Контрольная работа по " Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Понятие и состав транспортного законодательства.
Акты, претензии, иски при перевозки грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

«Курганский государственный университет».

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

транспортное право.

 

7 вариант.

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент з/о

Группы  ТСЗ-3671с

Юдин  Михаил

Проверил:Гусельников Ю.А.

  

 

 

Курган 2013г.

 

Понятие и состав транспортного законодательства.

 

     Транспортное право и транспортное законодательство – понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе – это совокупность нормативных актов. Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, называют  транспортным законодательством.

Транспортному законодательству присущи  определенные особенности, которые  складывались как под воздействием объективных условий, так и в  результате субъективных представлений  законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области  правового регулирования деятельности транспорта. Вместе с тем следует  особо подчеркнуть, что транспортное законодательство Российской Федерации  вобрало в себя все основные положения  транспортного законодательства Союза  ССР. Это касается определе­ния договора перевозки груза и пассажиров, положений, связанных с ответственностью за неподачу транспортных средств, утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, регулирования  отношений при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. При  сравнении действующего транспортного  законодательства Российской Федерации  с ранее действующим законодательством  Союза ССР наблюдается определенная преемственность основных положений, регулирующих отношения на транспорте. Это, безусловно, оказывает определенное влияние на изучение действу­ющего  транспортного законодательства.

     Анализируя законодательство о транспорте, следует отметить следующие присущие ему особенности:

    1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется.

    2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и др.

     3. В транспортном законодательстве в отличие от других подотраслей гражданского законодательства действует большое количество императивных (повелительных) норм, которые не могут быть заменены каким либо иным условием.

     4. На транспортное законодательство (особенно морского и воздушного транспорта) существенное влияние оказывает законодательство в области международного транспортного права.

     Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

     По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К  кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.

     Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.

     Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах.

     В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Феде­рации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожное транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).

     В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

     Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

     Во главе отдельных системных образований транспортного законодательства стоят крупные кодификационные акты. Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принимаются и утверждаются одним и тем же органом. Особенно четко это можно проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.

     В чем заключается  суть вертикальной структуры системы транспортного законодательства Федерации, которая регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью транспортной организации и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы не все вопросы. И его дополняет целый ряд нормативных актов. Это, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г.

№ 621 «Об  утверждении Положения о дисциплине   работников   железнодорожного  транспорта Российской Федерации», постановление  Совета Министров – Правительства  Российской Федерации за № 716

«О неотложных мерах по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта Российской Федерации в 1993 году»

(с изменениями  от 6 мая 1994 г. и от 4 сентября 1995 г.), постановление   Правительства   Российской  Федерации  от 29 октября  1992 г. № 833

«О повышении  безопасности движения на железнодорожном  транспорте Российской Федерации», постановление  Правительства Российской Федерации  от 21 марта 1998 г. № 338 "О реализации мер по совершенствованию структуры  железнодорожного   транспорта   Российской   Федерации», Указ  Президента Российской Федерации от  16 мая 1996 г.

№ 732 "О  дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление  Правительства Российской Федерации  от 26 де­кабря 1991 г. № 72 «О неотложных мерах  по стабилизации работы Российских железных дорог и социальной поддержке  железнодорожников в  1992 году»  и другие акты. Всего в настоящее  время на железнодорожном транспорте действует целый ряд актов, которые  регулируют и развивают отношения, не вошедшие и Транспортный устав  железных дорог Российской Федерации  или регулируемые Транспортным уставом  не достаточно полно.  Причем принимаемые  акты,  как правило, не противоречат Уставу железных дорог.

     Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и        Правила перевозок пассажиров и багажа содержат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае неисправной перевозки грузов.

     Правила перевозок пассажиров и багажа состоят из 4 разделов (11 частей). Они детально регулируют порядок перевозок пассажиров и багажа, ручной клади, порядок контроля при перевозках, всякого рода доплаты и т.д.

     Следует обратить внимание на одну особенность, присущую Правилам перевозки грузов и пассажиров, которые будут разрабатываться, и действовать на всех видах транспорта. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, все разрабатываемые на различных видах транспорта Правила перевозок грузов и пассажиров должны после их утверждения соответствующим транспортным ведомством пройти обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции. Указанный порядок обеспечит законные интересы клиентуры транспортных предприятий, так как представленные на государственную регистрацию правовые акты (в данном случае Правила и другие ведомственные акты, издаваемые транспортными ведомствами) проходят юридическую экспертизу на предмет соответствия их положений законодательству Российской Федера­ции. Кроме того, прошедшие государственную регистрацию нормативные ведомственные акты должны быть обязательно опубликованы. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Особо подчеркивается, что эти Правила утверждаются Правительством Российской Федерации.

     Столь высокий уровень утверждения Правил предусмотрен ст. 38 Закона о защите прав потребителей, причем в соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона Правительству Российской Федерации запрещается делегировать предоставленное ему право на принятие нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей, другим органам исполнительной власти.

     Правила перевозки и другие нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в них в установленном порядке, публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов, которые издаются транспортными ведомствами.

     Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов, как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа. Помимо указанного документа на морском транспорте действует целый ряд актов, которые посвящены урегулированию вопросов, не вошедших в Кодекс и требующих своего самостоятельного решения. В настоящее время помимо      Кодекса торгового мореплавания регулирование отношений на морском транспорте осуществляется нормативными актами, которые, развивая и уточняя отдельные положения Кодекса, не противоречат ему.

     Дальнейшая конкретизация положений, регулирующих перевозку грузов и пассажиров, производится Общими правилами морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, которые более детально, чем Кодекс торгового мореплавания и действующие в его развитие акты, регулируют вопросы перевозки грузов, пассажиров и багажа между портами Российской Федерации и иностранными портами (п. 3 Общих правил).

     Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс Российской Федерации. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс Российской Федерации регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, пассажиров и пажа осуществляется актами более низкого уровня – указами Президента Российской Федерации и постановлениями   Правительства   Российской   Федерации. Эти акты не противоречат Воздушному кодексу, развивают те положения, которые либо не получили достаточно четкого и полного урегулирования в Кодексе, либо не должны регулироваться Кодексом. Конкретизация отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, осуществляется на основании Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях, которые были утверждены еще Министерством гражданской авиации СССР.

     Таким образом, вертикальная структура системы нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова. Возглавляют эту систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.

     Вертикальную структуру системы законодательства, определяющую отношения на речном транспорте,  возглавляет Устав внутреннего водноготранспорта, который регулирует весь комплекс отношений с клиентурой, связанных как с перевозкой грузов, так и с перевозкой пассажиров.

     Помимо Устава внутреннего водного транспорта вопросам регулирования отношений при перевозке грузов речным транспортом посвящены несколько актов одного уровня с Уставом, дополняющих и конкретизирующих те положения, которые установлены Уставом. Это постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г.

№ 780 "О  Российском Речном Регистре, постановление  Правительства Российской Федерации  от 15 апреля 1996 г. № 464 "О федеральной  целевой программе "Внутренние водные пути России" на 1996—2000 годы".

Информация о работе Контрольная работа по " Транспортное право"