Правовое регулирование обеспечения безопасности на автомобильных дорогах в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет в Российской Федерации решается проблема обеспечения безопасности на автомобильных дорогах и эффективной защиты жизни и здоровья россиян.
В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которой вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по безопасности дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной.
Актуальность изучения проблемы обеспечения безопасности на автомобильных дорогах связана с угрозой увеличения человеческих и материальных потерь из-за аварийности на дорогах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Тома.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Субъекты регулирования  безопасности на автодорогах  в Российской Федерации

 

 Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Министерство)

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства.

Подведомственными службой и агентствами являются:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта

 

Федеральное дорожное агентство (далее - ФДА, Агентство)

23 июля 2004 года  постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено  Положение о Федеральном дорожном агентстве.

«Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере».9

Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

К сфере компетенции Росавтодора относится выполнение функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов по закрепленным направлениям деятельности, в том числе подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2013-2020 годы)».10

Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных казенных учреждений (ФКУ), обеспечивающих осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ФКУ, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

«Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 50,8 тыс. км, из них в ведении Федерального дорожного агентства - 48,1 тыс. км, остальные 2,7 тыс. км в ведении Государственной компании "Автодор". К объекту управления ФДА также относятся 5646 единиц мостов и путепроводов, 30 автомобильных тоннелей, 252 пешеходных перехода в разных уровнях.

Общая остаточная стоимость имущественного комплекса дорожного хозяйства, закрепленного на праве оперативного управления за Росавтодором и подведомственными ему казенными учреждениями по состоянию на 01.01.2014 составляет 696 млрд. рублей». 11

Основные направления реализации новых подходов в деятельности дорожного хозяйства

  • Совершенствование географии объектов маршрутного ремонта дорог в увязке с новыми приоритетами финансирования строительства и реконструкции дорог;
  • Реализация новых походов к планированию содержания дорог;
  • Внедрение в проектах инноваций, направленных на повышение безопасности движения;
  • Внедрение инноваций, направленных на повышение качества строительных материалов;
  • Ускорение внедрения новых технологий в области управления на основе системы Глонасс;

Росавтодор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации.

Структура Федерального дорожного агентства:

  • Управление проектирования и строительства автомобильных дорог

  • Управление эксплуатации автомобильных дорог

  • Финансово-экономическое управление

  • Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения

  • Управление земельно-имущественных отношений

  • Управление правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства

  • Управление транспортной безопасности

  • Управление административно-кадровой работы и информационных технологий

 

Управления транспортной безопасности (далее – Управление)

Основной задачей Управления является реализация комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, приказами и распоряжениями ФДА, решениями коллегии, Регламентом Федерального дорожного агентства, решениями руководителя и заместителей руководителя Агентства, а также Положением об Управлении транспортной безопасности.

В состав Управления входят отделы:

  • отдел транспортной безопасности на объектах дорожного хозяйства;
  • отдел транспортной безопасности на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте;
  • отдел мониторинга транспортной безопасности дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

«Управление осуществляет следующие функции:

- разрабатывает стратегию ФДА в области совершенствования транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;

- принимает участие в пределах своей компетенции в разработке нормативных актов, регулирующих обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;

- обеспечивает в пределах своей компетенции эффективное взаимодействие по вопросам обеспечения транспортной безопасности с федеральными органами исполнительной власти;

- осуществляет аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;

- осуществляет мониторинг разработки федеральными казенными учреждениями, подведомственными Агентству, планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности и представляет их на утверждение руководителю Агентства (либо уполномоченному им лицу);

- готовит задания для федеральных казенных учреждений, подведомственных Агентству, получателей средств федерального бюджета в части обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, включая услуги по охране указанных объектов;

- осуществляет мониторинг реализации федеральными казенными учреждениями, подведомственными Агентству, планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства;

- организует работу и осуществляет взаимодействие с МЧС России и его региональными центрами по вопросам разработки и реализации комплекса мер в области гражданской обороны, направленных на решение задач защиты объектов дорожного хозяйства и федеральных казенных учреждений, подведомственных Агентству;

- участвует в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов, разработанные другими федеральными органами исполнительной власти.

Вносимые Федеральным дорожным агентством предложения по проектам изменений законодательства по вопросам объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности и нормативных документов в части, касающейся возложенных на Управление функций и задач, подлежат согласованию с Управлением».12

 

Служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения

Правовую основу деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" в редакции от 03.02.2014 г., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ – «О безопасности дорожного движения» в редакции от 28.12. 2013 г., другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 с изм. от с  4.04.2014).

Выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций в сфере безопасности дорожного движения возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.

Основной задачей службы дорожной инспекции и организации движения является осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел РФ, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации.13

На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:

а) «осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

  • к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
  • к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
  • к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
  • к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  • к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

б) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;

Информация о работе Правовое регулирование обеспечения безопасности на автомобильных дорогах в Российской Федерации