Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в нормировании точности геометрических параметров деталей машин, качества поверхности, проведении размерного анализа, выборе средств измерения и контроля, а также в работе со справочной литературой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ………………………………………...4
2. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ С ЗАЗОРОМ И НАТЯГОМ……………………………………………………....9
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ
ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ………………………………………………..16
4. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ МЕТОДАМИ ПОЛНОЙ И
НЕПОЛНОЙ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ…………………………………...20
5. ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ…………………………………………...28
б. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ………….30
7. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ…………………..33
8. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………………..36
9. ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ
СОЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………………..40
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48
Рr = R / b * Kn * F * FA = 7000 / (35-7) * 1,8 = 450 кН/м
где R - радиальная реакция опоры, Н;
b - рабочая ширина посадочного места, м
(b = B - 2 г , В - ширина подшипника; г — радиус
закругления );
Кп — динамический коэффициент посадки
зависящий от характера нагрузки ( при
перегрузке до 300%, сильных толчках и вибрации
Кп = 1,8 )
F - коэффициент, учитывающий степень ослабления
посадочного натяга при полом вале или
тонкостенном корпусе (для сплошного вала
или массивного корпуса Г = 1);
FА - коэффициент неравномерности
распределения радиальной нагрузки в,
двухрядных конических роликоподшипниках
или между сдвоенными шарикоподшипниками.
Для радиальных однорядных подшипников
FА = 1.
По найденному значению интенсивности
нагрузки на основании данных таблицы
6.1 мет. пособ. выбираем соответствующее
поле допуска.
Внутреннее кольцо: Ø70 L0/m6
Поля допусков вала и отверстия корпуса для местно нагруженного наружного кольца выбираем из таблицы 6.2 мет. пособия.
Наружное кольцо: Ø150 H7/l0
6.3.4. Выполняем схемы
расположения полей допусков
для соединений колец подшипник
6.3.5 Выполняем эскизы
подшипникового узла и деталей,
Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов под подшипники 0 класса точности принимаем для вала – RА = 1.25 мкм, а для отверстия - RА = 2.5 мкм.
Рисунок 6.1 – Схема расположения полей допусков колец подшипника и сопрягаемых с ними деталей.
Рисунок 6.2 - Эскиз подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипниковыми кольцами.
7 ВЫБОР ПОСАДОК И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ
7.1 Исходные данные
• Диаметр вала d = 22 мм
• Конструкция шпонки - сегментная
7.2 Содержание задания
• Определить основные размеры шпоночного
соединения.
• Назначить поля допусков и определить
предельные отклонения всех основных
размеров. Составить таблицу размерных
характеристик шпоночного соединения,
определить предельные зазоры или натяги.
• Вычертить схему расположения полей
допусков по размеру ширины шпонки.
7.3 Порядок выполнения
7.3.1 Основные размеры
шпоночного соединения с
определяем по ГОСТ 24071-80 (приложение Ж
мет. пособ.).
7.3.3 Поля допусков посадочных размеров выбираем
по таблице 7.1 мет. пособ. Поля допусков
непосадочных размеров назначаем в соответствии
с рекомендациями, изложенными в мет. пособ.
Численные значения предельных отклонений
определяем по таблицам ГОСТ 25347-82. Установленные
значения предельных отклонений и размеров
сводим в таблицу 7.
Таблица 7 – Размерные характеристики деталей шпоночного соединения.
Наименов. размера |
Номин. размер мм. |
Поле допус- ка |
Пред. Отклонения, мкм |
Пред. Размеры, мкм |
Допуск размера, Т, мм | ||
верхнее |
нижнее |
Макс. |
Мин. | ||||
Шир. шпонки |
5 |
h9 |
0 |
-30 |
5,000 |
4,970 |
0,030 |
выс. шпонки |
9 |
h11 |
0 |
-90 |
9,000 |
8,910 |
0,090 |
Шир. паза вала |
5 |
Р9 |
42 |
12 |
5,042 |
5,012 |
0,030 |
Глуб. паза вала t1 (d- t1) |
7 15 |
|
300 0 |
0 -300 |
7,300 15,000 |
7,000 14,700 |
0,300 0,300 |
Шир. паза втулки |
5 |
Р9 |
42 |
12 |
5,042 |
5,012 |
0,030 |
Глуб. паза втулки t1 (d- t1) |
2,3 24,3 |
|
100 100 |
0 0 |
2,400 24,400 |
2,300 24,300 |
0,100 0,100 |
Диаметр шпонки |
22 |
h12 |
0 |
-210 |
22,000 |
21,790 |
0,210 |
7.3.4 Определяем предельные зазоры в соединениях шпонки с пазами вала и втулки:
Зазоры с пазом вала:
Smax = Dmax - dmin=
5,042 – 4,970 = 0,72 мм
Smin = Dmin - dmax= 5,012 – 5,000 = 0,012 мм
Зазоры с пазом втулки:
Smax = Dmax - dmin=
5,042 – 4,970 = 0,072 мм
Smin = Dmin - dmax= 5,012 – 5,000 = 0,012 мм
7.3.5 Выполняем схему расположения полей допусков шпоночного соединения. Схема представлена на рисунке 7.1.
7.3.6 Выполняем эскизы шпоночного соединения и его деталей. Эскизы представлены на рисунке 7.2.
Рисунок 7.1 – Схема расположения полей допусков шпоночного соединения.
Рисунок 7.2 – Эскизы деталей шпоночного соединения.
8 ВЫБОР ПОСАДОК И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ
ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
8.1 Исходные данные
• Размеры шлицевого
соединения: Z= 6 мм, d = 28 мм, D = 34 мм.
• Вод соединения – подвижное.
• Втулка – твердая.
8.2 Содержание задания
• Выбрать и обосновать
способ центрирования шлицевого
соединения.
• Назначить посадки по центрирующим и
нецентрирующим поверхностям, определить
предельные отклонения. Составить таблицу
размерных характеристик шлицевого соединения,
определить предельные зазоры.
• Вычертить схемы расположения полей
допусков по сопрягаемым размерам.
• Выполнить эскизы соединения и его деталей,
указав их условные обозначения.
8.3 Порядок выполнения.
8.3.1 Назначаем способ центрирования
шлицевого соединения, пользуясь мет.
пособ.
Способ центрирования
вала и втулки – по
8.3.2 Поля допусков
и посадки центрирующих и
Установленные значения предельных отклонений и размеров сводим в таблицу 8.
Таблица 8 – Размерные характеристики деталей шлицевого соединения.
Наим. элим. |
Номин размер мм |
Поле допус- ка |
Пред. отклон, мкм |
Пред. размеры, мм |
Допуск размера Т, мм | ||
ES (es) |
EI (ei) |
Макс. |
Мин. | ||||
Шлицевая втулка | |||||||
Отверстие, D |
34 |
Н7 |
25 |
0 |
34,025 |
34,000 |
0,025 |
Отверстие, d |
28 |
D9 |
117 |
65 |
28,117 |
28,065 |
0,052 |
Ширина впадин, b |
7 |
F8 |
35 |
13 |
7,035 |
7,013 |
0,022 |
Шлицевый вал | |||||||
Вал, D |
34 |
f7 |
-25 |
-50 |
33,975 |
33,950 |
0,025 |
Вал, d |
28 |
h9 |
0 |
-52 |
28,000 |
27,948 |
0,052 |
Толщина шлицев, b |
7 |
f8 |
-13 |
-35 |
6,987 |
6,965 |
0,022 |
8.3.3 Определяем предельные зазоры в сопряжениях:
Зазоры по наружному диаметру D:
Smax = Dmax - dmin=
34,025 – 33,950 = 0,075 мм
Smin = Dmin - dmax= 34,000 – 33,975 = 0,025 мм
Зазоры по внутреннему диаметру d:
Smax = Dmax - dmin=
28,117 – 27,948 = 0,169 мм
Smin = Dmin - dmax= 28,065 – 28,000 = 0,065 мм
8.3.4 Выполняем схему расположения полей допусков. Схема приведена на рисунке 8.1.
8.3.5 Выполняем эскизы шлицевого соединения, втулки и вала. Эскизы приведены на рисунке 8.2.
Рисунок 8.1 – Схемы расположения полей допусков деталей прямобочного шлицевого соединения.
Рисунок 8.2 Эскизы шлицевого соединения втулки и вала.
9 ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
9.1 Исходные данные
• Номинальный размер
крепежной метрической резьбы = 32
х 2 мм.
• Класс точности резьбы - средний.
• Длина свинчивания: l = 30 мм.
Основными параметрами
резьбы являются: наружный диаметр резьбы d(D), внутренний диаметр d1(D1),
средний диаметр d2(D2), шаг резьбы
Р, угол профиля α и длина свинчивания
l. Номинальные размеры параметров резьбы
одинаковы для наружных и внутренних резьб
(болта и гайки).
9.2 Содержание задания
• 1 Назначить степени точности и поля допусков резьбовых
деталей, посадку соединения.
• Вычертить схему расположения полей
допусков соединения.
• Выполнить эскизы резьбового соединения
и его деталей с указанием условных обозначений.
• Выбрать средства измерения и контроля
резьб.
9.3 Порядок выполнения
9.3.1 Для резьбовых соединений с зазором
По наружному диаметру и шагу резьбы определяем размеры среднего и внутреннего диаметров резьбы по ГОСТ 24705-81, а также [2, таблица 4.24].
d2(D2) = 32 – 2 + 0,701 = 30,701 мм,
d1(D1) = 32 – 3 + 0,835 = 29,835 мм.
По заданной длине свинчивания резьбы определяем группу длин свинчивания, в соответствии с ГОСТ 16093-81, а также [2, табл. 4.27].
l = 30 мм , группа - длинные L.
В зависимости от класса точности ( средний ) и группы длин свинчивания по таблице 9.1 мет. пособ. выбираем поля допусков наружной (болт) и внутренней резьб (гайка).
Наружная – 7g 6g,
Внутренняя – 7Н.
По таблице 4.29 [2]
назначаем предельные
Диаметров болта: d, d2, d1,- es = -38 мкм; d2- ei = -250 мкм; d- ei = -318 мкм.
Диаметров гайки: D2, D1,- ES = -280 мкм; D2-EI = 0 ; D1-EI = 0.
9.3.2 Вычерчиваем схему расположения полей допусков для резьбового соединения с зазором. Схемы приведены на рисунке 9.1.
9.3.3 Выполняем эскизы
резьбового соединения и
Рисунок 9.1 – Схема расположения допусков резьбового соединения с зазором М32 –7H/7g6g.
Рисунок 9.2 – Эскизы резьбовых соединений и резьбовых деталей.
9.3.4 Подбираем измерительные
средства для измерения и
Таблица 9 – методы и средства контроля резьб.
Метод измерения |
Наименов. ср-ва измерения (контроля) |
Измеряемые (контролируемые) параметры резьбы |
Описание и порядок измерения (контроля) |
комплексный |
Резьбовые калибры |
Контр.: ср.диаметр, шаг, половина угла профиля, внутр. и наруж. диаметры. |
Сравнение действительного контура резьб. детали с предельными (эталонными) |
Дифференци- рованый |
Резьбовые шаблоны |
Опред. Номинальный шаг. |
Набор шаблонов с зубьями ст. метрич. профилей. Подбор и наложение шаблона. |
Дифференци- рованый |
Резьбовой микрометр с диап. измер. 25..50 мм. |
Опред. средний диаметр. |
Микрометр со сменными измер. наконечниками. |
10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ
10.1 Исходные данные
• Модуль зубчатых колес m = 2,5 мм.
• Число зубьев шестерни Z1
= 50 и колеса Z2
= 55.
• Угол наклона зубьев β = 10 о.
• Частота вращения колеса n = 800 мин
-1.
• Температура нагрева стальных колес
Т1 = 65 о и чугунного корпуса Т2 = 50
о.
10.2 Содержание задания
• Выбрать степень точности и вид сопряжения
зубчатых колес.
• Назначить показатели точности и бокового
зазора и допуски на них.
• Выполнить эскиз зубчатого колеса с заполнением таблицы конструктивных
и точностных характеристик колеса.
10.3 Порядок выполнения задания
10.3.1 Прежде всего
устанавливаем группу зубчатой
передачи по служебному
Данная передача относится к передачам
общего назначения.
Выбираем степень точности передачи
по таблице 10.1 мет. пособ., учитывая эксплуатационные
требования и окружную скорость колес
Окружную скорость зубчатого колеса определяем
по формуле:
Информация о работе Определение основных элементов гладких цилиндрических соединений