Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:46, реферат
Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА 5
1.1 Архангельская область 5
1.2 Мурманская область 6
1.3 Республика Карелия 7
1.4 Республика Коми 8
1.5 Ненецкий Автономный округ 9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Общие положения 12
2.2 Факторы повышения инвестиционной привлекательности 14
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
− население региона ежегодно уменьшается в среднем на 1 процент, что в особенности сказывается на объеме пассажирских перевозок;
− порты региона находятся в плачевном состоянии;
− низкая плотность и недостаточное развитие автомобильных дорог;
− низкая плотность и недостаточное развитие железных дорог;
− необходимость реконструкции и строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры;
− транспортная система региона не надежна и не безопасна;
− нехватка новых технологий и инноваций в транспортной системе;
− во многих районах региона в зимнее время единственной возможностью автомобильного сообщения с «большой землей» являются зимники (это сезонные дороги, которые строят геологическими и нефтедобывающими предприятиями для доставки оборудования и грузов);
− Северный морской путь, значимый для всей России, находится в плохом состоянии;
− не развита функция контроля в транспортной системе региона (а особенно в осуществлении пассажирских перевозок).
Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.
Одна из задач, стоящих пред современным
обществом, заключается в создании
необходимых и благоприятных
условий для интенсификации эко
Создание максимально
Можно перечислить множество
При оценке региональной экономики
должен быть применен комплексный подход.
Все вышеперечисленные факторы
взаимосвязаны и оказывают
При характеристике эффективности функционирования региональной экономики следует особо выделить показатель инвестиционной привлекательности.
Позитивное изменение
Именно степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.
Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента:
1. Инвестиционную
2. Инвестиционная
При изучении инвестиционной привлекательности объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности).
Оценивая уровень
Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.
Эта характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.
Инвестиционный риск - совокупность переменных факторов риска инвестирования.
В научной литературе выделяют множество критериев оценки инвестиционного риска. Он характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данный объект, предприятие, отрасль, регион или страну. Степень инвестиционного риска может зависеть от целого ряда факторов: политической, социальной, законодательной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации в регионе. Не менее важной составляющей инвестиционного риска является кредитный риск.
Таким образом, инвестиционная привлекательность региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения.
Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона является:
- определение социально-
- установление влияния
- разработка мер, направленных
на урегулирование
Теория и практика изучения социально-экономических особенностей отдельных территорий и сравнительный анализ уровня их развития имеет глубокие корни. В директивной экономике основной парадигмой экономической модели являлось планирование. Анализ проводился с целью учета региональных особенностей при определении показателей эффективности капитальных вложений.
В
мировой практике существуют различные
подходы к оценке инвестиционной привлекательности,
которые на ряду с социальными и экономическими
факторами рассматривают такие факторы,
как природные, производственные, финансовые,
интеллектуальные, политические, криминальные,
ресурсно-сырьевые, трудовые, инновационные,
инфраструктурные, потребительские,
В России наиболее распространенными методами оценки инвестиционного климата регионов стало их ранжирование по специальной системе показателей. Рейтинговый подход используется более 30 лет и ориентируется на оценку рисков, которым подвергается инвестор как прямой, так и портфельный. В рамках данного подхода различают такие подходы, как экспертный, статистический и комбинированный (экспертно-статистический).
В экспертном подходе инвестиционная привлекательность оценивается на основе гибкой системы индикаторов, которая постоянно пересматривается в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Используют в основном десять групп показателей: эффективность экономики, политический климат, состояние задолженности, отношения собственности и монополизм, кредитоспособность, доступность банковского кредитования и долгосрочного ссудного капитала, экологическая и демографическая ситуации, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
В статистическом подходе теоретически количество факторов инвестиционной привлекательности региона может быть бесконечным. Группы наиболее инвестиционно значимых показателей отражают: производственно-финансовый, социальный, природно-географический, социально-политический потенциалы и экологическую безопасность.
В экспертно-статистическом подходе рассматриваются две группы факторов: фоновые и регулируемые. К фоновым относятся малозависимые от текущих инвестиционных процессов: политическая стабильность, биоклиматические условия, экологические условия. К регулирующим факторам относят: социально-экономический потенциал (включая собственные финансовые ресурсы, инвестиционные ресурсы основных субъектов хозяйствования в регионе), уровень привлечения в регион и структуру собственности внешних финансовых ресурсов, уровень развития региональной рыночной инфраструктуры, нормативно-правовую базу государственной и региональной инвестиционной политики.
Экспертный подход заведомо является субъективным. Статистический подход является более объективным, но не всегда отражает весь спектр условий и факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность в силу ограничения числа статистических показателей. Наиболее адекватным можно считать комбинированный (экспертно-статистический) подход, в рамках которого рассматриваются различные, многочисленные индикаторы и параметры. Но и они не всегда поддаются точной количественной оценке. Кроме того, сбор необходимой информации по экспертным вопросам требует существенных материальных, трудовых и временных затрат, что затрудняет его широкое применение на практике. Это стимулирует исследователей к творческому поиску иных методических подходов, способных более достоверно отображать инвестиционную привлекательность регионов.
Сегодняшняя ситуация с транспортной
инфраструктурой Северо-
Состояние инфраструктуры в Северо-Арктическом регионе не отвечает необходимым требованиям по защите национальных интересов России. За счет недостаточности современных комплексов транспортировки ресурсов существенно снижается инвестиционная привлекательность главной ресурсной базы страны.
В результате исследований разработаны следующие рекомендации:
− на условиях государственно-частного
партнерства осуществить
− совершенствовать законодательство в части создания условий для привлечения частных инвестиций для реализации программ развития транспортной инфраструктуры региона;
− создание международных транспортных
коридоров обеспечит
− провести модернизацию портовой инфраструктуры;
− для хорошего развития транспортной инфраструктуры региона необходима государственная поддержка (т.е финансирование из гос. бюджета);
− восстановление северного морского пути даст мощный импульс развитию Арктических территорий;
− создание саморегулируемых организаций в сфере транспорта будет способствовать снижению избыточной контрольной функции региона и искоренению коррупционных механизмов;
− внедрить новейшие технологии и инновации в транспортную инфраструктуру;
− развивать инфраструктуру водных путей, включая создание терминальных логистических комплексов портов;
− реконструировать и построить особо важные объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь объекты, обеспечивающие безопасность функционирования транспортных систем, а также модернизировать и обновить парк транспортных средств;
− развить транспортную инфраструктуру, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики региона;
− установить институт саморегулируемых организаций как способ инновационного развития рынка автотранспортных услуг;
− расширить номенклатуру и повысить качество транспортных услуг на основе применения современных транспортных, логистических и инфокоммуникационных технологий, развивать новые формы организации транспортного процесса и взаимодействия между видами транспорта;
− повысить инновационную активность транспортных компаний, кардинально обновить транспортные и технические средства с учетом развития отечественного транспортного машиностроения, усилить роль научно-технического обеспечения в развитии транспортной отрасли;
Информация о работе Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Арктического региона