Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Чай и кофе – наиболее популярные напитки, они относятся к группе вкусовых товаров. Но если чаепитие уже давно стало русской национальной традицией, то и потребление кофе, ранее дефицитного, ныне с каждым годом растет – ввиду того, что это параметр и культурный, и субкультурный (особенно в среде интеллигенции). Думается, именно современное положение чая и кофе на российском рынке хорошо иллюстрирует соотношение того, насколько спрос на товар зависит от сочетания факторов национальных традиций с одной стороны - и общеевропейского стиля, своеобразной моды на «деловой образ жизни», «творческий образ жизни» и «здоровый образ жизни» – с другой. По всему по этому у определенных категорий населения чай и кофе не просто пользуются спросом, но и понемногу становятся привычной составляющей ассортимента потребляемых продуктов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I. Анализ конъюнктуры рынка чайных и кофейных напитков. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
II. Исследование ассортимента чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1. Потребительные свойства чайных и кофейных напитков. . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Характеристика сырья и материалов . Факторы, которые формируют качество чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3.Характеристика ассортимента и классификация чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.4. Дефекты чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.5. Факторы, которые влияют на качество чайных и кофейных напитков . . . . . .34
III. Контроль качества чайных и кофейных напитков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.1. Объект и постановка исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
3.2. Методы оценки качества чая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.3. Оценка качества образца чая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Выводы и предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пробы
всех видов чая, кроме кирпичного,
делят на три равные части. Две
части передают на анализ, третью, используемую
при возникновении разногласий в оценке
качества, помещают в банку, опечатывают
и снабжают этикеткой с указанием наименования
документа и его номера, наименования
продукта и фабрики изготовителя, сорта
чая, массы и количества ящиков в партии,
даты выработки чая, даты отбора пробы,
фамилии лица, отобравшего пробу.
3.2. Методы исследования качества.
Экспертиза качества чая проводится на основе определения органолептических и физико-химических показателей методами, изложенными в государственных стандартах.
Определение органолептических показателей. При определении товарного сорта чая решающее значение имеет органолептическая оценка. Органолептически чай оценивается по внешнему виду сухого чая и по заварке его в свежекипящей воде. Определяют настой, аромат и вкус, цвет разваренного листа. Из средней пробы отбирают навеску массой 100 г и высыпают гонким слоем на лист белой бумаги. Затем из навески берут 3 г чая, помещают в специальный фарфоровый чайник, заливают крутым кипятком (не доливая чайник на 4-6 мм) и закрывают крышкой. Через 7 минут (для кирпичного чая) и через 5 минут для других видов чая настой из чайника сливают в чашку, встряхивая несколько раз чайник, чтобы полностыо стекли последние наиболее густые капли настоя. Анализ чая проводят через 1-1,5 мин. после слива настоя в чашку.
Внешний вид сухого чая определяют путем его осмотра при дневном рассеянном свете или ярком искусственном освещении. В чае байховом проверяют его ровность и однородность, крупноту и скрученность чаинок, наличие или отсутствие пыли, почек (типсов). В плиточном и кирпичном чае проверяют целостность и крепость плитки (кирпича), гладкость поверхности и состояние углов и краев, а в кирпичном — четкость трафаретного оттиска, товарного знака или производственной марки.
После заварки чая приступают к определению цвета настоя, аромата и вкуса. Интенсивность цвета, оттенки и прозрачность (чистоту) настоя определяют визуально. О цвете настоя судят по цвету экстракта чая в чашке, причем важна не только интенсивность, но и характер окраски.
Аромат определяют в парах разварки чая. При установлении аромата выявляют посторонние, не свойственные чаю запахи и дефекты. В случае плохого качества чая обнаруживаются следующие запахи: придымленность, прижаренность, запах сырости, кислоты, затхлости. Аромат нормальных чаев характеризуется следующими терминами: розанистый, розанисто-зеленый, а для ароматизированных медовый, цитрусовый и др.Для определения вкуса из чашки набирают в рот глоток экстракта (настоя) и, не глотая, ополаскивают им рот. Оценивая вкус чая, отмечают полноту, степень выраженности и его терпкость, а также посторонние привкусы, не свойственные чаю. О степени терпкости настоя судят по вяжущему действию настоя на слизистую оболочку рта и десен.
Цвет разваренного листа определяют после выкладывания его на крышку чайника. Наряду с цветом листа определяется степень его скрученности и отмечается количество нескрученных листьев.
К физико-химическим показателям относят влажность, содержание экстрактивных веществ, металломагнитной примеси.
Превышение нормы влажности приводит к снижению качества, способствует его плесневению.
Влажность чая определяется путем высушивания 3 г навески чая в электросушильных шкафах при температуре 120 °С в течение одного часа. Сущность метода заключается в высушивании навески чая и вычислении потери массы по отношению к массе навески до высушивания.
Мелочь
в чае определяют путем просеивания
100 г чая на проволочных ситах с отверстиями
0,1-0,4 мм в течение 3 минут путем равномерного
встряхивания. При определении содержания
ферропримесей навеску чая около 0,5 кг
рассыпают слоем не выше 2 см па листе белой
гладкой бумаги или на стекле и многократно
проводят по всему слою магнитом грузоподъемностью
в 12-13 кг.
3.3. Оценка качества образца чая
Чёрный байховый чай марки «Lipton Yellow Label» должен вырабатываться в соответствии технологическими инструкциями с соблюдением санитарных норм на основании требований изложенных в ГОСТе 1938-90 «Чай черный байховый фасованный».
Таблица 3.3.1. Оценка органолептических показателей чёрного чая «Lipton Yellow Label» по ГОСТу 1938-90 «Чай черный байховый фасованный».
Наименование показателя | Требования стандарта | Характеристика образца | Оценка |
Вкус и аромат | Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус | Приятный аромат, вкус с легкой терпкостью | Отлично |
Настой | Яркий, прозрачный, «средний» | Яркий, прозрачный | Отлично |
Цвет разваренного листа | Однородный коричнево-красный | Однородный, коричнево-красного цвета | Отлично |
Внешний вид | Ровный, однородный, скрученный. | Хорошо скрученный, ровный | Отлично |
Согласно ГОСТу 1938-90 «Чай черный
байховый фасованный», чай «
Таблица 3.3.2. Оценка физико-химических показателей чая «Lipton Yellow Label» по ГОСТу 1938-90 «Чай черный байховый фасованный».
Наименование показателя | Характеристика образца | Требования стандарта |
Массовая доля влаги,% не более | 8.0 | 7.9 |
Массовая доля водорастворимых экстрактивных веществ, % не менее | 35 | 36 |
Массовая доля металломагнитной примеси, % не более | 0.0005 | 0.0005 |
Чёрный байховый
чай марки «Lipton Yellow Label» соответствует
требованиям ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый
фасованный».
В завершении курсовой работы можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, чай и кофе являются одними из наиболее распространенных напитков, объемы продаж их значительны, и уже потому актуальна проблема конкуренции, но также и проблема качества и безопасности, во многом определяющая как товарные свойства, так и престиж на рынке..
К
качеству чая и кофе предъявляется
ряд специфических
Чай и кофе могут иметь ряд дефектов, возникающих при обработке, транспортировке или хранении. Типы и виды этих дефектов, органолептические и физико-химические параметры чая и кофе разных типов, а также показатели их безопасности регулируются соответствующими ГОСТами, что и было рассмотрено в данной работе.
Кроме того, как и все продукты повышенного спроса, чай и кофе часто становятся объектом фальсификации. Причем если признаки (а соответственно, и методы обнаружения) количественной и информационной фальсификации для них в принципе однотипны, то методы качественной фальсификации для каждого вида кофе и чая специфичны и подлежат отдельному рассмотрению - что и было сделано в нашей работе.
Литература
8. www.1tv.ru
9. www.tea.ru
10. www.teatips.ru
11. www.marketcenter.ru
14. www.sunprizes.com
15. www.business.ua