Торговый ассортимент товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Под структурой ассортимента товаров понимают соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.
Ассортимент, являющийся важнейшей характеристикой товаров, подразделяют на промышленный и торговый.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура торгового ассортимента
Понятие структуры ассортимента
Ассортиментная характеристика; показатели ассортимента
Свойства ассортимента
Глава 2. Торговый ассортимент товаров
Классификация ассортимента товаров
Формирование ассортимента
Управление ассортиментом
Ассортиментная политика
Понятийный аппарат
Глава 4. Ассортимент тканей
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).docx

— 116.17 Кб (Скачать файл)

Кн = Н / Шдх 100.

Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь  натуральное и денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение  количества отдельных товаров (А) к  суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).

С = А / S.

 1.4. АССОРТИМЕТНАЯ ПОЛИТИКА

УПРАВЛЕНИЕВажное значение имеет проблема управления ассортиментом. Под понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в торговле в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента товаров путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем. В первую очередь управление ассортиментом связано с его формированием, на которое оказывают влияние многие факторы. В первую очередь ассортимент зависит от уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства, а также уровня научно-технического прогресса, позволяющего осваивать современные научно-технические достижения для улучшения потребительских свойств товаров. Управление ассортиментом предусматривает проведение мероприятий по установлению объема и выявлению структуры потребностей покупателей, по учету спроса на продукцию и уровня материальной обеспеченности населения и т.д. с целью установления фактического ассортимента соответствующего расчетному.

Основными путями расширения ассортимента швейных  изделий является использование  новых современных видов материалов улучшенного качества и внешнего оформления, новых модных решений  конструкции изделий. Обеспечивается повышение эстетического и технического уровня выпускаемой продукции, разнообразие отделок.

Более полному удовлетворению потребностей населения способствует правильное формирование ассортимента. Обновление ассортимента должно обгонять спрос, формируя его, и ни в коем случае не отставать  от него, тогда рынок через предложение  новых товаров сможет активно  влиять на вкусы покупателей. В основе обновления ассортимента изделий лежит  их физический и моральный износ.

Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.  

 ТОВАРНАЯ  ПОЛИТИКАТоварная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.  

 Насущный  вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный  продукт, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его  к специфическим требованиям  и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового предмета торговли. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного продукта, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) предмета торговли.

 К доходам  такого рода стандартизации продукта следует отнести: снижение издержек на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов  комплекса обзора состояния рынка; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция анализа конъюнктуры рынка на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают инновации.

Модификация продукта позволяет более полно  использовать «поглощающие» возможности  рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса анализа рынка. В конечном счете использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности торгово-промышленной деятельности и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Еще один важный элемент ассортимента и в  целом товарной политики — изъятие  из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым  спросом. Принятию решения об изъятии  или оставлении продукта в программе  предприятия предшествует оценка качества показателей каждого продукта на рынке. При этом необходимо учитывать  объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень  рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

 Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением продукта на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует располагать методикой оценки положения продукта на различных рынках, где предприятие работает, а методика должна быть относительно простой.

 Принятие  окончательного решения об изъятии  продукта из программы или о продолжении  его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки предмета торговли установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или дохода (с учетом полных расходов ресурсов). Если продукт  перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и  характер решения по его изъятию.

 Исчерпавший свои рыночные возможности продукт, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам  издержек средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными предметами торговли со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

 В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий компании эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с анализом конъюнктуры рынка и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и торговой деятельности вслед за изменениями спроса на рынке. Планирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия организации на рынке.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕДостижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для приобретателя признаки продукта, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная стоимость, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам предметов торговли, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей.  
 

 Прогнозируется  лишь тенденция развития ассортимента (а более совершенно точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую линию движения развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

ПОНЯТИЙНЫЙ  АППАРАТИтоги:

Ассортимент товаров — набор товаров различных групп, подгрупп, видов и разновидностей, объединяемых по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку для характеристики состава товарной массы для различных целей.

Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) — подбор различных товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в конкретном торговом предприятии.

Ассортиментная  характеристика товаров — совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Ассортиментный  минимум — перечень групп, видов и разновидностей товаров с указанием их количества, составленный с учетом типа, профиля торгового предприятия и утвержденный в установленном порядке.

Глубина торгового ассортимента товаров — характеристика ассортимента товаров торгового предприятия по количеству видов и разновидностей, объединенных определенными группами и подгруппами.

Групповой ассортимент товаров — перечень товарных групп с указанием количества подлежащих поставке товаров согласно соответствующему договору.

Новизна товаров — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет использования (потребления) новых товаров.

Обновляемость ассортимента — количество новых товарных позиций в ее структуре, характеризует степень развития ассортимента.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей.

Показатели  ассортимента — качественное выражение свойств ассортимента.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем, исходя из его производственных возможностей.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, предназначенный для удовлетворения повседневных потребностей.

Развернутый ассортимент товаров — детализированный групповой ассортимент, в котором каждая группа товаров представлена подгруппами, видами и разновидностями с указанием количества товаров по каждому признаку. Применяется при составлении спецификации к договорам.

Рациональный  ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают определенный уровень качества жизни.

Свойства  ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.

Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований и предназначенный для удовлетворения разнообразных потребностей.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.

Информация о работе Торговый ассортимент товаров