Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Арктического региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА 5
1.1 Архангельская область 5
1.2 Мурманская область 6
1.3 Республика Карелия 7
1.4 Республика Коми 8
1.5 Ненецкий Автономный округ 9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Общие положения 12
2.2 Факторы повышения инвестиционной привлекательности 14
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

транспорт Архангельска.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

− население региона ежегодно уменьшается в среднем на 1 процент, что в особенности сказывается на объеме пассажирских перевозок;

− порты региона находятся  в плачевном состоянии;

− низкая плотность и недостаточное развитие автомобильных дорог;

− низкая плотность и недостаточное развитие железных дорог;

− необходимость реконструкции и строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры;

− транспортная система  региона не надежна и не безопасна;

− нехватка новых технологий и инноваций в транспортной системе;

− во многих районах региона в зимнее время единственной возможностью автомобильного сообщения с «большой землей» являются зимники (это сезонные дороги, которые строят геологическими и нефтедобывающими предприятиями для доставки оборудования и грузов);

− Северный морской путь, значимый для всей России, находится  в плохом состоянии;

− не развита функция  контроля в транспортной системе  региона (а особенно в осуществлении пассажирских перевозок).

 

 

 
 
 

2 АНАЛИЗ  ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

2.1 Общие положения

 

Степень инвестиционной привлекательности  является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих пред современным  обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных  условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Создание максимально благоприятных  условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения  конкурентоспособности региона  является одной из главных задач  региональной экономической политики.

Можно перечислить множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность  функционирования региональной экономики: - внутренний региональный продукт, -внешнеторговый оборот, - уровень капитальных вложений, - объем промышленного производства на душу населения, - уровень жизни населения, - уровень безработицы, - уровень потребительских цен, - среднемесячная заработная плата населения, - средняя обеспеченность жильем населения региона.

При оценке региональной экономики  должен быть применен комплексный подход. Все вышеперечисленные факторы  взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга, но все они статистические, и отдельно взятые не дают комплексной оценки экономического состояния региона.

При характеристике эффективности  функционирования региональной экономики  следует особо выделить показатель инвестиционной привлекательности.

Позитивное изменение вышеперечисленных  показателей, в частности, и положительные  тенденции развития региональной экономики  в целом, напрямую зависят от уровня инвестиционной привлекательности  региона.

Именно степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.

Оценка инвестиционной привлекательности  региона включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционную привлекательность  самого региона. На данном этапе  анализируется существующая нормативно-законодательная  база, правовые аспекты, политическая  ситуация, степень защиты прав  инвесторов, уровень налогообложения  и т.д.

2. Инвестиционная привлекательность  конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется  экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов  хозяйственной деятельности.

При изучении инвестиционной привлекательности  объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям  эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма  рентабельности, индекс прибыльности).

Оценивая уровень инвестиционной привлекательности в целом, определим  главные его составляющие. Это  инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Есть еще третья составляющая - это законодательные условия  в регионе, но можно рассматривать  ее в составе инвестиционного  риска.

Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.

Эта характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Инвестиционный риск - совокупность переменных факторов риска инвестирования.

В научной литературе выделяют множество  критериев оценки инвестиционного  риска. Он характеризует вероятность  потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или  следует) инвестировать в данный объект, предприятие, отрасль, регион или  страну. Степень инвестиционного  риска может зависеть от целого ряда факторов: политической, социальной, законодательной, экономической, финансовой, экологической  и криминальной ситуации в регионе.  Не менее важной составляющей инвестиционного риска является кредитный риск.

Таким образом, инвестиционная привлекательность  региона играет огромную роль в системе  комплексного подхода к оценке эффективности  функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики  непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения.

Задачами оценки инвестиционной привлекательности  региона является:

- определение социально-экономического  развития,

- установление влияния инвестиционной  привлекательности на  приток  инвестиций,

- разработка мер, направленных  на урегулирование инвестиционной привлекательности [7].

2.2 Факторы повышения  инвестиционной привлекательности

 

Теория и практика изучения социально-экономических особенностей отдельных территорий и сравнительный анализ уровня их развития имеет глубокие корни. В директивной экономике основной парадигмой экономической модели являлось планирование. Анализ проводился с целью учета региональных особенностей при определении показателей эффективности капитальных вложений. 

В мировой практике существуют различные подходы к оценке инвестиционной привлекательности, которые на ряду с социальными и экономическими факторами рассматривают такие факторы, как природные, производственные, финансовые, интеллектуальные, политические, криминальные, ресурсно-сырьевые, трудовые, инновационные, инфраструктурные, потребительские,законодательные. 

В России наиболее распространенными методами оценки инвестиционного климата регионов стало их ранжирование по специальной системе показателей. Рейтинговый подход используется более 30 лет и ориентируется на оценку рисков, которым подвергается инвестор как прямой, так и портфельный. В рамках данного подхода различают такие подходы, как экспертный, статистический и комбинированный (экспертно-статистический).

В экспертном подходе инвестиционная привлекательность оценивается на основе гибкой системы индикаторов, которая постоянно пересматривается в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Используют в основном десять групп показателей: эффективность экономики, политический климат, состояние задолженности, отношения собственности и монополизм, кредитоспособность, доступность банковского кредитования и долгосрочного ссудного капитала, экологическая и демографическая ситуации, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

В статистическом подходе теоретически количество факторов инвестиционной привлекательности региона может быть бесконечным. Группы наиболее инвестиционно значимых показателей отражают: производственно-финансовый, социальный, природно-географический, социально-политический потенциалы и экологическую безопасность.

В экспертно-статистическом подходе рассматриваются две группы факторов: фоновые и регулируемые. К фоновым относятся малозависимые от текущих инвестиционных процессов: политическая стабильность, биоклиматические условия, экологические условия. К регулирующим факторам относят: социально-экономический потенциал (включая собственные финансовые ресурсы, инвестиционные ресурсы основных субъектов хозяйствования в регионе), уровень привлечения в регион и структуру собственности внешних финансовых ресурсов, уровень развития региональной рыночной инфраструктуры, нормативно-правовую базу государственной и региональной инвестиционной политики.

Экспертный подход заведомо является субъективным. Статистический подход является более объективным, но не всегда отражает весь спектр условий и факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность в силу ограничения числа статистических показателей. Наиболее адекватным можно считать комбинированный (экспертно-статистический) подход, в рамках которого рассматриваются различные, многочисленные индикаторы и параметры. Но и они не всегда поддаются точной количественной оценке. Кроме того, сбор необходимой информации по экспертным вопросам требует существенных материальных, трудовых и временных затрат, что затрудняет его широкое применение на практике. Это стимулирует исследователей к творческому поиску иных методических подходов, способных более достоверно отображать инвестиционную привлекательность регионов. 

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

Сегодняшняя ситуация с транспортной инфраструктурой Северо-Арктического региона нуждается в кардинальных изменениях. Транспортную инфраструктуру в регионе необходимо совершенствовать. Неразвитость транспортной инфраструктуры препятствует развитию региона.

Состояние инфраструктуры в Северо-Арктическом регионе не отвечает необходимым требованиям по защите национальных интересов России. За счет недостаточности современных комплексов транспортировки ресурсов существенно снижается инвестиционная привлекательность главной ресурсной базы страны.

В результате исследований разработаны следующие рекомендации:

−  на условиях государственно-частного партнерства осуществить строительство  автомобильных трасс в Северо – Арктическом регионе;

− совершенствовать законодательство в части создания условий для привлечения частных инвестиций для реализации программ развития транспортной инфраструктуры региона;

− создание международных транспортных коридоров обеспечит независимые  транспортные связи с зарубежными  партнерами;

− провести модернизацию портовой инфраструктуры;

− для хорошего развития транспортной инфраструктуры региона необходима государственная поддержка (т.е финансирование из гос. бюджета);

− восстановление северного морского пути даст мощный импульс развитию Арктических территорий;

− создание саморегулируемых организаций в сфере транспорта будет способствовать снижению избыточной контрольной функции региона и искоренению коррупционных механизмов;

− внедрить новейшие технологии и инновации в транспортную инфраструктуру;

− развивать инфраструктуру водных путей, включая создание терминальных логистических комплексов портов;

− реконструировать и построить особо важные объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь объекты, обеспечивающие безопасность функционирования транспортных систем, а также модернизировать и обновить парк транспортных средств;

− развить транспортную инфраструктуру, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики региона;

− установить институт саморегулируемых организаций как способ инновационного развития рынка автотранспортных услуг;

− расширить номенклатуру и повысить качество транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и инфокоммуникационных технологий, развивать новые формы организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта;

− повысить инновационную активность транспортных компаний, кардинально обновить транспортные и технические средства с учетом развития отечественного транспортного машиностроения, усилить роль научно-технического обеспечения в развитии транспортной отрасли;

Информация о работе Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Арктического региона