Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:17, курсовая работа
Спроектирован кулачковый механизм минимальных размеров, обеспечивающий движение толкателя по заданному закону.
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания приводит в движение электрогенератор, вырабатывающий электрический ток. Кулачковый механизм осуществляет управление выхлопным клапаном, через который происходит очистка цилиндра от продуктов сгорания топлива. Движение от кривошипа на вал электрогенератора передаётся через повышающий планетарный механизм.
1.Описание работы машины. Исходные данные для проектирования………………………………………………………………2
2. Динамический синтез и анализа машины в установившемся движении………………………………………………….....2
2.1 Задачи динамического синтеза и анализа машины……………………………………………………………………………………..4
2.2 Определение размеров, масс и моментов инерции звеньев рычажного механизмов……………………………..5
2.3 Структурный анализ рычажного механизма………………………………………………………………………………………………...7
2.4 Определение кинематических характеристик рычажного механизма…………………………………………………….….8
2.4.1. Построение планов положений…………………………………………………………………………………………………………………8
2.4.2 Аналитический метод…………………………………………………………………………………………………………………………………9
2.4.2 Графический метод……………………………………………………………………………………………………………………………………12
2.5 Определение движущих сил.............................................................................................................................15
2.6 Динамическая модель машины 16
2.7Определение приведенных моментов сил 17
2.8 Определение переменной составляющей приведенного момента инерции и его производной 18
2.9 Определение постоянной составляющей приведенного момента инерции I_П1 и момента инерции маховика I_М 19
2.10 Определение закона движения звена приведения 21
2.11 Схема алгоритма программы динамического синтеза и анализа машины 22
2.12 Исходные данные для контрольных расчётов 24
2.13. Результаты расчетов и их анализ. 25
3. Динамический анализ рычажного механизма. 28
3.1 Задачи динамического анализа механизма. 28
3.2 Графический метод. 28
3.2.1 Кинематический анализ. 28
3.2.2. Силовой анализ 30
3.3 Аналитический метод. 32
3.3.1 Кинематический анализ. 32
3.3.2 Силовой анализ. 33
3.4. Результаты расчетов и их анализ. 36
4.Проектирование кулачкового механизма 38
4.1. Задачи проектирования. 38
4.2. Определение кинематических характеристик. 38
4.3. Определение основных размеров (аналитический метод).. 41
4.4. Определение полярных координат профиля кулачка 41
4.5. Исходные данные для компьютерного расчёта…………………………………………………………………………………………42
4.6. Результаты расчетов и их анализ. 43
4.6.1 Построение графиков кинематических характеристик и угла давления…………………………………………………43
4.6.2 Определение основных размеров (графический метод)…………………………………………………………………………45
4.6.3 Построение центрального и действительного кулачка……………………………………………………………………………45
4.6.4 Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….46
Литература: 47
Белорусский Национальный Технический Университет
Кафедра “Теория механизмов и машин”
На тему: “ Проектирование и исследование механизмов двигателя внутреннего сгорания автономной электроустановки ”
Разработал: Терентьев А.В.
Руководитель: Акулич В.К.
Минск 2011
Рис. 1
Рис. 1
Углы поворота кривошипа |
00 1000 1800 2400 3600 | |||||
Рычажный механизм двигателя |
Движение поршня влево |
Движение поршня вправо | ||||
Сгорание (cz) и расширение (zb) |
Выхлоп и продувка (bda) |
Сжатие (ac) | ||||
Кулачковый механизм |
Ближнее стояние (jб.с.) |
jy=700 |
jд.с=100 |
jb = 600 |
Ближнее стояние (jб.с.) |
Вар. |
LAB, м |
VВср, м/с |
n1, об/мин |
Iэ, Кг * м2 |
nэ, об/мин |
h, м |
K | |
2 |
0,21 |
7,0 |
2100 |
14,5 |
0,01 |
8610 |
0,08 |
4 |
На рис.1 изображены:
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания приводит в движение электрогенератор, вырабатывающий электрический ток.
Кривошипно-ползунный механизм двигателя, состоящий из кривошипа – 1, шатуна – 2 и ползуна (поршня) – 3,осуществляет преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение кривошипного (коленчатого) вала. Рабочий цикл в цилиндре двигателя совершается за один оборот кривошипа. Изменение давления в цилиндре в зависимости от положения поршня показано на индикаторной диаграмме.
Кулачковый механизм осуществляет управление выхлопным клапаном, через который происходит очистка цилиндра от продуктов сгорания топлива. Движение от кривошипа на вал электрогенератора передаётся через повышающий планетарный механизм.
Исходные данные: lAB – длина шатуна, VВ ср – средняя скорость поршня за один оборот кривошипа, n1–частота вращения кривошипа, Рmax – максимальное давление в цилиндре, Iэ – момент инерции вращающихся масс, приведенный к валу электрогенератора,nэ–частота вращения вала электрогенератора,h–ход толкателя в кулачковом механизме,k–число сателлитов в планетарном механизме, индикаторная диаграмма, закон движения толкателя, циклограмма механизмов.
Динамический синтез машины по коэффициенту неравномерности движения δ состоит в определении такой величины постоянной составляющей приведенного момента инерции IпI при которой колебание скорости звена приведения не выходят за пределы, устанавливаемые этим коэффициентом. Обычно это достигается установкой дополнительной вращающейся массы, выполняемой в виде маховика. Динамический анализ машины состоит в определении законов движения в виде: ω1(φ1) и ε1(φ2) при полученном значении IпI.
Блок-схема машинного агрегата показана на рис.2.
Рис. 2
H=
l1= LOA = == 0,05(м)
LAS2 = 0,35*0,21=0,0735 (м)
Диаметр поршня:
dп=1,5* LOA=1,5*0,05=0,075 (м)
Масса звеньев:
m2=q* LAB=10*0,21=2,1 (кг)
m3=0,5* m2=0,5* 2,1=1,05 (кг)
m1=2* m2=2* 2,1=4,2 (кг)
Силы тяжести звеньев:
G1= m1*g=4,2*9,81=41,202 (Н)
G2= m2*g=2,1*9,81=20,601(Н)
G3= m3*g=1,05*9,81=10,301 (Н)
Моменты инерции звеньев:
IS1=0,3* m1* LOA2=0,3*4,2*0,052=0,00315(кг*
IS2=0,17* m2* LAB2=0,17*2,1*0,212=0,01574 (кг*м2)
Приведенный момент инерции вращающихся звеньев (без маховика):
Средняя угловая скорость:
Рис. 3
Обобщенная координата механизма в крайнем наиболее удаленном положении поршня (рис.3) равна φ0= 00
2.3 Структурный анализ рычажного механизма.
Рис.4
Число подвижных звеньев n = 3
Число низших кинематических пар PН=4, в том числе:
- вращательные: O(0,1); А(1,2); В(2,3);
- поступательная: В(0,3).
Число степеней свободы механизма:
W = 3*n - 2*PН - PВ = 3*3 - 2*4 - 0 = 1
Механизм I класса Структурная группа II класса, 2 порядка, 2 вида
Рис.5
Формула образования механизма:
I(0,1)→II(2,3)
Механизм II класса.
2.4. Определение
кинематических характеристик
2.4.1. Построение планов положений
Методом засечек строим 12 последовательных положений механизма, начиная с крайнего положения 1, в котором ϕ1=ϕ0.
Масштабный коэффициент длин: µl=0,001
Чертежные размеры звеньев механизма:
2.4.2 Аналитический метод
Расчетная схема изображена на рисунке 6
Рис.6
Рисунок 6- Расчетная схема
В результате получаем алгоритм определения кинематических характеристик, согласно которым выполняем расчет для положения i=2 (рисунок 7)
Рисунок 7- положение i=2 механизма
Рис.7
Обобщенная координата:
При вращении кривошипа против часовой стрелки
YB=0
.
Алгоритм вычислений, полученный на основании приведенного вывода, для вертикальных механизмов имеет вид:
1
*
=
2.4.3. Графический метод
Выполняем расчет аналогов скоростей для положения 2. Аналог скорости тачки А.
Масштабный коэффициент:
Отрезок изображающий :
Для построения плана аналогов скоростей используем векторные уравнения:
Где ;
;
.
Из плана скоростей находим:
(ab)=45
(pb)=30
Точку на плане находим по свойству подобия:
Из плана находим передаточные функции:
Параметр |
Единица измерения |
Графический метод |
Аналитический метод |
м |
-0,03019 |
0,03 | |
- |
-0,2077 |
0,214 | |
м |
-0,0268 |
0,026 | |
м |
0,02814 |
0,0295 |
2.5 Определение движущих сил.
Методом засечек строим двенадцать последовательных положений механизма начиная с крайнего положения 1 в котором j1=j0=900.
Масштабный коэффициент μL= 0,001
Чертежные размеры звеньев:
Заданную диаграмму
Где – ордината индикаторной диаграммы в миллиметрах
- масштабный коэффициент
Силу, действующую на поршень 3 находим по формуле , где - площадь поршня.
Результаты определения
Р и F3 приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ положения |
Р, Па |
F3, Н | |
74 |
2370000 |
-10400 | |
86 |
2750000 |
-12100 | |
22 |
704000 |
-3090 | |
11 |
352000 |
-1550 | |
5 |
160000 |
-704 | |
4 |
96000 |
-422 | |
0 |
0 |
0 | |
0 |
0 |
0 | |
0 |
0 |
0 | |
2 |
64000 |
-282 | |
10 |
320000 |
-1410 | |
41 |
1310000 |
-5760 | |
74 |
2370000 |
-10400 |
2.6 Динамическая модель машины
В движении входного звена исполнительного рычажного механизма имеют место колебания угловой скорости, основными причинами которых являются:
Чтобы учесть влияние названных
причин на закон движения входного
звена исполнительного
-Наиболее простой
Рис.8
В качестве такой модели рассматривается условное вращающееся звено - звено приведения, которое имеет момент инерции IП относительно оси вращения (приведенный момент инерции) и находится под действием момента сил Мп (приведенного момента сил). В свою очередь Мп = МПД + МПС, где - приведенный момент движущих сил; Мп - приведенный момент сил сопротивления. Кроме того, IП = IПI + IПII, где IПI - постоянная составляющая приведенного момента инерции; IПII - переменная составляющая приведенного момента инерции. В величину IПI входят собственный момент инерции кривошипа (I0), приведенные моменты инерции ротора электродвигателя и передаточного механизма (IР ДВП, IПЕР МП), а также момент инерции IМ добавочной массы
(маховика), причем необходимость
установки маховика
Динамические характеристики Мп и IП должны быть такими, чтобы закон вращения звена приведения был таким же, как и у главного вала машины (кривошипа 1 основного исполнительного рычажного механизма), т.е. jп = j1, ωп = ω1, εп = ε1.
Приведенный момент движущих сил определяется из равенства мощностей, согласно которому мощность момента равна сумме мощностей от движущей силы F3 и сил тяжести звеньев:
Откуда:
=-1, т.к. механизм вращается по часовой стрелке.
Приведенный момент сил сопротивления принимается постоянным и определяется из условия, что за цикл установившегося движения машины изменение кинетической энергии равно нулю.