Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:26, курсовая работа
К кондитерским изделиям относят пищевые продукты с большим содержанием сахара. Они обладают высокой пищевой ценностью, хорошей усвояемостью, приятным ароматом и вкусом. Эти изделия характеризуются привлекательным внешним видом. Указанные свойства присущи кондитерским изделиям благодаря применению для их производства многих разнообразных видов высококачественного пищевого сырья, которое в процессе переработки подвергают различным механическим и термическим способам обработки.
Ирис — разновидность конфет, изготавливаемых из патоки, сахара, сливочного или растительного масла, сгущённого молока, иногда муки, соевого белка, путём варки с добавлением ароматизаторов, кунжута, дроблёного арахиса и т. д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРИСА…………………………………...5
1.1 Классификация и характеристика ассортимента ириса……………………….5
1.2 Особенности производства ириса …..……………………….............................5
1.3Химический состав пищевая и энергетическая ценность ириса………………9
1.4 Анализ рынка ириса……………………………………………………………10
2 СТРУКТУРА И АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ИРИСА РЕАЛИЗУЕМОГО В МАГАЗИНЕ ОАО «МАГНИТ»…………………………...13
3 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..………15
3.1 Отбор проб и методика проведения исследований…………………………..15
3.2 Упаковка, маркировка и хранение ириса……………………………………..17
3.3 Дефекты ириса………………………………..………………………………...20
4 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ИРИСА……………………………………21
4.1 Анализ предпочтений потребителей………………………………………….21
4.2 Результаты экспертизы ириса………………………………………………….22
4.3 Оценка конкурентоспособности зефира…………………………………..….27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……..
Ирис завертывают в этикетку с подверткой, этикетку с фольгой и подверткой, этикетку из кашированной фольги или полимерных материалов, разрешенных к применению. Допускается при работе на автоматах А2-1ПИП завертывать ирис без подвертки в этикетку, отпечатанную без применения анилиновых красителей.
Этикетка и подвертка должны плотно прилегать к изделию и легко отделяться от поверхности ириса.
При машинном завертывании ириса допускается:
- смещение фольги и подвертки по отношению к этикетке с выпуском из-под нее не более 2 мм;
- наличие ириса, недостаточно плотно завернутого, в том числе с недостаточно плотным прилеганием этикетки при завертывании «в замок», и имеющего надрывы этикеток в местах перекрутки не более 5% массы партии.
При поставке ириса на экспорт не допускается наличие полуразвернутых изделий и изделий, имеющих надрывы этикеток в местах перекрутки.
Завернутый и незавернутый ирис фасуют в коробки из коробочного картона, в пакеты из целлофана или полимерных материалов, разрешенных к применению, массой нетто не более 500 г. Коробки и пакеты должны обеспечивать сохранность качества продукта.
Ирис весовой и фасованный упаковывают в ящики дощатые и фанерные или из гофрированного картона массой нетто (кг, не более):
- 15 — завернутый и фасованный;
- 7 — незавернутый с укладыванием и перестилкой горизонтальных рядов пергаментом, подпергаментом или парафинированной бумагой.
Допускается ирис для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов упаковывать по согласованию с потребителем в ящики массой нетто не более 24 кг.
Допускаемые отклонения массы нетто упаковочной единицы ириса составляют (%, не более):
- минус 5,0 — до 100 г включительно;
- минус 3,0 — свыше 100 до 200 г включительно;
- минус 2,0 — свыше 200 до 500 г включительно;
- минус 1,0 — свыше 500 до 1000 г включительно.
При упаковывании весового ириса в ящики допускается отклонение массы нетто минус 0,5%. Отклонение массы нетто по верхнему пределу не ограничивается.
Ирис должен храниться в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, не зараженных вредителями хлебных запасов, при температуре 18 ± 3°С и относительной влажности воздуха не более 75%. Он не должен подвергаться воздействию прямого солнечного света.
Не допускается хранить ирис совместно с продуктами, обладающими специфическим запахом.
Ящики с ирисом при хранении на складах должны быть установлены штабелями высотой не более 2 м.
При хранении на поддонах высота штабеля не должна превышать (м):
- для ящиков из гофрированного картона: 2 — на плоских поддонах; 4 — на стоечных поддонах;
- для дощатых и фанерных ящиков: 3 — на плоских поддонах; 4 — на стоечных поддонах.
Между штабелями и стеной оставляют проходы не менее 0,7 м. Расстояние от источников тепла, водопроводных и канализационных труб должно быть не менее 1 м.
Сроки хранения ириса, в том числе отправляемого на экспорт, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, при указанных условиях хранения и транспортирования со дня изготовления устанавливают следующие:
- 6 мес. — для тираженного полутвердого завернутого;
- 5 мес. — для тираженного полутвердого незавернутого;
- 2 мес. — литого полутвердого и тираженного мягкого завернутого и незавернутого; тягучего завернутого; ириса с начинкой и ириса, содержащего ядра орехов и семена масличных культур.
Требования к показателям качества, художественному оформлению, упаковке, маркировке и срокам хранения допускается изменять в соответствии с требованиями внешнеэкономической организации [12].
К дефектам органолептических показателей ириса в первую очередь необходимо отнести дефекты вкуса и запаха. К ним относятся посторонние привкус и запах, резкий запах пищевого ароматизатора, привкус прогорклости, хруст на зубах (от песка) и др.
Дефектами цвета являются: неоднородная окраска, ее грязные тона.
Дефектами консистенции могут быть грубые, крупные, малоизмельченные частицы, неоднородность из-за недостаточного перемешивания.
К дефектам формы можно отнести трещины на лицевой стороне, деформацию (помятости, надломы), искривления граней и ребер.
К дефектам физико – химических показателей соответственно относятся какие-либо отклонения от значений показателей.
При хранении ирис может усыхать, черстветь, становиться твердым. Повышенное содержание редуцирующих веществ может вызвать их увлажнение вследствие высокой гигроскопичности, а пониженное ведет к засахариванию изделий [3].
Для выявления предпочтений потребителей были проведены маркетинговые исследования с помощью анкетного опроса (приложение 1). В анкете были отражены наиболее важные вопросы для составления графиков, отражающих предпочтения потребителей. Полученные результаты опроса целесообразно представить в виде диаграмм.
По результатам исследования было выявлено, что из 100 опрошенных респондентов все употребляют ирис.
Опрос показал, что 40 % респондентов предпочитают мягкий ирис, 20% - тираженный, 15%- тягучий,10%-полутвердый, 5%- литой полутвердый. Результаты приведены на рисунке 1.
Рис.1. Наиболее предпочитаемый вид ириса
По результатам исследований было выявлено, что 70% опрошенных покупают ирис один раз в месяц, 20% - один раз в 2 недели, 10% - один раз в неделю. Результаты приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Частота потребления ириса респондентами
Было выявлено, что наиболее предпочтительным количеством ириса, приобретаемым за одну покупку является масса до 0,5 кг – 70% опрошенных, 0,5-1 кг предпочитают покупать 30%. Результаты показаны на рисунке 3.
Рис. 3. Наиболее предпочитаемое количество зефира, приобретаемого за одну покупку
По результатам исследования можно сделать вывод о ценовых предпочтениях потребителей относительно упаковки ириса (300г). Так 20-50 рублей за упаковку отдали бы 65% опрошенных, 35% - 50-100 рублей. Результаты показаны на рисунке 4.
Рис. 4. Предпочтения в выборе ценовой категории ириса массой 300 г
По результатам опроса можно сделать вывод, что главным фактором, влияющим на выбор ириса для большинства опрашиваемых является внешний вид -47%, не менее важным фактором является качество-32%, также на выбор ириса оказывает влияние цена -16%, производитель 5% . Результаты приведены на рисунке 5.
Рис. 5. Факторы, влияющие на выбор при покупке конфет
Также по итогам опроса было выявлено, что большинство опрашиваемых покупку ириса осуществляют в супермаркете - 50%, в магазинах - 47, на продуктовом рынке -3%. Всех респондентов устраивает ассортимент ириса, представленный на рынке.
Экспертиза ириса трех торговых марок, взятых для анализа, начинается с определения внешнего вида упаковки, наличия и правильности маркировки. Упаковка должна быть целой, без повреждений. Вид изделия в упаковке представлен в приложении 2. В таблице 3 представлена маркировка ириса и его соответствие требованиям ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
Таблица 3
Анализ маркировки ириса
Требования к информации на маркировке ГОСТ 51074-2003 « Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» |
Сведения на маркировке ириса торговых марок | ||
«Яшкино» |
«Надежда» |
«Ирискин и Компания» | |
Наименование продукта |
Ирис тираженный «Сливочный» |
Ирис тираженный « Сливочный» |
Ирис тираженный « Сливочный» |
Наименование предприятия изготовителя и его место нахождение |
ОАО Кондитерская фабрика «Абаканская», Россия, республика Хакасия, г. Абакан, ул. Павших Коммунаров, 50 |
ООО Кондитерская фабрика «Надежда» Россия, г. Псков, ул. Л. Поземского, д.92 |
ООО Бековский РПК « Октябрь», Россия, Пензенская обл., п. Беково, ул. 2-ая Октябрьская, 17 |
Товарный знак |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
Состав |
Сахар, молоко сгущенное, патока, маргарин, ароматизатор «ирисо- сливочный» идентичный натуральному |
Сахар-песок, патока карамельная, маргарин, молоко сухое, вода питьевая, ароматизатор, идентичный натуральному «Крем брюле» |
Сахар, молоко сгущенное с сахаром, ароматизатор «Ванильно- сливочный» идентичный натуральному |
Масса нетто |
140 г. |
385 г. |
Отсутствует |
Дата выработки |
15.10.12 |
30.09.12 |
02.11.12 |
Пищевая и энергетическая ценность 100 г. продукта |
Белки- 3,0г, жиры – 8,0 г, углеводы – 86,0г. Энергетическая ценность 404,0 ккал |
Белки – 2 г, жиры -5,5 г, углеводы-79,1 г. Энергетическая ценность - 348,0 ккал |
Белки – 2,7г , жиры – 8,1 г, углеводы 86,3г, Энергетическая ценность 404,0 ккал |
Срок хранения |
5 месяцев |
5 месяцев |
5 месяцев |
Обозначение настоящего стандарта |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
У всех исследуемых образцов упаковка целая, без повреждений, чистая. У ириса торговой марки «Ирискин и Компания» упаковка очень сильно промаслена с внутренней стороны. Маркировка нанесена печатным способом так, что наименование продукта по размеру букв резко отличается от остальных данных. Краска, используемая для печати, не проникает через упаковку и не придает ирису посторонние привкус и запах. Маркировка всех объектов исследования соответствует требованиям ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», кроме ириса конфет торговой марки «Ирискин и Компания», так как на упаковке отсутствует масса нетто.
После оценки маркировки ириса, оценивают его органолептические показатели качества на соответствие ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия». Вид ириса без упаковки представлен в приложении 3.
Результаты органолептической оценки качества ириса тираженного представлены в таблице 4.
Таблица 4
Органолептические показатели ириса тираженного различных торговых марок
Наименование показателя |
Требования по ГОСТ 6478-89 |
«Яшкино» |
«Надежда» |
«Ирискин и Компания» |
Вкус и запах |
Ясно выраженные, характерные для данного наименования |
Свойственный, сладкий, молочно-сливочный, без посторонних привкусов и запахов |
Притерно-сладкий, присутствует ощущение хруста сахара,без посторонних запахов |
Очень сладкий, без посторонних привкусов и запахов |
Консистенция |
Полутвердая |
Полутвердая, свойственная |
Мягкая |
Полутвердая, слегка мягкая |
Структура |
Мелкокристалическая, с равномерным распределением кристаллов сахара по всей массе |
Мелкокристаллическая, равномерная |
Неравномерная, с грубыми кристалликами сахара |
Мелкокристаллическая, равномерная |
Форма |
В соответствии с рецептурами |
Правильная, без деформаций и отбитых углов |
Правильная, без деформаций и отбитых углов; |
Правильная, без деформаций и отбитых углов |
Поверхность |
Нелипкая, с четким рефлением |
Нелипкая с четким рефлением |
Слегка липкая, с четким рефлением |
Слегка липкая с четким рефленим |
По результатам органолептического анализа все образцы ириса удовлетворяют требованиям ГОСТ ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия» кроме ириса торговой марки «Надежда» по таким показателям как вкус и консистенция. Балльная оценка качества ириса представлена в таблице 5.
Таблица 5
Балльная оценка качества ириса тираженного полутвердого «Сливочный»
Показатели |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
Вкус |
ясно выраженный, сладкий, без посторонних привкусов |
достаточно выраженный, сладкий, без посторонних привкусов |
очень сладкий, присутствует небольшое ощущение хруста сахара |
приторно-сладкий, присутствует излишнее ощущение хруста |
неприятный, присутствует привкус пргорклости |
Запах |
ярко выраженный, сливочный, соответствующий введенному ароматизатору, без посторонних запахов |
достаточно выраженный, без посторонних запахов |
слабо выраженный, без посторонних запахов |
без запаха |
неприятный, присутствуют посторонние запахи |
Консистенция |
полутвердая, свойственная |
полутвердая, слегка мягкая |
твердая |
мягкая |
тягучая |
Структура |
мелкокристаллическая, с равномерным распределением кристаллов сахара по всей массе
|
мелкокристаллическая, кристаллики сахара слабо ощутимы |
мелкокристаллическая, кристаллики сахара ощутимы |
неравномерная, с грубыми кристалликами сахара |
неравномерная, неоднородная, грубая |
Поверхность |
нелипкая, с четким рифлением |
нелипкая, некоторой нечеткостью рифления |
нелипкая, с нечетким рифлением, с небольшими трещинами |
слегка липкая, с нечетким рифлением, с небольшими трещинами |
очень липкая с нечетким рифлением и с многочисленными трещинами |
Форма |
правильная, без деформаций и отбитых углов |
правильная, с незначительной деформацией |
правильная, с незначительной деформацией и неровным срезом |
неправильная, с отбитыми углами, имеются смятые грани |
неправильная, с отбитыми углами, с трещинами на лицевой стороне.
|