Товароснабжение как элемент коммерческой деятельности торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их сохранением, подсортировкой и подготовкой к продажи на предприятиях торговли.
Актуальность данной темы обусловлена высокой степенью зависимости конечных финансовых результатов деятельности фирмы от эффективности осуществления ею коммерческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………..5
1.1. Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью…………...9
1.2Роль и значение коммерческой деятельности в условиях рынка…………11
1.3Принципы и методы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ……………………………………………………………………..12
2 СУЩНОСТЬ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ……………………………………….16
2.1Методы товароснабжения……………………………………………………28
2.2Размер поставки и частоты завоза товаров…………………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….39

Вложенные файлы: 1 файл

маркинакурсач.docx

— 85.85 Кб (Скачать файл)

  Сложившаяся практика товароснабжения магазинов позволяет сформулировать общие подходы к решению проблемы повышения эффективности товароснабжения [21].

  Оптовые базы, развивая прямые связи с изготовителями, сосредотачивают на своих складах товары сложного ассортимента и централизованно завозят их в магазины. Кроме того, они снабжают и продовольственными товарами закрепленные за ними близлежащие магазины.

  При работе с продовольственными товарами, товарами повседневного спроса и простого ассортимента, а также с местными предприятиями-изготовителями розничным предприятиям целесообразно работать на прямых связях.

  Местные поставщики по всех случаях, когда такая возможность имеется, должны осуществлять централизованную доставку товаров в магазины.

  Важнейшей задачей розничной и оптовой торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию на расширение ассортимента и улучшение качества товаров. Каждая торговая система, организация или предприятие имеет возможность изучать эти источники, особенно своей сферы деятельности. При этом изучаются фактические, возможные и потенциальные источники и поставщики товаров, для чего заводятся справочные книги о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило не формально, к соответствующим поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают личные контакты и могут более глубоко изучить технологические процессы и возможности производства.

  В результате такого изучения работы с поставщиками рекомендуется на каждого изготовителя товаров завести отдельную карточку, в которой указываются возможности производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.п.

Для более тщательного и активного изучения товарных источников товароведы оптовой и розничной торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний по ассортименту и качеству, проводить выставки-просмотры, организовывать рекламу товаров.

  Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торговли) может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика - объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Транзитная форма товароснабжения обладает рядом преимуществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товар-оборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сохранность товаров. Транзитная форма товароснабжения исключает расходы по погрузке-выгрузке и хранению товаров на складах, ускоряет продвижение товаров в торговую сеть, содействует лучшей сохранности товаров [19]. Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может привести к замедлению времени обращения товаров, неправильному формированию ассортимента в магазинах, образованию излишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзитной формы товароснабжения необходимо тщательно экономически обосновывать. Она широко используется при иногородних поставках скоропортящихся товаров, труднее -- при иногородних поставках крупногабаритных товаров, фарфоро-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и других, но это также возможно и во многих случаях целесообразно.

Расширению транзитной формы товароснабжения содействует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки.

Транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов. Особенно высок удельный вес транзита по мебели, радио-, мото -, велотоварам, телевизорам, строительным материалам, скоропортящимся товарам и т.п. По товарам сложного ассортимента (швейные , трикотажные, парфюмерные и т.п.) он значительно ниже.

Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров. Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Складская форма товароснабжения применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения. Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень издержек обращения. К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров.

На показатель звенности товародвижения оказывает влияние ряд факторов: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий отгрузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.п.Сокращению количества звеньев товародвижения способствует расширение использования малогабаритных контейнеров, внедрение централизованной доставки, снижение транзитных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных операций и т.д.

 

2.1Методы товароснабжения

 

Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.)[14].

Основной недостаток этого метода заключается в неэффективном использовании транспортных средств. Технико-экономические показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз заставляет работников розничной торговли выполнять не свойственные им функции по транспортировке товаров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня культуры обслуживания в магазинах.

Большие потери труда и времени при самовывозе имеют место также при отборке товаров, оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим самовывоз может применяться в розничной торговле в исключительных случаях.[9]

Централизованная доставка товаров - это система доставки товаров объектам розничной торговли транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.

В основу централизованной доставки положен принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных товаров или поступающих на станцию железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.

Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:

- устранение сверхнормативных  простоев транспорта, сокращение  потребности в нем и более  эффективное его использование;

- уменьшение числа грузчиков  и экспедиционного состава, занятого  перевозкой грузов;

- освобождение руководящих  работников магазина от организации  транспортно-экспедиционных работ  и связанное с этим улучшение  работы магазинов;

- регулярную доставку  товаров в розничную сеть по  согласованным графикам;

- устранение излишних  складских звеньев в движении  товаров и ускорение их оборачиваемости;

- высвобождение складской  площади и сокращение численности  складского персонала;

- сокращение документооборота  и упрощение расчетов с поставщиками  товаров.

Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим продовольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, мороженое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2- 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).

Периодичность завоза по большинству скоропортящихся товаров определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.

При разработке схем завоза товаров учитываются следующие принципы:

- достижение минимального  числа складских звеньев в  пути движения товаров, сокращение  перевалок и погрузочно-разгрузочных  работ;

- планирование поставок  продовольственных и непродовольственных  товаров простого ассортимента,

Разработанные на месяц или квартал графики завоза проверяются на практике, согласовываются с покупателями и получателями товаров и контролируются покупателем, поставщиком и транспортной организацией.

Одновременно с составлением графиков должны разрабатываться и маршруты завоза. Маршрут завоза - это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.[10]

Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

Разработка оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза, в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются маятниковыми.

Для магазинов, объем поставки, в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем поставки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.

Централизованная доставка может осуществляться с применением различных форм экспедиционных операций:

-доставка товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача ценностей);

-экспедиционные функции выполняет поставщик, автохозяйство по договору предоставляет транспорт[3].

Существует три вида маршрутов централизованной доставки. Один вид маршрутов предполагает завоз товаров в автомашине полной вместимости одному покупателю (линейный маршрут). Это возможно в случаях, когда покупатель является крупным по количеству причитающихся ему товаров, или в один день получателю завозится большое количество товаров на несколько дней, или когда доставляется крупногабаритный товар, или когда для перевозки используется малотоннажный автотранспорт. Другой вид маршрутов - это завоз товаров одним рейсом автомашины нескольким покупателям, имеющим на данный день или на определенную доставку в течение дня сравнительно небольшую норму доставки. При составлении такого рода маршрутов, называемых кольцевыми, следует предусматривать, чтобы за один рейс товары доставлялись расположенным поблизости получателям. Маятниковый маршрут применяется для автомашин с прицепами при перевозке грузов в одном направлении: прицеп остается для разгрузки товаров на определенном торговом предприятии, а автомашина следует в другое. Затем, в обратном направлении после разгрузки автомашина возвращается за разгруженным прицепом.[11]

Информация о работе Товароснабжение как элемент коммерческой деятельности торговых предприятий