Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Чай и кофе – наиболее популярные напитки, они относятся к группе вкусовых товаров. Но если чаепитие уже давно стало русской национальной традицией, то и потребление кофе, ранее дефицитного, ныне с каждым годом растет – ввиду того, что это параметр и культурный, и субкультурный (особенно в среде интеллигенции). Думается, именно современное положение чая и кофе на российском рынке хорошо иллюстрирует соотношение того, насколько спрос на товар зависит от сочетания факторов национальных традиций с одной стороны - и общеевропейского стиля, своеобразной моды на «деловой образ жизни», «творческий образ жизни» и «здоровый образ жизни» – с другой. По всему по этому у определенных категорий населения чай и кофе не просто пользуются спросом, но и понемногу становятся привычной составляющей ассортимента потребляемых продуктов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I. Анализ конъюнктуры рынка чайных и кофейных напитков. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
II. Исследование ассортимента чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1. Потребительные свойства чайных и кофейных напитков. . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Характеристика сырья и материалов . Факторы, которые формируют качество чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3.Характеристика ассортимента и классификация чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4. Дефекты чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.5. Факторы, которые влияют на качество чайных и кофейных напитков . . . . . .34
III. Контроль качества чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.1. Объект и постановка исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
3.2. Методы оценки качества чая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3. Оценка качества образца чая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Выводы и предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Каким бы высоким качеством
не обладал чай, выработанный
промышленностью, в процессе доставки
к покупателю он может полностью утратить
свои ценные свойства при несоблюдении
условий хранения. Резкое ухудшение качества
может произойти и позже – при неумелом
хранении его потребителем. Это объясняется
высокой гигроскопичностью чая и способностью
активно поглощать посторонние запахи
(передавать их настою), а главное - терять
свойственный аромат. При влажности байховых
чаев выше 8% утрачивается их аромат, чай
«стареет». С возрастанием влажности до
12-13% чай плесневеет. Неприятный запах
плесени легко воспринимается всей партией
чая. В пределах одного типа наименее гигроскопичны
более высокие сорта листового чая, что
обусловлено целостностью листа и хорошей
их скрученностью.
Сохраняемость исходный свойств чая в первую очередь определяется степенью герметичности, чистотой упаковки и отсутствием в ней постороннего запаха, а также соответствием условий хранения свойствам чая как коллоидно-капиллярно-пористого тела. Дефекты жаренного кофе чаще всего обусловлены низким качеством сырого кофе или нарушением режимов и технологии обжаривания. Наиболее часто встречающимися дефектами являются:
2.5 Факторы, которые влияют на качество чайных и кофейных напитков.
К сохраняющим факторам чая
относятся упаковка, информация, хранение,
товарная обработка,
Чай
фасуют в мягкую или полужесткую
упаковку массой 25, 50, 75, 100, 125, 150, 200 и 250г,
в пакетики для разовой заварки
массой нетто 2, 2,5 и 3 г, а также в
художественно-оформленные
Мягкая упаковка должна состоять из внутренней части – подпергамента или бумаги марки Г и внешней кашированной алюминиевой фольги (основа бумага марки Б) или бумаги с поливилиденхлоридным покрытием с последующим оклеиванием пачек этикеткой из бумаги.
Полужесткая упаковка должна состоять из внутренней части – кашированной алюминиевой фольги или подпергамента или бумаги с поливинилиденхлоридным покрытием и внешней коробки из бумаги или картона«хром-эрзац».
Упаковка для разовой заварки должна состоять из внутреннего пакетика из пористой бумаги или внутреннего и внешнего пакетика из этикеточной бумаги. Пакетики укладывают в пачки из целлофана и коробки из картона «хром-эрзац»
Допустимые отклонения от массы нетто каждой упаковочной единицы чая не должны превышать: при фасовании до 3г – 5%; при фасовании 25-3000 г – 1%. Верхний предел отклонения массы не ограничивается.
В качестве транспортной тары могут быть использованы фанерные ящики, ящики из-под импортного чайного сырья и тара-оборудование, разрешается также использовать в качестве дополнительной упаковки мешки-вкладыши из полиэтилентерефталатной пленки.
Чай, предназначенный для длительного хранения, должен упаковываться в ящики, выстланные оберточной бумагой, или в них должны быть вложены пакеты-вкладыши из полиэтиленовой пленки или из полиэтилентерефталатной пленки.
Маркировка чая проводится в соответствии с НД. Текст на упаковке должен включать в себя следующие сведения:
Ящики с чаем должны храниться
в сухом, чистом, хорошо проветриваемом
помещении с относительной
Не допускается хранить в одном помещении с чаем скоропортящиеся продукты и товары, имеющие запах.
Срок
хранения фасованного отечественного
чая и купажированного с
При упаковывании чая в ящики с мешками-вкладышами из полиэтинтерфталатной пленки срок хранения – 2 года.
Срок хранения нефасованного чая – 8 мес. со дня его упаковывания. Срок хранения импортной продукции может оговариваться контрактом.
Упаковывают жареный кофе в тару потребительскую (пачки, пакеты и банки из различных материалов), массой нетто от 30 до300 г и транспортную тару массой нетто до 20-30 кг. Лучшей является упаковка в газонепроницаемую тару под вакуумом или в атмосфере инертного газа.
Фасованный в потребительскую тару и весовой кофе упаковывают в транспортную тару:
- ящики фанерные, дощатые из гофрированного картона и ящики инвентарные,
- мешки бумажные, многослойные, вложенные или без вложения в джутовые и тканевые мешки,
мешки для сахара и другие мешки, разрешенные Минздравом РФ, а кофе, жареный в зернах упаковывают в мешки льняные продуктовые и барабаны фанерные.
Допускается упаковывать фасованный кофе в тару – оборудование и контейнеры.
Вся тара должна быть прочной, чистой, сухой, без посторонних запахов. В упаковочной единице с жареным кофе в зернах должны содержаться зерна одного наименования.
Ящики дощатые, фанерные и инвентарные должны быть выстланы одним слоем оберточной бумаги, а предназначенные для кофе весового – двумя слоями
бумаги: первый – оберточная, второй – парафиновая, пергаментная или полиэтиленовая.
Точно также упаковывают и кофейные напитки. А растворимый кофе упаковывают в потребительскую тару из разных материалов: в пакеты массой нетто от 2,5 до 25 г, в банки массой нетто до 100 г, в мешки – вкладыши пленочные массой до 10 кг. Потребительская тара должна быть герметична, так как растворимый кофе быстро увлажняется, слипается в сплошную массу, теряет аромат.
Упакованный в разную потребительскую тару растворимый кофе укладывают в транспортную тару (ящики фанерные, дощатые, картонные) массой нетто до 20-30 кг, мешки бумажные четырехслойные массой нетто до 20 кг.
Маркировка
кофейной продукции наносится на каждую
единицу фасовки (коробку, пачку, пакет,
банку и др.) непосредственно на потребительскую тару
или на приклеенную к ней этикетку. Мелкая
тара снаружи оклеивается художественно
На каждой упаковочной единице мелкого и крупного развеса обозначаются:
На каждой единице транспортной тары, кроме того, указывают количество вложенных единиц расфасовки (пачек, пакетов) и вид кофе, а так же наносится манипуляционный знак «Боится сырости».
Транспортируют кофейную продукцию всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки пищевых грузов, тщательно предохраняя от воздействия атмосферных осадков. Транспортные средства должны быть крытыми, чистыми, сухими без посторонних запахов не зараженные амбарными вредителями, допускается транспортирование совместно с химикатами и резко панующими продуктами и материалами.
Хранят кофе в чистых, сухих (с относительной влажностью воздуха не более 75%) хорошо вентилируемых помещениях, не зараженных вредителями хлебных запасов, защищенных от прямых солнечных лучей, при температуре не выше 200С. Не допускается хранение кофе совместно с химикатами и резко пахнущими материалами и продуктами.
Ящики
с кофе для хранения укладывают на стеллажи
и поддоны штабелями по высоте не более
8 ящиков на расстоянии не менее 0,7 м от
стен и других штабелей и не менее 1м 0 от
источника тепла, водопроводных и
При хранении
в указанных выше условиях устанавливаются следующие
- для кофе, упакованного в жестяные банки – 12 месяцев
- для кофе, упакованного в бумажные коробки – 6 месяцев
- для кофе, упакованного в бумажные пакеты – 3 месяца
- для кофе, упакованного в фанерные ящики – 3 месяца
Гарантированный
срок хранения растворимого кофе 8 месяцев
со дня его выработки. Кофейные напитки
1 и 2 типа хранят 9 месяцев при упаковке
в полимерные материалы , в другой упаковке
– 6месяцев со дня его выработки, напитки
3 и 4 типа при упаковке в полимерные материалы –
12 месяцев, в другой упаковке – 9 месяцев.
III. Контроль качества чайных напитков.
3.1Объект и постановка
Объектом исследования данной курсовой работы является чай чёрный байховый марки «Lipton Yellow Label».Производитель - филиал ООО «Юнилевер Русь», торговая марка «Lipton Yellow Label».
Оценку качества чая проводим чая марки «Lipton Yellow Label» проводим по следующим показателям:
Отбор проб в зависимости от вида и фасовки чая имеет особенности.
Если чай нерасфасованный, то из разных мест каждой единицы транспортной тары в выборке, объем которой указан в табл. 1, отбирают щупом точечные пробы на расстоянии 1-4 см от верха и дна, соединяют их вместе, перемешивают, составляют объединенную пробу, которую сокращают методом квартования, и составляют среднюю пробу массой не менее 1,3 кг.
Если чай фасованный байховый или плиточный, то из разных мест каждой единицы транспортной тары в выборке отбирают одинаковое количество упаковочных единиц, но не менее двух, и содержимое, освобо- див от упаковочного материала, перемешивают, составляют объединенную пробу, затем среднюю пробу массой не менее 1,3 кг.
При отборе проб кирпичного чая из разных мест каждой единицы транспортной тары в выборке отбирают по два образца, отмечая на каждом номер ящика. Из отобранного чая четыре образца освобождают от упаковки. Из середины трех образцов вынимают по куску площадью 0,06 х 0,07 м, соединяют с четвертым образцом, грубо измельчают, тщательно перемешивают и составляют объединенную пробу массой не менее 2 кг.