Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем, основными виновниками аварий по-прежнему остаются водители, по вине которых произошло 83,2% всех ДТП. В каждом шестом ДТП виновным является молодой водитель, поэтому состояние безопасности дорожного движения напрямую зависит от качества их подготовки.
В ходе формирования материалов к заседанию рабочей группы, на прошлой неделе была получена статистическая информация, характеризующая состояние дорожно-транспортных происшествий за последние 4-е месяца. Можно констатировать, что тенденции по всем направлениям не изменились

Содержание

Введение 4
1 Общий раздел 5
1.1 Квалификационные требования к водителям транспортных средств на категории 6
1.2 Стандарт РФ на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 8
2 Теоретические основы обучения переподготовке водителей категории «В» на категорию «D» 16
2.1 Примерный учебный план переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 16
2.2 Организация учебного процесса на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 18
3 Практические занятия по вождению переподготовки водителей с категории «В» на категорию «D» 20
3.1 Примерный тематический план занятий переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 20
4 Учебно-материальная база переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 30
4.1 Перечень учебного оборудования переподготовки водителей категории «В» на категорию 30
4.2 Использование учебного автодрома для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 32
4.3 Учебный автомобиль для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 35

5 Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 37
5.1 Методика проведения теоретического экзамена переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 37
5.2 Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (Первый этап) 42
5.3 Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (Второй этап) 48
Заключение 53
Библиографический список 62

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Методы подготовки водителей.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение 4                                                

1  Общий раздел 5

          1.1 Квалификационные требования к водителям транспортных средств на категории  6               

          1.2  Стандарт РФ на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 8      

2 Теоретические основы обучения  переподготовке водителей категории «В» на категорию «D» 16               

2.1  Примерный учебный план переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D» 16     

           2.2  Организация учебного процесса на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D»  18    

3 Практические занятия по вождению  переподготовки водителей с категории «В» на категорию «D»  20               

          3.1  Примерный тематический план занятий переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 20        

4  Учебно-материальная база переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D» 30

4.1  Перечень учебного оборудования  переподготовки  водителей категории «В» на категорию  30

           4.2  Использование учебного автодрома для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 32

4.3 Учебный автомобиль для   переподготовки водителей категории  «В» на категорию «D» 35

 

5 Методика проведения теоретического  и практического экзаменов по переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D»  37

      5.1  Методика проведения  теоретического экзамена переподготовки  водителей категории «В» на категорию «D» 37

      5.2  Методика проведения  практического экзамена на закрытой  от движения  площадке или автодроме (Первый этап)  42

      5.3  Методика проведения  практического экзамена в условиях  реального дорожного движения (Второй этап)  48

   Заключение 53

   Библиографический список 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Вместе с тем, основными виновниками аварий по-прежнему остаются водители, по вине которых произошло 83,2% всех ДТП. В каждом шестом ДТП виновным является молодой водитель, поэтому состояние безопасности дорожного движения напрямую зависит от качества их подготовки. 
В ходе формирования материалов к заседанию рабочей группы, на прошлой неделе была получена статистическая информация, характеризующая состояние дорожно-транспортных происшествий за последние 4-е месяца. Можно констатировать, что тенденции по всем направлениям не изменились. Рассмотренные вопросы сегодня имеют между собой определенную взаимосвязь. Выявить причины имеющихся проблем, а также наметить меры по их устранению и являлось целью сегодняшнего заседания.Первый вопрос сегодняшнего заседания касался состояния дел и мер, направленных на повышение качества подготовки водителей транспортных средств и приема экзаменов на право управления транспортными средствами. Ситуация, связанная с количеством и качеством подготовки водителей транспортных средств и приема экзаменов на право управления транспортными средствами, остается сложной.Так, в 2007 году по вине водителей со стажем управления до 3-х лет зарегистрировано 31149 (+9,8%) дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых погибли 3761 (+6,1%) человек и 43935 (+9,9%) получили ранения. 
Из-за нарушения правил дорожного движения молодыми водителями совершено 15,9% (2006г. – 15,1%, 2005г. – 15,5%) или каждое шестое ДТП, совершенных по вине водителей транспортных средств.Надо сказать, что в России раньше была централизованная многоуровневая система подготовки водителей. Профессиональный водитель, как правило, проходил этапы обучения в ДОСААФ, затем в армии, после армии на автотранспортных предприятиях к нему прикреплялся опытный наставник, после этого он рос по ступеням классности (3,2,1 класс), одновременно росла тарифная ставка и зарплата. Так вырастал водитель, которому можно было доверить перевозку людей, крупногабаритные и взрывоопасные грузы.  
Сегодня мы имеем трудно контролируемую по качеству подготовки систему из 7932 государственных, частных школ и учебных заведений. Причем они подведомственны: Минобрнауке (3490 ед.), Минтрансу (296 ед.), РОСТО (1506 ед.), ВОА (386 ед.), Минобороны (133 ед.), негосударственные (2121 ед.). Все школы работают по лицензиям, выдаваемым органами власти субъектов Российской Федерации. Программы этих школ были разработаны и утверждены в далеком 1999 г. В связи с ростом благосостояния российских граждан продолжает расти число людей, получивших водительское удостоверение. Так, в 2007 году после подготовки в этих учебных заведениях получили водительские удостоверения 2,4 (+23,3%) млн. человек, или 93,0%. После самостоятельной подготовки выдано 178,4 тыс. (+22,1%), или 7,0% от общего количества выданных удостоверений. Средний процент сдачи экзаменов в ГИБДД с первого раза составил:

-после обучения в автошколах – 56,8% (2006г. – 59,5%, 2005г. – 60,6%);

-после самоподготовки – 33,6% (2006г. – 40,1%, 2005г. – 43,1%).

Основные мероприятия, направленные на повышение качества подготовки водителей, реализуются в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дородного движения в 2006 – 2012 годах" (далее – ФЦП). В целях изменения ситуации с качеством подготовки водителей по согласованию с государственными заказчиками ФЦП принято решение о сокращении до 2010 года сроков реализации мероприятий, касающихся разработки профессиональных стандартов и новых программ подготовки водителей различных категорий и подкатегорий. 
Для повышения качества приема квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, в рамках ФЦП осуществляется поэтапное оснащение подразделений Госавтоинспекции автоматизированными комплексами для приема теоретического экзамена, а также специальными автомобилями для приема практического экзамена. Кроме того, в 2007 году начаты работы по внедрению систем видеофиксации нарушений, допущенных кандидатами в водители в ходе проведения экзамена в условиях реального дорожного движения. 

 

    1. Общий раздел

 

1.1 Квалификационные требования  к водителям транспортных средств на категории

Настоящие Требования устанавливают  минимальную квалификацию для лиц, управляющих транспортными средствами в качестве владельца транспорта, водителя - владельца или по найму. 
1. Обладать устойчивыми навыками безопасного управления мотоавтотранспортными средствами соответствующей категории в различных дорожных и особых условиях; не допускать ситуаций, приводящих к возникновению дорожно - транспортных происшествий, уметь прогнозировать развитие дорожной обстановки, выбирать правильное решение и его реализовывать. Знать порядок и иметь практический навык действий в критических ситуациях, вызванных отказом узлов и механизмов, а также остановкой во время движения. Владеть приемами и методами экономичного и экологически безопасного управления транспортными средствами. 
2. Уметь определять правильность размещения, установки и закрепления транспортируемого груза, включая багаж в пассажирских транспортных средствах. Знать технологию и приемы закрепления груза. 
3. Обладать практическими навыками оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, несчастных случаях на дорогах и в дорожно - транспортных происшествиях, эвакуации пострадавших из поврежденных транспортных средств, их погрузки и транспортировки. 
4. Владеть основами этики взаимоотношений. 
5. Владеть комплексом физических упражнений и методами психологической разгрузки, устраняющих утомление и стабилизирующих состояние водителя. 
6. Уметь технически грамотно эксплуатировать транспортные средства соответствующей категории. Знать назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов, их неисправности, влияющие на безопасность движения, комфортабельность перевозки пассажиров и сохранность грузов, методы проверки основных узлов и агрегатов перед выездом на линию и способы устранения мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Периодичность проведения работ по техническому обслуживанию, нормы межремонтных пробегов транспортных средств, шин, срока службы аккумуляторных батарей. Влияние технического состояния на экономичность и экологическую безопасность. 
7. Знать Правила по охране труда и пожарной безопасности на автотранспорте. 
8. Знать Правила дорожного движения. 
9. Знать основы теории движения транспортных средств соответствующей категории и их эксплуатационные характеристики. 
10. Знать последствия употребления алкоголя и наркотических средств, их влияние на трудоспособность. 
11. Знать основы трудового законодательства, нормативные акты, действующие на автотранспорте, виды ответственности за правонарушения и преступления на транспорте; основания для гражданской ответственности за причинение вреда; принципы государственного социального страхования. 
12. Владеть основами рыночной экономики в объеме утвержденных программ; знать порядок лицензирования перевозочной деятельности. 
13. Знать правила оформления путевой и товарно - транспортной документации. 
Категории D:

- правила перевозки пассажиров;

- порядок экстренной эвакуации  пассажиров при дорожно

- транспортных происшествиях;

- основные понятия о билетной системе и тарифах  на

 -  пассажирском автотранспорте;

- устройство   касс   -   накопителей,   компостеров,

 - радиоустановки;

 

 

 

 

1.2  Стандарт РФ на  переподготовку водителей с категории  «В» на категорию «D»

Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств категории «В» на категорию «D» (Утв. Министерством образования и науки РФ  19 января 2009г.)

Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств категории "В" на категорию "D" (далее - Примерная программа) представляет собой усовершенствованную Примерную программу переподготовки водителей категории "В" на категорию "D", введенную в действие приказом Минобразования России от 28 марта 2001 г. N 1348.

Примерная программа содержит минимум  требований к результатам и содержанию переподготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими переподготовку водителей. С введением в действие данной Примерной программы считается утратившей силу ранее утвержденная Примерная программа переподготовки водителей транспортных средств категории "В" на категорию "D".

Пояснительная записка

Настоящая Примерная программа  разработана в соответствии с  требованиями Федеральных законов "О безопасности дорожного движения", "Об образовании" и Примерных программ подготовки водителей транспортных средств категорий "B" и "D", введенных в действие приказом Минобрнауки России N Настоящая Примерная программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов "О безопасности дорожного движения", "Об образовании" и Примерных программ подготовки водителей транспортных средств категорий "B" и "D", введенных в действие Приказом Минобрнауки России N 278 от 30.09.2008.

Примерная программа включает требования к результатам ее освоения, структуре  и примерному содержанию переподготовки, а также к условиям ее реализации.

Требования к результатам освоения Примерной программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителям транспортных средств категории "D". В требованиях к результатам освоения Примерной программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения Примерной программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством.

Структура и содержание Примерной  программы представлены примерным учебным планом, примерными тематическими планами по учебным предметам, примерными программами по учебным предметам.

В примерном учебном плане содержится перечень учебных предметов с  указанием объемов времени, отводимых  на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое  и практическое обучение.

В примерном тематическом плане  по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В примерной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы переподготовки водителей транспортных средств категории "B" на категорию "D".

Требования к условиям реализации Примерной программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и  кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями организаций, осуществляющих переподготовку водителей. 278 от 30.09.2008 г.

Требования к организации учебного процесса:

Учебные группы по переподготовке водителей  создаются численностью до 30 человек.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических  и практических занятий - 1 академический  час (45 минут), а при обучении вождению - 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Для проведения занятий оборудуются  специализированные кабинеты: один по устройству и техническому обслуживанию транспортных средств, эксплуатации транспортных средств и организации пассажирских перевозок, второй по основам законодательства в сфере дорожного движения, основам безопасного управления транспортным средством и оказанию медицинской помощи.

Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем рекомендуемых учебных материалов для переподготовки водителей транспортных средств (Приложение).

Практическое обучение по предмету "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств" проводится на учебном транспортном средстве.

В ходе практического обучения по предмету "Оказание медицинской  помощи" обучаемые должны уметь выполнять приемы оказания доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Обучение практическому вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению на учебном транспортном средстве. Обучение практическому вождению состоит из обучения вождению на закрытых площадках или автодромах и обучения вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.

К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются  лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством данной категории и представившие медицинскую справку установленного образца.

На занятии по вождению мастер производственного  обучения должен иметь при себе удостоверение  на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории.

Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном  порядке и имеющем опознавательные знаки "Учебное транспортное средство", учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей переподготовку водителей, и согласованных с ГИБДД.

На обучение вождению отводится 69 астрономических часов на каждого обучаемого. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.

Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные  упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей переподготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.

Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.

Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия качество приобретенных навыков управления транспортным средством проверяется путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.

По предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения", "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств", "Основы безопасного управления транспортным средством" и "Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок" проводятся зачеты. По предмету "Оказание медицинской помощи" итоговая оценка выставляется по результатам занятий.

Зачеты проводятся с использованием билетов, разработанных в организации, осуществляющей переподготовку водителей транспортных средств на основе данной Примерной программы, и утвержденных руководителем этой организации.

По завершении обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей переподготовку водителей транспортных средств.

Основным видом аттестационных испытаний является практический экзамен по управлению транспортным средством.

Информация о работе Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D»