Перспективы развития трубопроводного транспорта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:45, реферат

Краткое описание

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (Газопроводный транспорт), нефти (Нефтепроводный транспорт), твёрдых материалов (Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Характеристика трубопроводного транспорта России ………………4
2. Нефтепроводный транспорт ……………………………………………7
3. Газопроводный транспорт …………………………………………….11
4. Перспективы развития трубопроводного транспорта в России ……14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

трубопров.транспорт.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Основными направлениями экспорта нефти к 2020 году станут: Азиатско-Тихоокеанское (трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий Океан), Северо-Европейское (Балтийская трубопроводная система), Северное направление (нефтепровод Харьяга – Индига) и Южное (Новороссийск). Крупными строящимися проектами станут Северный и южный поток.

«Северный поток» – газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение, о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию. Ожидается, что это будет один из самых протяженных подводных газопроводов. Уже в конце 2011 года после запуска в эксплуатацию первой из двух ниток газопровода он станет важным фактором энергобезопасности Европы и позволит странам Евросоюза значительно сократить выбросы парниковых газов. Выход на полную мощность запланирован на 2012 год, когда две нитки газопровода будут доставлять 55 миллиардов кубических метров российского газа в год в страны Евросоюза на протяжении как минимум 50 лет.

Рисунок 6 – Газопровод «Северный поток»

 

«Южный поток» – российско-итальяно-французский проект газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Согласно планам, газопровод должен вступить в строй к 2015 году. «Южный поток» создаётся для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран – транзитёров, в частности от Украины и Турции. «Южный поток» считается конкурентным проектом планируемого газопровода «Набукко», который должен пройти прямо в Европу южнее России и который поддерживают Евросоюз и США.

 

Рисунок 7 – Газопровод «Южный поток»

 

В целях обеспечения стратегических и экономических интересов России планомерно и комплексно прорабатываются четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России:

– на западе страны – нового северобалтийского направления;

– также на западе – центрально-европейского направления;

– на востоке – тихоокеанского (в ближайшее время) и восточно-сибирского направлений (в долгосрочной перспективе);

– на юге – каспийско-черноморско направления.

Стратегические и экономические интересы России тесно связаны с увеличением объемов транзита нефти стран СНГ. Транзит нефти будет способствовать как загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов, так и строительству новых трубопроводов.

Каспийско-черноморско-средиземноморское направление позволит обеспечить транзит нефти Азербайджана, Казахстана, Туркмении через территорию России и увеличить объем экспорта российской нефти через нефтяные терминалы в Новороссийске, Новороссийске-II, Туапсе. Планируется довести пропускную способность нефтепровода Баку – Тихорецк до 17 млн. тонн нефти в год, завершить строительство нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума.

Проект строительства Балтийской трубопроводной системы 2 (БТС 2) имеет большое значение не только для ОАО «АК «Транснефть», но и для всей российской экономики, поскольку создается новое экспортное направление для транспортировки российской нефти и транзита нефти стран СНГ. БТС2 позволит уменьшить затраты добывающих компаний на транспорт нефти на экспорт. Осуществление этого проекта позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море.

Центрально-европейское направление традиционно для России. Нефть транспортируется по двум маршрутам: северному – в Польшу и Германию, и южному – на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии.

Планируется продлить маршрут через порт Омишаль на рынок Средиземноморья по системе нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Перспективу развития северного маршрута нефтепровода «Дружба» при недостаточной сырьевой базе в России целесообразно рассматривать в связи с транспортировкой нефти Прикаспийского региона (Казахстана).

 

Рисунок 8 – Балтийской трубопроводной системы 2

Кроме того, в связи со стабилизацией (около 28 млн. тонн в год) потребления российской нефти нефтеперерабатывающими заводами Германии и Польши дальнейшее развитие северного маршрута нефтепровода «Дружба» целесообразно лишь при условии поставок на европейский рынок нефти из стран СНГ. Развитие южного маршрута нефтепровода «Дружба» можно рассматривать при условиях заинтересованности стран транзита и согласования единого тарифа до порта Омишаль.

Восточно-сибирское направление связано с бурным развитием промышленности стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая, и возникновением здесь нового платежеспособного рынка. Поэтому весьма перспективной представляется реализация проекта поставки российской нефти в Китай.

Основные направления развития нефтепродуктопроводов ОАО «АК Транснефтепродукт» до 2010 года определены на основании прогнозных оценок объемов добычи и переработки нефти, производства и потребления нефтепродуктов, представленных в Энергетической стратегии России до 2020 года.

 

Заключение

 

Трубопроводный транспорт – один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта. Главным отличием от других видов транспорта является тот факт, что в процессе транспортировки товара перемещается сам товар, но не транспортное средство. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу всей системы имеющихся магистральных, регулирование трубопроводного транспорта относится к сфере деятельности естественных монополий. В России такими естественными монополиями являются ОАО «Газпром» и государственная компания ОАО «АК «Транснефть».

В целях обеспечения стратегических и экономических интересов России правительством Российской Федерации была разработана энергетическая стратегия государства до 2020 г. Также планомерно и комплексно прорабатываются четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России:

– на западе страны – нового северобалтийского направления;

– также на западе – центрально-европейского направления;

– на востоке – тихоокеанского (в ближайшее время) и восточно-сибирского направлений (в долгосрочной перспективе);

– на юге – каспийско-черноморско направления.

Крупнейшими перспективными проектами развития трубопроводного транспорта становятся: «Южный поток», «Северный поток», Балтийской трубопроводной системы 2, а также трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Только динамичное развитие позволит России занять достойное место в мировой экономической системе. Это понятие включает в себя создание и поддержку мощной конкурентоспособной нефтегазовой промышленности мирового класса.

 

Список литературы

 

1. Николаев А.С. Единая транспортная система / А.С. Николаев. – М.: Лицей, 2001 – 346 с.

2. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет // Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. – М.: 2002 г. – 435 с.

3. Трубопроводный транспорт нефти  и газа. Под ред. Юфина В.А.М.: Недра, 2000 г. – 407 с.

 

 


 



Информация о работе Перспективы развития трубопроводного транспорта в России