procter & Gamble, L'Oreal . При этом существует, как минимум, четыре основных схемы, по которым осуществляется розничная продажа парфюмерной продукции.