Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ формирование товарного ассортимента материалов для ремонта и благоустройства жилища.
Для выполнения вышеуказанной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить принципы формирования товарного ассортимента;
Рассмотреть классификацию и ассортимент строительных материалов и изделий;
Проанализировать ассортимент и пути его формирования на предприятии.
Строительные материалы и изделия классифицируют по нескольким признакам (Рис. 2.1.) /16/.
Рис. 2.1. Классификация строительных товаров
Свойства строительных материалов определяют области их применения. Только при правильной оценке качества материалов, т. е. их важнейших свойств, могут быть получены прочные и долговечные строительные конструкции зданий и сооружений высокой технико-экономической эффективности. Все свойства строительных материалов по совокупности признаков подразделяют на: физические, химические,
механические и
Механические свойства характеризуются способностью материала сопротивляться сжатию, растяжению, удару, вдавливанию в него постороннего тела и другим видам воздействий на материал с приложением силы. Технологические свойства — способность материала подвергаться обработке при изготовлении из него изделий. Эти свойства рассматриваются в соответствующих разделах курса применительно к конкретному материалу.
2.2. Показатели качества и их классификация
Показатель качества товара
- это количественная характеристика
одного или нескольких свойств товара,
представляющих собой его качество.
Показатель качества товара количественно
характеризует степень
В зависимости от характера свойств качества, показатели разделяют на такие группы: показатели назначения (функциональные); показатели надежности, эргономичные показатели; эстетические, показатели технологические, показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентные показатели; экологические показатели; показатели безопасности; экономические показатели и показатели однородности. На стадии товарооборота на внутреннем рынке показатели технологичности, стандартизации и унификации и патентные, как правило не используются.
В зависимости от количества свойств показателей, которые характеризуются, разделяют на единичные и комплексные. Единичный показатель количественно характеризирует одно простое свойство. Комплексный показатель характеризует одним числом одновременно несколько свойств товара или сложное свойство.
Различают показатели фактические, базовые и относительные. Фактический показатель- это конкретный единичный или комплексный показатель, установленный для данного товара. Базовый показатель- это показатель принятый как исходный при сравнении с фактическим при оценке качества. Относительный показатель характеризует соотношение фактического и базового показателей /7/.
По способу выражения
показатели бывают размерными, которые
выражаются в различных единицах
измерения, и безразмерными, которые
выражаются в единичных частях или
в процентах. Особенный вид - интегральный
показатель, выражающий соотношение
полезного эффекта и суммарных
затрат на его разработку, изготовление,
оборот и потребление. То есть, это
соотношение потребительской
Рис. 2.2. Классификацию показателей качества и их значения
Методы определения
- Органолептический метод
основан на определении
- Регистрационный метод
основан на наблюдении и
- Расчетный метод состоит
в определении показателей
- Измерительный метод
наиболее объективный, он дает
самые точные результаты. Перспективными
направлениями этого метода
2.3. Факторы, влияющие на качество товаров
Качество товара - это
совокупность его свойств и характеристик,
которые придают товару способность
удовлетворять обусловленные
К факторам, формирующих
качество товаров, относятся исходные
материалы и сырье, конструкция
изделия и технологическая
К факторам, способствующим сохранению качества, относят факторы, влияющих на товар при транспортировке, хранении и потреблении товаров. К упаковке принадлежат тара и упаковочные материалы. Различают внутреннюю упаковку, или потребительскую тару, и внешнюю транспортную тару. Потребительская тара: коробки, бутылки, флаконы, банки, тубусы, пакеты. Она должна быть художественной, потому что формирует товарный вид изделий. Внешнюю тару разделяют на жесткую (ящики, бочки, бидоны); полужесткую (корзины, коробы, картонные ящики) и мягкую (мешки, пакеты, кипы). Транспортировку товаров осуществляется с помощью автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и гужевого транспорта. При транспортировке наблюдаются наибольшие затраты (до 50 % всех затрат и порчи товара). На сохранение качества во время транспортировки товара влияют такие факторы: выбор соответствующего вида транспорта, техническое состояние транспортных средств (вагона, авто, прицепа, судна, самолета), способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, способ укладки на транспортное средство, условия транспортировки, продолжительность перевозки. При выборе транспортного средства стоит учитывать его специфические характеристики: вместимость, возможную скорость движения, механическое и климатическое влияние на товар.
2.4. Потребительские свойства строительных товаров
Среди факторов, определяющих потребительские свойства строительных материалов, основное значение имеют: исходное сырье, его состав и структура; способ производства (повышение пористости, снижение объемной массы кирпича при обжиге); нанесение защитно-декоративных покрытий влияют на защитные свойства механическую прочность, износостойкость, химическую и водостойкость, твердость, повышение эстетических свойств (глазурование керамических плиток) /1/.
Важным аспектом является не только производство строительных материалов высокого качества, но и сохранение качества при хранении и транспортировании. Особенно важно соблюдение правил упаковки, транспортирования для хрупких строительных материалов (стекла, керамики). Для минеральных вяжущих веществ кроме этих правил важно соблюдать правильный режим хранения. При повышении влажности, попадании влаги эти материалы могут полностью утратить свои потребительские свойства.
Функциональные свойства строительных материалов: совершенство выполнения основной функции — определяется в основном физическими, физико-химическими свойствами; универсальность - возможность применения одного материала для различных целей.
Технологические свойства: возможность получения цельной поверхности, адгезионные свойства основы и др.
Эргономические свойства: удобство пользования – определяется трудоемкостью подготовки к использованию материалов и самих работ, их соответствием силовым возможностям человека; гигиенические свойства — загрязняемость, очищаемость, проницаемость для паров, газов самих материалов и конструкций на их основе; безопасность и безвредность - зависят от возможности выделения вредных веществ, горючести, скорости разложения в природе.
Свойства надежности: долговечность — зависит от устойчивости материалов и конструкций на их основе к воздействиям внешней среды; сохраняемость – определяется устойчивостью материалов к тем же факторам при хранении, влияет на сроки хранения (годности) материалов. Для некоторых изделий и конструкций можно выделить и свойства ремонтопригодности. Эстетические свойства: строительных материалов определяются их цветом, блеском, фактурой, а также степенью соответствия внешнему виду и интерьеру жилища.
Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути, она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (Рис. 2.3.).
Рис.2.3. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров
2.5. Особенности строительной продукции как товара
В рыночной экономике бизнес является поставщиком товаров и услуг. Товар (услуга) – всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, лица, места, организации, идеи. Строительная продукция в системе маркетинга может рассматриваться как товар по замыслу его содержания (проект), товар в реальном исполнении (готовый объект), товар в виде строительных услуг подрядчика, товар в виде сопровождения строительной продукции. Уровнем качества исполнения, архитектурными, технологическими решениями характеризуется строительная продукция как товар в реальном исполнении. Интересы покупателя можно подкрепить предоставлением кредита, гарантийным обслуживанием кредита, гарантийным обслуживанием технологического оборудования, рассрочкой платежа, эксплуатационным сопровождением, доставкой изготовителем строительных конструкций и материалов. В данном случае строительная продукция рассматривается как товар сопровождающейся дополнительными услугами. Строительную продукцию в маркетинге как товар представляет собой всё, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости. Отличие строительной продукции как товара по отношению ко всем видами товаров массового и серийного производства требует иного подхода к изучению проблем рынка. К особенностям строительной продукции как товара относятся:
Продвижение строительной продукции характеризуется особенностями:
Перечисленные особенности строительной продукции влияют на определение стратегий маркетинга для отдельных видов товаров строительного производства. На основе характеристик присущих этим товарам их можно классифицировать (Рис. 2.4.) /17/.
Рис. 2.4. Особенности строительной продукции как товара
Исследование рынка, выработка стратегии создания и реализации товара, методы продвижения и сбыта проводятся отдельно по каждому направлению маркетинговой деятельности в сфере строительства.
3. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Анализ ассортимента строительных товаров
ЦТР «Радуга» на Менделеева открылся в 2005 году. Сейчас центр является крупнейшим в своей специализации комплексом в южной части города. В ЦТР «Радуга» представлен широкий ассортимент товаров для дома, его ремонта и благоустройства. Ниже приведена классификация товаров в таблице 3.1./14/
Классификация товаров ЦТР «Радуга»
Таблица 3.1.