Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Автомобили ЗИЛ – 130обладают высокой долговечностью и надежностью. В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получения высоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенства знаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических служб автохозяйств к приёму новых автомобилей.

Содержание

Введение....................................................................................................2
Назначение и устройство сцепления......................................................4
Регулировка сцепления ЗИЛ-130............................................................8
Неисправности сцепления......................................................................9
Техническое обслуживание сцепления в процессе эксплуатации....10
Общие требования безопасности..........................................................11
Литература.............................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

регулировка свободного хода педали зил - 130.docx

— 377.93 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение....................................................................................................2
  2. Назначение и устройство сцепления......................................................4
  3. Регулировка сцепления ЗИЛ-130............................................................8
  4. Неисправности сцепления......................................................................9
  5. Техническое обслуживание сцепления в процессе эксплуатации....10
  6. Общие требования безопасности..........................................................11

Литература.............................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение 

Краткая техническая  характеристика автомобиля ЗИЛ-130

Автомобили ЗИЛ – 130обладают высокой  долговечностью и надежностью. В  результате дальнейшего совершенствования  конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность  получения высоких эксплутационных  показателей в значительной степени  зависит от совершенства знаний конструкции  автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических  служб автохозяйств к приёму новых  автомобилей. Следует иметь в  виду, что высокая эффективность  использования, долговечность и  надежность в эксплуатации автомобилей, ЗИЛ – 130 гарантированны только при  условии применения предусмотренных  заводов высококачественных топлив и смазочных материалов.

Автомобиль ЗИЛ – 130 обладает значительно более высокими динамическими  качествами Внешняя характеристика двигателя ЗИЛ – 130 составляет 41 кГн. Высокие мощные показатели двигателя  ЗИЛ – 130 получены за счёт увеличения степени сжатия. Максимальная скорость развиваемая полностью груженным  автомобилем на горизонтальном, прямом и равном автомобильной дороги с  твердым покрытием составляет 80 – 85 км/час.

Двигатель: модель ЗИЛ-130, 8-ми цилиндровый, V-образный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочий объем  6 л, степень сжатия 6.7, максимальная мощность 110,4 кВт при 3200 об/мин, максимальный крутящий момент 401,8 Н*м при 1800-2000. об/мин.

Система смазки смешанная (смазка осуществляется под давлением и  разбрызгиванием с охлаждением  масла в радиаторе).

Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом диафрагменного типа. Карбюратор К–88АМ - двухкамерный, с падающим потоком и балансированной  поплавковой камерой. Применяемое  топливо - бензин А-76 ГОСТ 2084 - 77.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией  охлаждающей жидкости центробежным насосом.

Сцепление: сухое, однодисковое с механическим приводом

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая, снабжена синхронизаторами. Тип управления- механический. Передаточные числа коробки передач: первой - 7,44 второй - 4,1 третьей - 2,29 четвертой - 1,47 пятой- 1,00 задний ход – 7,09.

Карданная передача: открытого  типа, состоит из двух валов. Каждый вал имеет по два карданных  шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках.

Задний мост: Главная передача заднего моста двухступенчатая, с парой конических зубчатых колес  со спиральными зубьями и парой  цилиндрических зубчатых колес с  косыми зубьями. Передаточное число  главной передачи 6,32.

Подвеска: на продольных полуэллиптических  рессорах, на переднем мосту установлены  телескопические, гидравлические амортизаторы.

Колеса и шины: дисковые, 7,0-20, крепятся гайками на 8-ми шпильках.

Шины пневматические, камерные 260-508 или 260-508Р.

Рулевое управление: с гидравлическим усилителем, расположенным в общем  картере с рулевым механизмом. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющая с зубчатым сектором. Среднее передаточное число рулевого механизма- 20.

Тормоза: рабочие – колодочная, барабанного типа, действует на все  колеса, привод пневматический. Стояночная - барабанного типа действует на трансмиссию, привод механический.

- повышенной  проходимости — ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 — могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости — по дорогам и вне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.

По типу двигателя автомобили делятся на автомобили с :

- дизельными  двигателями.

-карбюраторными  двигателями.

-газобаллонными  двигателями.

-газогенераторными  двигателями.

 Карбюраторные двигатели  работают главным образом на  бензине, дизели — на тяжелом  (дизельном) топливе, газобаллонные  — на сжатом или сжиженном  газе, газогенераторные — на твердом  топливе (древесина, уголь).

                                  

  1. Назначение и устройство сцепления

Сцеплением называется силовая муфта, в которой передача крутящего момента обеспечивается силами трения, гидродинамическими силами или электромагнитным полем. Такие муфты называются соответственно фрикционными, гидравлическими и электромагнитными.

Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения. Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение – после переключения передач и при трогании автомобиля с места.

При движении автомобиля сцепление  во включенном состоянии передает крутящий момент от двигателя к коробке  передач и предохраняет механизмы  трансмиссии от динамических нагрузок, возникающих в трансмиссии. Так, нагрузки в трансмиссии возрастают при резком торможении с двигателем, при резком включении сцепления, неравномерной работе двигателя и резком снижении частоты вращения коленчатого вала, наезде колес на неровности дороги и т.д.

Сцепление (рис. 1) однодисковое сухое, установлено в литом чугунном картере 7. Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом 9 сцепления и нажимным диском 3. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизоляционные кольца.  

Рис. 1. Сцепление 1 - коленчатый вал; 2 - маховик; 3 - нажимной диск; 4 - пружинная пластина; 5 - втулка пружинных пластин; 6 - болт крепления пластин; 7 - картер сцепления; 8 - нажимная пружина; 9 - кожух; 10 - теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 - упорный подшипник; 12- муфта; 13 - оттяжная пружина муфты; 14 - направляющая муфта; 15 - вилка выключения сцепления; 16-рычаг выключения сцепления; 17 - регулировочная гайка вилки; 18 - вилка; 19- опорная пластина регулировочной гайки; 20- пальцы; 21 - крышка картера; 22 - ролики; 23 - болт крепления кожуха сцепления к маховику, 24 - шплинт; 25 - венец маховика; 26 - ведомый диск; 27 - масленка для смазки вилки выключения сцепления; 28 - щиток; 29 - ведущий вал коробки передач; 30 - передний подшипник ведущего вала коробки передач.

Передача крутящего момента  от кожуха 9 сцепления на ведомый  диск осуществляется через нажимный диск 3 четырьмя парами пружинных пластин 4.

  Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами 20 соединяются с нажимным диском и вилкой 18. Между пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые ролики 22.

  Положение рычагов 16 выключения сцепления регулируют гайками 17, которые после регулировки раскернивают.

  В процессе эксплуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.

Рис. 2. Ведомый диск сцепления 
 
1 - ведомый диск; 2 -пружина гасителя крутильных колебаний (демпфера); 3 - опорная пластина; 4 - маслоотражатель; 5 - диск гасителя; 6 - ступица ведомого диска; 7 - заклепка; 8 - фрикционная накладка гасителя; 9 - фрикционная накладка ведомого диска; 10 - балансировочная пластина

Ведомый диск сцепления (рис. 2) стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин 2.

 Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется установкой на ведомом диске балансировочных пластин 10.

  Для выключения сцепления применен упорный подшипник 11 (см. рис. 1), установленный на муфте 12 подшипника. В подшипник 11 смазка закладывается на заводе-изготовителе и при эксплуатации и ремонте не добавляется. В процессе ремонта сцепления подшипник при необходимости следует заменить новым.

 

При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между  рычагом 16 и подшипником выключения сцепления должен быть 3-4 мм.  

 

Рис. 3. Привод сцепления

1-контргайка- 2 - сферическая  гайка; 3 - рычаг вилки выключения  сцепления; 4 - промежуточный рычаг; 5 - тяга; 6 - вал педали; 7 - масленки для смазки втулок вала педали 
8 - педаль; 9 - масленка для смазки втулок вилки выключения сцепления

Для выключения сцепления  служит ножная педаль, которая установлена  на кронштейне, закрепленном на левом  лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали связан регулируемой тягой 5 (рис. 3) с рычагом 3 вилки выключения сцепления. Ход педали ограничивается упором в пол кабины.

 

  1.  Регулировка сцепления ЗИЛ-130

Правильно отрегулированное сцепление ЗИЛ-130 не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно «вести»). Свободный ход педали сцепления должен быть равен 35—50 мм, а полный ход — не менее 180 мм. 
По мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления, это приводит к ускоренному изнашиванию ведомого диска и затрудняет переключение  передач.

Регулировки свободного хода педали сцепления автомобиля ЗИЛ-130

Для регулировки свободного хода педали сцепления следует удлинить тягу привода сцепления, вращая регулировочную гайку.

У автомобиля привод выключения сцепления регулируют изменением величины зазора между поршнем и толкателем главного цилиндра при помощи эксцентрика, причем зазор А должен быть равен 0,5—1 мм, что соответствует свободному ходу педали в 3—6 мм. Зазор Б между упорным подшипником и рычагами выключателя сцепления регулируют изменением длины толкателя рабочего цилиндра для получения свободного хода конца вилки выключения сцепления. Зазор должен быть в пределах 3—4 мм, что соответствует свободному ходу педали в 20—27 мм. Ход толкателя рабочего цилиндра при нажиме педали до отказа должен быть равен 19 мм, меньший ход толкателя указывает на наличие воздуха в гидравлическом приводе.

Передний подшипник ведущего вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников. При эксплуатации периодического добавления смазочного материала не требуется. При ремонтных работах подшипник в случае необходимости надо заменить новым.

Необходимо тщательно  следить за затяжкой болтов крепления  картера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов должен быть равен 80—100 Н • м (8—10 кгс • м). Болты нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

  1. Неисправности сцепления

Признак неисправности

Причина неисправности

Метод устранения

1. Сцепление пробуксовывает

Отсутствует свободный ход  педали выключения сцепления

Отрегулировать свободный  ход педали выключения сцепления

Замасливание поверхности  трения

Устранить попадание масла  в картер. Обезжирить поверхности  трения сцепления

Износ или разрушение фрикционных  накладок

Заменить фрикционные  накладки или ведомый диск

2. Неполное выключение  сцепления

Механизм управления сцеплением не обеспечивает необходимого хода муфты  подшипника выключения сцепления

Проверить исправность механизма  управления сцеплением (увеличенный  свободный ход, малый полный ход  педали и др.). Устранить обнаруженные неисправности

Информация о работе Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-130