Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, шпаргалка
Ответы на 14 вопросов.
Передачей называется механическое устройство для передачи энергии на расстоянии. В зависимости от способа передачи различают: механические, электрические, пневматические и гидравлические.
Из механических передач самая распространенная передача – это передача вращательного движения, т.к. вращательное движение не легко сделать не прерывным, проще и легче осуществить передачу в виде компактной конструкции, легче достигнуть равномерности хода и уменьшить потери на трение.
Основные силовые и пневматические соотношения. Коэффициент полезного действия (η) передачи определяется по формуле: ; где η – КПД передачи, P1, P2 – передаваемые мощности на валах. Отношение мощности принимаемого к отношению мощности передаваемому.
Передаточным отношением называют : ; отношение угловых скоростей ведущего и ведомого тел вращения; где i – передаточное отношение, ω1, ω2 – угловые скорости, n1, n2 – частота вращения вала.
Крутящий момент
(T), передаваемый телом вращения, связан
с мощностью и угловой
Вопрос №7 Виды передач. Фрикционные передачи.
Передачи вращательного движения подразделяются на передачи: ①с непосредственным контактом тел вращения (фрикционные, зубчатые, червячные), ②передача с гибкой связью (ременные и цепные), в которых тела вращения связаны между собой гибким звеном. К передачам вращательного движения относят так же передачу винт – гайка. Назначение данной передачи – преобразовать вращательное движение в поступательное.
Фрикционные передачи.
Простейшая фрикционная
передача состоит из 2-х соприкасающихся
между собой колес (катушки, ролики,
диски). Вращение одного из колес преобразуется
во вращение другого за счет сил трения
возникающих в местах контакта. Q1,
Q2 – прижимное усилие, d1, d2
– диаметры тел вращения, F – окружное
усилие, возникающее в местах соприкосновения
тел вращения. Постоянную сил прижатия
тел колес осуществляют несколькими способами:
1) начальной затяжкой с помощью специальных
пружин или других упругих деталей; 2) собственной
массой узла или машины; 3) центробежной
силой. По конструкции и назначению различают
фрикционные передачи нескольких видов:
1-я простейшая между двумя параллельными
валами (цилиндрические); 2-я коническая
передача – передача с пересекающимися
валами. Цилиндрические и конические фрикционные
передачи характеризуются условно постоянным
передаточным отношением, которое определяется
по формуле: , где 0,97коэффициэнт,
учитывающий упругое
скольжение. Если одно
из колес фрикционной
передачи или оба имеет
переменный диаметр вращения, то такая
передача называется вариатором и характеризуется
переменным передаточным отношением.
Простейшим вариатором является так называемая
лобовая передача. Фрикционные вариаторы
по конструкции весьма разнообразны: лобовые,
конусные, много дисковые, торовые, клиноременные.
Различают: без промежуточного звена,
с промежуточным звеном. Фрикционные передачи
работают в сухую или в масле их применяют
реже механических, что объясняется существенными
недостатками: повышенный износ подшипников,
пониженный КПД, непостоянство передаточного
отношения из-за проскальзывания колес,
необходимость применения специальных
прижимных устройств. Достоинства: возможность
без ступенчатого регулирования угловой
скорости ведомого вала, равномерность
вращения колес, из-за чего передачи работают
без шума и могут применяться при высоких
скоростях.
Вопрос №8 Виды передач. Ременные передачи.
Передачи вращательного движения подразделяются на передачи: ①с непосредственным контактом тел вращения (фрикционные, зубчатые, червячные), ②передача с гибкой связью (ременные и цепные), в которых тела вращения связаны между собой гибким звеном. К передачам вращательного движения относят так же передачу винт – гайка. Назначение данной передачи – преобразовать вращательное движение в поступательное.
Ременная передача состоит из 2-х шкивов закрепленных на валах, находящихся на некотором расстоянии друг от друга и соединенных ремнем, надетым на шкивы с натяжением. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивами и ремнем, вследствие натяжения ремня. Врашение ведомого шкива преобразуется во вращение ведомого, благодаря силам трения. ; где ω1, ω2 – угловые скорости на шкивах, n1, n2 – частота вращения на шкивах, d1, d2 – диаметры шкивов, 0,98 – коэффициент учитывающий проскальзывание на шкивах. Используемые ремни по форме поперечного сечения различают: плоские, клиновые, поли клиновые, круглые.
Преимущества: 1) возможность передачи движения на значительные расстояния, 2) плавность и бесшумность работы, 3) предохранение механизмов от резких колебаний нагрузки вследствие упругости ремня, 4) простота конструкции и эксплуатации (передача не требует смазки).
Недостатки: 1)повышенные
габариты, 2)некоторые не постоянства
передаточного отношения (из-за проскальзывания
ремня и его растяжки во время
эксплуатации), 3)низкая долговечность
ремней, 4) низкая нагрузка на валы и их
опоры.
Вопрос №9 Виды передач. Зубчатые передачи.
Передачи вращательного движения подразделяются на передачи: ①с непосредственным контактом тел вращения (фрикционные, зубчатые, червячные), ②передача с гибкой связью (ременные и цепные), в которых тела вращения связаны между собой гибким звеном. К передачам вращательного движения относят так же передачу винт – гайка. Назначение данной передачи – преобразовать вращательное движение в поступательное.
Простейшая зубчатая
передача состоит из 2-х колес
с зубьями по средствам которых
они сцепляются между собой. Вращение
ведущего зубчатого колеса преобразуется
во вращение ведомого посредством нажатия
зубьев одного на зубья 2-го колеса. Меньшее
зубчатое колесо называется шестерня,
а большее – колесо. Зубчатые передачи
могут преобразовывать вращательные движения
между валами с пересекающимися геометрическими
осями. По форме колеса различают: цилиндрические,
конические, фигурные зубчатые колеса,
колеса с неполным числом зубьев. По расположению
зубьев относительно оси колеса и по их
виду различают прямые, косые, шивронные,
круговые , криволинейные зубья и др. В
зависимости от взаимного расположения
зубчатых колес различают зубчатые передачи
с внешним или внутренним зацеплением.
При внешнем зацеплении зубчатые колеса
вращаются в разные стороны, а при внутреннем
– в одну. Основные преимущества зубчатых
передач: 1) высокая нагрузочная способность,
2)большая долговечность и надежность
работы, 3)высокий КПД,4) постоянство передаточного
отношения, 5) возможность применения в
широком диапазоне скоростей, мощностей
и передаточных отношений. Среди недостатков
зубчатых передач можно отметить повышенные
требования точности изготовления следующие:
1)шум при больших скоростях, 2) высокая
жесткость, не позволяющая компенсировать
динамические нагрузки. Эти недостатки
не снижают существенные преимущества
зубчатых передач перед другими. Передаточное
отношение пары зубчатых колес определяется
по формуле: , где Z1, Z2 –
количество зубьев на зубчатых колесах.
Вопрос №10 Классификация зубчатых передач.
В зависимости
от взаимного расположения валов
передачи, формы зубчатых колес и
формы зубьев передачи бывают: ①цилиндрические:
1)прямозубые, 2)косозубые, 3)шивронные; ②конические:
1)прямозубые, 2) с тангенциальными зубьями
или косозубые, 3)с круговыми зубьями; ③винтовые,
состоящие из 2-х цилиндрических косозубых
колес, установленных на перекрещивающихся
валах; ④гипоидные
или конические винтовые, состоящие из
2-х конических косозубых или с криволинейными
зубами колес, которые установлены на
перекрещивающихся валах. К зубчатым зацеплениям
относят так же передачу рейка – шестерня,
которая представляет из себя развернутое
рубчатое колесо, превращенное в рейку
по которой вращаясь перемещается шестерня.
Наиболее распространены цилиндрические
и конические зубчатые передачи, причем
цилиндрические передачи проще в изготовлении
и монтаже. Цилиндрические и конические
прямозубые передачи работают обычно
при не больших (менее 3-х м/с) и средних
(3 – 25 м/с) окружных скоростях. Цилиндрические
прямозубые передачи используют при осевом
перемещении при переключении скоростей
в коробках передач. Цилиндрические и
конические косозубые и с круговыми зубьями
передачи применяют в ответственных случаях
при средних и высоких скоростях (до 150
м/с). Шивронные передачи обычно применяют
при больших нагрузках и особо тяжелых
условиях работы, при средних и высоких
окружных скоростях. Винтовая и гипоидная
передача, по сравнению с цилиндрическими
и коническими, облачает большей плавностью
работы, но КПД ниже и зубья изнашиваются
быстрее. Зубчатые передачи нашли самое
широкое применение среди механических
передач благодаря целому ряду достоинств.
. Основные преимущества зубчатых передач:
1) высокая нагрузочная способность, 2)большая
долговечность и надежность работы, 3)высокий
КПД,4) постоянство передаточного отношения,
5) возможность применения в широком диапазоне
скоростей, мощностей и передаточных отношений.
Среди недостатков зубчатых передач можно
отметить повышенные требования точности
изготовления следующие: 1)шум при больших
скоростях, 2) высокая жесткость, не позволяющая
компенсировать динамические нагрузки.
Эти недостатки не снижают существенные
преимущества зубчатых передач перед
другими.
Вопрос №11 Червячная передача, классификация по расположению червяка.
Червячная передача – это передача которая состоит из винта, называемого червяком и червячного колеса. Червячная передача относится к зубчато – винтовым в отличии от косозубого колеса, обод червячного имеет вогнутую форму, это способствует облеганию червяка и соответственно длинны контактной линии, резьба червяка может быть однозаходной или многозаходной, а так же правой или левой. Наиболее распространена правая с числом заходов k=1 – 4. Передаточное отношение: ; где ω1, ω2 – угловые скорости червяка и колеса, n1, n2 – частота вращения червяка и колеса, T1, T2 – крутящие моменты, передаваемые червяком и колесом, η – КПД червячной передачи, k – количество заходов червяка, Z – количество зубьев червячного колеса. По сравнению с обыкновенными зубчатыми передачами передаточное отношение червячной передачи может быть значительно большим. Так при однозаходном червячном колесе с Z =100 i=100 при этом она гораздо компактнее зубчатой передачи. Основные достоинства червячных передач: 1)возможность осуществления большого передаточного числа при одной ступени передачи; 2)компактность; 3)плавность; 4)бесшумность работы, поэтому червячная передача широко используется в подъемно – транспортных машинах и в различных станках. Недостатки: 1)не высокий КПД, 2)потеря мощности свойственные винтовой паре, 3) склонность витков резьбы червяка и зубьев колеса к заеданию, 4)необходимость применения антикоррозионных материалов.
Червячные редукторы.
Наиболее распространены одноступенчатые
червячные редукторы, при больших
передаточных числах применяют либо
2-х ступенчатые, либо комбинированные
червячно - зубчатые или зубчато – червячные.
В одноступенчатых червячных редукторах
червяк может ①располагаться под колесом, ②над
колесом, ③горизонтально сбоку
колеса, ④вертикально
сбоку колеса. Червячные редукторы ①
применяют при окружных скоростях V≤5
м/с, ②при
окружных скоростях V>5 м/с. В червячных
редукторах для повышения сопротивления
заеданию применяют более вязкие масла
чем в зубчатых редукторах.
Вопрос №12 Цепная передача.
Цепная передача в самом распространенном виде состоит из расположенных на некотором расстоянии друг от друга 2-х колес называемых звездочками и охватывающей их цепи. Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой звездочки благодаря сцеплению цепи с зубьями звездочек. Цепные передачи работающие при больших нагрузках и скоростях помещают в специальные кожухи – картеры, что обеспечивает постоянную обильную смазку, безопасность и защиту передачи от загрязнений, уменьшению шума возникающего при работе. Принцип зацепления – отсутствие проскальзывания, компактность, а так же повышенная прочность стальной цепи позволяет передавать большие нагрузки. Отсутствие скольжения и буксования обеспечивает постоянство передаточного отношения и возможность работы при значительных кратковременных перегрузках. Принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи в связи с чем уменьшается нагрузка на валы и опоры. Цепные передачи имеют и недостатки: 1)износ шарниров цепи, 2) шум, 3) дополнительные динамические нагрузки, 4) необходимость организации смазки. Цепные передачи применяют при значительных осевых расстояниях, а так же для передачи движения от одного ведущего вала к нескольким ведомым когда зубчатые передачи не применимы, а ременные не надежны. Наиболее распространены цепные передачи мощностью до 100 кВ при окружных скоростях V<15 м/с. Цепные передачи применяют в транспортных, сельскохозяйственных, строительных, горных и нефтяных машинах, а так же в некотрых станках. Передаточное отношение определяется по формуле:
,
где Z1, Z2 – число зубьев
звездочек.
Вопрос №13 Муфты. Классификация муфт.
Муфтами называются устройства, служащие для соединения валов между собой, с целью передачи вращающего момента.
Приводные муфты механического действия, так называемые механические муфты, по принципу действия и конструкции делятся на группы: ①глухие муфты, позволяющие компенсировать небольшие радиальные, осевые, угловые и комбинированные смещения валов, обусловленные неточностью изготовления и монтажа узлов машины; ②компенсирующие муфты, позволяющие компенсировать небольшие радиальные, осевые, угловые и комбинированные смещения валов, обусловленные неточностью изготовления и монтажа узлов машины; ③упругие муфты, служащие для смягчения динамических нагрузок и снижения интенсивности колебаний, когда машины работают с переменной нагрузкой; ④сцепные муфты, допускающие частые пуски и остановы без выключения приводного двигателя; ⑤предохранительные муфты, исключающие поломку двигателей при перегрузке машин.
Группу глухих муфт представляют: 1)втулочная, 2)фланцевая, 3)продольно свертная. Наиболее типичными представителями жестких компенсирующих муфт являются: 1)зубчатая, 2)цепная, 3)крестовая (кулачковая, дисковая), 4)крестовая муфта с сухарем. Группу упругих муфт можно представить двумя основными муфтами, имеющими наиболее широкое применение: 1)втулочно-пальцевая, 2) муфта с змеевидной пружиной. К группе сцепных муфт относятся: 1)кулачковая, 2)зубчатая, 3)дисковая фрикционная, 4) много дисковая фрикционная. Предохранительными муфтами являются: 1)предохранительная муфта со срезным штифтом, 2)фрикционная. По принципу управления муфты подразделяются на: 1) управляемые (позволяющие сцеплять и расцеплять ведущие и ведомые валы, как во время остановки, так и на ходу), 2)не расцепляемые (ведущая и ведомая полумуфты соединены между собой постоянно), 3)самодействующие (ведомые валы сцепляются и расцепляются автоматически при изменении заданного режима работы муфты). Материалом для изготовления полумуфт в основном служит сталь 30, сталь 40, стальное литье 35Л и 45Л, чугун от СЧ21 до СЧ40 и легированные стали. Широко применяемые муфты стандартизированы.
Основные расчетные формулы: Расчетный момент, по которому рассчитываются муфты, определяется по формуле: , где M – номинальный передаваемый момент, Нм; k коэффициэнт динамичности, или коэффициент режима работы машин k=1,25…4