Концепция реформирования железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 09:47, реферат

Краткое описание

Основное содержание социально-экономической политики России на 1999—2000 гг. заключалось и осуществлении комплекса широкомасштабных реформ для преодоления таких острых экономических проблем, как низкая инвестиционная активность, сокращение производства, высокий уровень неплатежей и др.
Было необходимо достижение прогрессивных структурных сдвигов в промышленности и экспорте, повышение на этой основе эффективности производства и конкурентоспособности продукции, сокращение доли неэффективных производств.

Вложенные файлы: 1 файл

СУРКОВ реформирование.docx

— 26.34 Кб (Скачать файл)

7. Концепция реформирования  железнодорожного транспорта (1998 г.)

Основное содержание социально-экономической политики России на 1999—2000 гг. заключалось и осуществлении комплекса широкомасштабных реформ для преодоления таких острых экономических проблем, как низкая инвестиционная активность, сокращение производства, высокий уровень неплатежей и др.

Было необходимо достижение прогрессивных структурных сдвигов в промышленности и экспорте, повышение на этой основе эффективности производства и конкурентоспособности продукции, сокращение доли неэффективных производств.

Для достижения указанных целей следовало осуществить комплекс мер, включавших: продолжение структурных реформ и совершенствование механизмов государственного регулирования цен в сферах естественных монополий; проведение реформы предприятий и социальной сферы с целью существенного повышения эффективности управления в рыночных условиях, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями с дотациями; поэтапный переход к реализации системы социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры; осуществление налоговой реформы, повышение собираемости налогов при снижении налогового бремени для предприятий.

Основная цель структурной реформы в сфере транспорта обеспечение экономического роста на макро- и микроуровне, создание условий для осуществления инвестиций в инфраструктуру при одновременном уменьшении транспортной составляющей в итоговой цене производимой в стране и оставляемой на рынок продукции. Проведение активной инвестиционной и инновационной политики на транспорте было остро необходимо, но осуществлялось в условиях бюджетного дефицита, т. е. "технологический прорыв" мог быть избирательным, основанным на ключевых точках роста и коммерческого успеха.

Проводимая в 90-е годы реформа управления железнодорожным транспортом и внедрение элементов рыночного хозяйствования в различных сферах деятельности в определённой степени оздоровили ситуацию на транспорте и позволили сдерживать уровень тарифов. Принятые меры вполне вписываются в программу правительства по реструктуризации естественных монополий.

 

Решающими в реструктуризации управления отраслью должны быть:

 

Обобщенная схема маркетинга с ярко выраженной инновационной направленностью (для условий реформирования отрасли)

Необходимость совершенствования структуры управления железнодорожным транспортом (реструктуризации) была вызвана совокупностью причин, среди которых можно выделить следующие:

- существующая четырехзвенная  система управления сложилась в условиях недостаточно развитых средств связи, информатизации и жесткого централизованного планирования и является громоздкой и малоэффективной;

- сложное финансовое положение  требует для сохранения работоспособности отрасли максимально сократить собственные расходы, адаптироваться к изменению объемов перевозок, уменьшить долю транспортной составляющей в стоимости продукции народного хозяйства;

- необходимо сокращать  численность эксплуатационного  персонала, так как его содержание  на существующем уровне при  обеспечении индексации заработной  платы требует дальнейшего повышения тарифов, что затруднено из-за низкой платежеспособности грузоотправителей и грузополучателей;

- работа железных дорог- проходит в условиях превышения предложения транспортных услуг над спросом;

- усилилась конкуренция  со стороны других видов транспорта как на внутреннем, так и на международном рынке транспортных услугу.

Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (далее Концепция) была разработана в соответствии с положениями, определенными Указами Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации" и от 28 апреля 1997 г. № 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий".

Концепция была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 года № 448 и в основных своих целях и положениях опиралась на проводимую в течение предыдущих лет работу по поддержанию устойчивого функционирования отрасли, адаптации к изменившемуся уровню спроса на перевозки.

В соответствии с Концепцией целью реформы железнодорожного транспорта являются: снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозку; демонополизация отдельных сфер деятельности и развитие конкуренции; устранение перекрестного субсидирования различных видов перевозок; усиление государственного контроля за тарифами. При этом, как значилось в документе, в полной мере должны обеспечиваться управляемость и бесперебойность работы железнодорожного транспорта, целостность экономического пространства страны, выполнение перевозок для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, самоокупаемость предприятий отрасли за счет тарифов и дотаций. Концепцией предусматривалось поэтапное проведение реформы.

Особое место в реализации Концепции структурной реформы приобретала проблема инфраструктурной составляющей себестоимости железнодорожных перевозок.

За годы реформ:

- выработана и поэтапно  реализована система категорирования  направлений, объектов и линейных  предприятий с учетом их реальной  загрузки, сделано все возможное  для снижения убыточности незагруженных  линий;

- структура постоянных  устройств и подвижного состава (станции, локомотивные и вагонные  депо, парки подвижного состава) приведена в соответствие с  выполняемыми объемами работы, осуществлена  консервация, а в ряде случаев  – перепрофилирование неиспользуемых  фондов;

- проведена работа по  совершенствованию структур управления, укрупнению хозяйств в связи с изменившимся уровнем загрузки;

- осуществлены меры по  внедрению современных информационных технологий.

Концепцией также предусматривалось оптимизировать систему управления пассажирскими перевозками и создать в результате реформирования федерального железнодорожного транспорта в его структуре компании по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.

В ходе реформ на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с Концепцией 1998 г. осуществляются акционирование и приватизация:

- предприятий по ремонту  подвижного состава, производству  запасных частей и других изделий  для железнодорожного транспорта, за исключением тех, которые являются  монополистами в своей сфере. В целях использования механизмов конкуренции заказы на производство продукции для железных дорог могут размещаться на предприятиях других отраслей народного хозяйства;

- общестроительных подрядных  организаций. Специализированные подрядные организации (мостотоннельные, по строительств} линий сигнализации и связи, энергомонтажные и т.п.), как правило, сохраняются в составе Министерства путей сообщения Российской Федерации;

- предприятий и подразделений  сельского хозяйства;

- иных предприятий и  объектов непрофильной сферы.

На первом этапе реформирования организационно-технологическое единство и оперативное управление перевозочным процессом обеспечивается МПС России. При этом за ним сохраняются функции государственного и хозяйственного управления отраслью. Такой подход не противоречит роли МПС России как координатора единой транспортной системы Российской Федерации по перевозкам грузов (в первую очередь -массовых и внешнеторговых, а также транзитных в международном сообщении).

МПС России организует эффективное управление финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами железнодорожного транспорта. Поэтапно сокращается перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых с переходом к адресному дотированию отдельных категорий пассажиров, в том числе за счет федерального и региональных (местных) бюджетов. При этом будет рассмотрена возможность создания механизма их дотаций через специальную надбавку к грузовому тарифу, ежегодно сокращаемую по утвержденному графику.

Взаимоотношения с федеральным и региональными (местными) бюджетами строятся на основе следующих принципов:

- перевозки для государственных  нужд (в том числе перевозки, по которым предоставляются льготы в соответствии с решением органов государственной власти) осуществляются на основе контрактов между соответствующими органами государственной власти и железнодорожным транспортом;

- бюджетные дотации предоставляются  на поддержание мобилизационного потенциала отрасли, на субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении и на компенсацию убытков от эксплуатации малодеятельных и неперспективных линий (участков), имеющих социальное или оборонное значение;

- при поддержке федерального  бюджета финансируется строительство объектов общегосударственного значения;

- при поддержке региональных  бюджетов финансируется строительство  объектов регионального значения  и приобретение подвижного состава для пригородных перевозок.

 

8. Предпосылки  и основное содержание концепции  развития структурной реформы

 

Необходимость ускорения реформирования структуры управления железнодорожным транспортом (реструктуризации) вызвана совокупностью причин, среди которых в качестве основных следует назвать инвестиционные, мотивационные и законодательные противоречия в работе отрасли, наблюдающиеся с середины 90-х годов. Существенным фактором необходимости структурных реформ на железнодорожном транспорте явилась общегосударственная стратегия в области управления естественными монополиями.

Начиная с IV квартала 1998 г. в стране восстанавливается платёжеспособный спрос на перевозки, проявляется их устойчивая тенденция к росту. В то же время нарастает износ основных фондов.

Анализ действующего в Российской Федерации законодательства, в том числе и налогового, также свидетельствует о необходимости изменения действующей структуры железнодорожного транспорта.

В качестве целей структурной реформы железнодорожного транспорта Правительством определены:

- повышение устойчивости  работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

- формирование единой  гармоничной транспортной системы

страны;

- снижение совокупных  народнохозяйственных затрат на  перевозки грузов железнодорожным  транспортом;

- удовлетворение растущего  спроса на грузовые и пассажирские перевозки.

Основная цель "Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта" (1998 г.) — "снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом" – была обусловлена первостепенной необходимостью создания условий для роста промышленного производства в стране.

При этом устойчивость работы железнодорожного транспорта в стратегическом периоде понимается как способность материально-технической базы, кадрового потенциала, системы управления железнодорожной инфраструктурой и совокупности операторских компаний обеспечить возрастающий платежеспособный (экономически обоснованный) спрос на перевозки.

Концепцией развития структурной реформы железнодорожного транспорта определено, что реформирование российских железных дорог проводится в несколько этапов, в период 2000—2007 гг. Организационные изменения в системе федерального железнодорожного транспорта происходят по мере вызревания соответствующих условий и на основе подготовленной законодательно-нормативной базы.

Основным содержанием первого этапа развития структурной реформы железнодорожного транспорта является обеспечение следующих принципов:

- разделение функций государственного  управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

- сохранение единой государственной  сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

- поэтапное прекращение  перекрестного субсидирования между  грузовыми и пассажирскими перевозками, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;

- совершенствование тарифной  политики с передачей правительственной комиссии функций по тарифному регулированию на железнодорожном транспорте.

В ходе реформирования осуществляется выведение из системы железнодорожного транспорта: предприятий по ремонту подвижного состава, производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта; общестроительных подрядных организаций (за исключением специализированных); иных предприятий и объектов непрофильной сферы.

Развитие структурной реформы железнодорожного транспорта происходит как развитие рыночных конкурентных механизмов в сфере перевозок, а также в сфере услуг по содержанию инфраструктуры и технических средств.

Информация о работе Концепция реформирования железнодорожного транспорта