Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение договора морского агентирования и анализ состояния законодательства, регулирующего данную область общественных отношений, выявление связи данного договора с агентским договором.
Задачами курсовой работы являются дача полной характеристики договора морского агентирования, определение его специфики и сущности; структура и правовой режим договора морского агентирования; выявление существующей проблематики в данной области общественных отношений.
Введение………………………………………………………………….....С.3-4
Глава 1. Агентирование в сфере морского транспорта…С. 5-20
1.1 Сравнительная характеристика договора морского агентирования и агентского договора ……………………….С.5-12
1.2 Организационно-правовой статус морского агента..С.13-20
Глава 2. Содержание договора морского агентирования.С.21-38
2.1 Существенные условия договора морского агентирования............................................................................................С. 21-23
2.2 Права и обязанности морского агента……………….........с.24-3
2.3 Обязанности судовладельца…………………………………...С.34-35
2.4 Прекращение договора…………………………………………….С.36-38
Заключение ………………………………………………………………...С.39-40
Список используемой литературы ………
Сделав соответствующие выводы, можно сказать, что наряду с общими с агентским договором "родовыми чертами" договору морского агентирования присущи определенные квалифицирующие признаки, позволяющие выделять этот договор в отдельный вид агентского договора. В связи с этим можно отметить некоторые специфические черты договора морского агентирования, проявляющиеся в особенностях его субъектного состава, предмета и правового регулирования.
Как уже отмечалось, в качестве принципала по договору морского агентирования может выступать исключительно судовладелец, т.е. лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). Данное обстоятельство предопределяет и сферу предпринимательской деятельности морского агента, и направленность его услуг (представительство интересов судовладельца в отношениях с третьими лицами и обслуживание принадлежащих ему судов).
Определяющим признаком договора морского агентирования, относящимся к его предмету, является ограничение сферы деятельности морского агента границами определенного порта или определенной территории (ст. 232 КТМ). Как отмечает С.П. Кондрашин, договор морского агентирования "должен предусматривать территориальную сферу его действия. Морской агент действует либо в определенном порту (или нескольких определенных портах), либо во всех портах, находящихся на определенной территории, непосредственно или через субагентов"11.
Необходимо отметить также существенную особенность в правовом регулировании договора морского агентирования. Согласно ст. 233 КТМ правила о договоре морского агентирования, установленные главой XIII КТМ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное. Значение данной нормы объясняется в литературе тем, что они позволяют сторонам отказываться от применения норм о договоре морского агентирования и регулировать свои отношения иным образом. В частности, по мнению С.П. Кондрашина, ст. 233 КТМ дает "возможность российским морским агентам и их принципалам использовать международные формы агентского договора. В морской практике, прежде всего в линейном (регулярном) судоходстве, широко распространено применение стандартных форм агентского договора. Крупные линейные судоходные компании имеют собственные формы, разработанные ими в соответствии с их потребностями организации агентского обслуживания и с характером эксплуатации судов"12.
Вместе с тем не следует забывать еще об одном последствии возможного отказа сторон от регулирования их взаимоотношений нормами о договоре морского агентирования, содержащимися в главе XIII КТМ, которое вытекает из видовой принадлежности этого договора к агентскому договору. Исключение каких-либо правоотношений по морскому агентированию, в том числе путем отказа сторон от применения диспозитивных правил главы XIII КТМ, из сферы действия норм о договоре морского агентирования ведет к автоматическому распространению на соответствующие правоотношения применяемых субсидиарно (а в данном случае без всяких изъятий) норм об агентском договоре, содержащихся в главе 52 ГК. Причем в подобной ситуации при применении общих норм об агентском договоре не должны приниматься во внимание специальные правила о договоре морского агентирования. Следовательно, и стандартные формы договора морского агентирования, разработанные судовладельцами и агентскими организациями, могут использоваться сторонами при заключении соответствующего договора (при применимом российском праве) лишь в части, не противоречащей нормам об агентском договоре, содержащимся в главе 52 ГК.
1.2 Организационно-правовой статус морского агента
Как уже отмечалось, сторонами договора морского агентирования являются судовладелец и морской агент. Применительно к родовому агентскому договору первый играет роль принципала, а второй выступает в качестве агента.
А.Ф. Луговцов, Г.А. Маслов предлагают следующую классификацию агентов: "Агентские компании можно классифицировать по ряду различных признаков: по объему полномочий, виду судоходства, назначению, форме собственности и участию в капитале13.
Так, по объему полномочий агенты могут быть классифицированы следующим образом:
Генеральный агент, назначенный судовладельцем в какой-либо стране или географическом районе, координирует и контролирует деятельность других агентов в этой стране или регионе, которые по отношению к нему выступают как субагенты. На него возлагается также контроль за распределением тоннажа, обработкой и загрузкой флота, проверка дисбурсментских счетов и их оплаты и т.д.;
Различие между генеральным и специальным агентом состоит в широте их полномочий.
По виду обслуживаемого судоходства различают агентов трамповых, линейных и пассажирских судов. Агентские фирмы, специализирующиеся только на обслуживании пассажирских перевозок, - явление относительно редкое. Как правило, крупные агентские компании имеют свои пассажирские отделы14.
По назначению агенты подразделяются на:
По форме собственности агентские компании могут относиться к государственному или частному сектору.
По участию в капитале агентские компании могут быть:
Организационно-правовой статус морского агента раскрывается через функции выполнения его профессиональной деятельности. Вопрос об исследовании функций, выполняемых морским агентом, за счет которых раскрывается организационно-правовой статус самого морского агента, можно найти в работах А.Ф. Луговцова, Г.А. Маслова, М.М. Бурмистрова15.
Согласно данным работам в процессе коммерческой эксплуатации морских судов возникает сложный комплекс отношений между судоходными предприятиями и различными другими организациями. Особую роль играют отношения между судовладельцами и агентами, обслуживающими их суда в иностранных портах.
Следует отметить, что агент не состоит на службе принципала и может осуществлять свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение. Объем функций, прав и обязанностей морских агентов в разных странах различен. Однако общее заключается в том, что каждая агентская фирма является представителем судоходной компании, уполномоченным на обслуживание судна в определенном порту или районе.
Как правило, в международном судоходстве агентские фирмы выступают от имени и за счет принципала - судоходной компании. Судоходная фирма, желающая воспользоваться услугами агента, должна проявить большую осторожность в его выборе.
В случаях, когда между сторонами не заключается договора об агентировании, агент осуществляет обслуживание судна на основании разовых поручений судоходной компании, четко следуя ее инструкциям, если они не противоречат действующим законам16.
В число основных обязанностей агента входят предоставление принципалу информации о всех существенных фактах, которые могут повлиять на решения отдельных спорных вопросов, соблюдение коммерческой этики, неразглашение конфиденциальных сведений, полученных от судоходной фирмы; отчет перед принципалом по всем агентским операциям.
Под оформлением судна в порту понимаются уплата таможенных и портовых сборов, подготовка необходимых документов для перегрузочных операций. Сюда также относятся выполнение всех административных и таможенных формальностей, обеспечение судна в случае необходимости лоцманской службой, буксирами, уплата причальных, лоцманских и других сборов за счет судоходной компании.
При кларировании судна (выполнение всех формальностей и операций, необходимых для получения разрешения на вход судна в порт и выход из него) агент обязан предъявить таможенным и портовым властям ряд документов, поэтому на судне должны находиться: 1) судовой патент или свидетельство на право плавания под флагом соответствующей страны; 2) судовое свидетельство на право собственности на судно; 3) мерительное свидетельство; 4) удостоверение о готовности судна к плаванию; 5) санитарный журнал; 6) судовая роль; 7) судовой журнал; 8) машинный журнал; 9) свидетельство о грузовой марке; 10) радиограммный журнал.
В главе XIII КТМ отсутствуют какие-либо специальные требования, предъявляемые к субъектам договора агентирования. В старой литературе нередко подчеркивается, что морской агент должен обладать лицензией на осуществление деятельности по агентированию. Ранее морскому агенту действительно требовалась лицензия. Такое требование содержалось в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 641 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте"17, в соответствии с которым лицензированию подлежали, в частности, деятельность по обслуживанию (в том числе агентскому) судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания. Однако при принятии Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"18, который, как известно, преследовал цель ограничить административное вмешательство в экономику, в перечень лицензируемых видов деятельности (п. 1 ст. 17 Закона) не была включена деятельность морских агентов. Во исполнение Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте"19, которым были утверждены семь положений о лицензировании, осуществляемой на морском и внутреннем водном транспорте: перевозка грузов; перевозка пассажиров; буксировка на морском транспорте; погрузочно-разгрузочной деятельность. Что касается Постановления Правительства от 24 июня 1998 г. N 641, которым предусматривалось лицензирование деятельности по агентскому обслуживанию судов, то оно признано утратившим силу. Следовательно, в настоящее время для осуществления деятельности по морскому агентированию лицензия не требуется.
В связи с этим возникает вопрос о возможности совершения морским агентом (естественно, по поручению судовладельца и за его счет) от своего имени сделок в рамках деятельности, подлежащей лицензированию. К примеру, морской агент оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта. Указанные действия совершаются в рамках деятельности судовладельца по морским перевозкам грузов, которая подлежит лицензированию. В подобных ситуациях морской агент должен действовать от имени судовладельца, обладающего необходимой лицензией20.
Это подтверждается и анализом судебной практики, из которой следует, что если агент от имени принципала осуществляет действия, для совершения которых требуется лицензия, на указанных принципалом условиях, то наличие лицензии необязательно21.
Поскольку обязательство морского агента по договору морского агентирования включает в себя заключение сделок, совершение юридических и иных действий, как от имени судовладельца, так и от своего имени, в роли морского агента могут выступать только коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, обладающие общей правоспособностью.
В качестве другой стороны договора морского агентирования - судовладельца (принципала) может выступать лицо, эксплуатирующее судно от своего имени и на законном основании. Судовладельцем признается как собственник судна, так и любое иное лицо, владеющее судном (и эксплуатирующее его) по основаниям, предусмотренным законом или договором. Например, в роли судовладельца по отношению к судну, являющемуся государственной собственностью, могут выступать государственные унитарные предприятия (субъекты хозяйственного ведения) или казенные предприятия (субъекты оперативного управления). От своего имени и на законном основании судно эксплуатируется доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, фрахтователем по договорам тайм-чартер и бербоут-чартер.
В настоящее время в целях делового сотрудничества различных агентских компаний, представления и защиты их общих интересов создаются различные некоммерческие объединения таких агентских компаний.
Например, можно выделить Южную региональную Ассоциацию морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА), основанную в 2001 г. в качестве некоммерческой организации22.
В настоящее время ЮРАМА объединяет 20 ведущих компаний, занимающихся морским бизнесом в российских портах Южного федерального округа. Ассоциация ЮРАМА является членом Совета по морской деятельности Краснодарского края.
Целями деятельности ЮРАМА являются:
оказание содействия членам ЮРАМА в области расширения своих возможностей и развития;