Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:52, курсовая работа
В данной курсовой работе рассчитываем сцепление автомобиля с колесной формулой 4×2 полной массы 13677 кг. Прототипом является сцепление автомобиля ЗИЛ-130. Сцепление является головным узлом трансмиссии. Оно размещено между двигателем и коробкой передач и предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и их соединения вновь с необходимой плавностью. Сцепление служит также для предохранения деталей трансмиссии от динамических перегрузок.
Введение……………………………………………………………………
1. Техническая характеристика ЗИЛ-130…………………………………
1.Конструкция сцепления и приводов управления………………….
2.Классификация сцеплений………………………………………….
3.Анализ использования различных видов конструкций…………...
4.Материалы, применяемые для изготовления основных деталей…
5.Выбор исходных данных……………………………………………
2.Расчет сцепления и анализ конструкции……………………………..
2.1 Оценка износостойкости сцепления………………………………..
2.2 Оценка теплонапряжённости сцепления……………………………
2.3 Расчет деталей сцепления на прочность…………………………......
2.3.1 Расчёт нажимных пружин сцепления………………………..
2.3.2 Расчёт пружин демпфера сцепления…………………………
2.3.3 Расчёт ступицы ведомого диска………………………………
2.3.4 Расчет вала сцепления…………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
4.Список используемой литературы……………………………………
MMAX=9550*
Где n-номинальная
частота вращения коленчатого вала.
Сцепление
автомобиля ЗИЛ-130-76: однодисковое фрикционное
в сухом картере с цилиндрическими нажимными
пружинами, с механическим приводом.
Dн=356 мм – наружный диаметр накладки,
dв=198 мм – внутренний диаметр накладки,
d=5 мм – толщина фрикционной накладки,
Степень нагружения и износостойкость накладок сцепления принято оценивать двумя основными параметрами:
Расчёт удельного давления на фрикционные поверхности:
, Н/м2, где pпр – сила нормального сжатия дисков, Н; F – площадь рабочей поверхности одной фрикционной накладки,
м2; [p0]=0,2¸0,25 МПа – допускаемое давление, обеспечивающее потребный ресурс работы накладок.
Определение силы нормального сжатия:
где Мдmax – максимальный момент двигателя, Н´м; b=2,25 – коэффициент запаса сцепления; m=0,27 – коэффициент трения; Rср – средний радиус фрикционной накладки, м, т.о. кН, а МПа – потребный ресурс накладок обеспечен.
Расчёт удельной работы буксования сцепления:
где Lуд – удельная работа буксования; Ld – работа буксования при трогании автомобиля с места, Дж; Fсум – суммарная площадь рабочих поверхностей накладок, м2;
где Jа – момент инерции автомобиля, приведённый к входному валу коробки передач, Н´м,
где mа=13677 кг – полная масса автомобиля; mп=0 кг – полная масса прицепа; iк и i0 –передаточные числа соответственно коробки передач и главной передачи (iк=4,10, i0=6,32); d=1,05 – коэффициент учёта вращающихся масс.
w – расчётная угловая частота вращения коленвала двигателя, рад/с: для автомобиля с карбюраторным двигателем: рад/с, где wМ=209,4 рад/с – угловая частота вращения коленвала двигателя при максимальном крутящем моменте; b – коэффициент, равный 1,23 для автомобилей с карбюраторными двигателями; Мт – момент сопротивления движению при трогании с места, Н´м,
где y=0,016 – коэффициент сопротивления качению (на горизонтальной дороге с асфальтовом покрытии); hт=0,85 – к.п.д. трансмиссии.
Lуд=3,4 МДж/м2<[Lуд]=4 МДж/м2, следовательно потребный ресурс накладок обеспечен.
Нагрев деталей сцепления за одно включение определяем по формуле:
где g=0,5 – доля теплоты, расходуемая на нагрев детали; с=482 Дж/(кг´К) – теплоёмкость детали; mд=16 кг – масса детали; [Dt]=10¸15° С.
Потребная
теплонапряженность обеспечена.
Определение усилия, развиваемого одной пружиной:
где Z=18 – число пружин.
Принимаем, что отношение диаметров , тогда потребный диаметр проволоки для пружин сцепления определим по формуле:
где y – коэффициент концентраций напряжений, при m=6 y=1,25; [tпр]=700¸900 МПа – допускаемое напряжение кручения.
Принимаем значение d=4,5 мм.
Определяем диаметр витка пружины по известным d и m: мм.
Число рабочих витков пружины:
где G=8´104 МПа – модуль упругости при кручении; с – жёсткость пружины, ,
где Н – приращение сил сопротивления пружины выключения сцепления; – приращение сжатия пружины при выключении сцепления,
где i – число пар трения; d=1,0¸1,5 мм – осевая деформация ведомого диска, тогда
Для расчёта пружин демпфера сцепления принимаем:
Момент
предварительной затяжки
Максимальное напряжение пружины демпфера определяется по формуле:
где n – число ведомых дисков сцепления, т.о. Н´м.
Усилие, сжимающее одну пружину демпфера:
где R=0,08 м – радиус приложения усилия к пружине; z – число пружин.
Принимая во внимание большую жёсткость пружин демпфера, напряжение вычисляем по формуле, учитывающей форму сечения, кривизну витка и влияние поперечной силы:
где К – коэффициент, учитывающий форму сечения, кривизну витка и влияние поперечной силы на прочность; [t]=700¸900 МПа.
где
, тогда
, а
МПа, т.о.
– условие прочности выполняется.
Напряжение смятия шлицов ступицы определяется по формуле:
где , а dн=40 мм – наружный диаметр шлицов; dв=30 мм – внутренний диаметр шлицов; ; l=70 мм длина шлицов; z=10 число шлицов; a=0,75 – коэффициент точности прилегания шлицов; [sсм]=15¸30 МПа – допустимое напряжение смятия.
т.о. 24,4
МПа<30 МПа Þ
Напряжение среза шлицов ступицы определяется по формуле:
где b=8 мм – ширина шлицов; [tсрmax]=5¸15 МПа – допустимое напряжение среза.
т.о. 13,07
МПа<15 МПа Þ
Материал ступицы – Сталь 35, 40Х.
Материал ведомого диска – Сталь 50, 65Г.
Вал сцепления рассчитывается на скручивание по диаметру впадин шлицевой части. Задав допустимое напряжение кручения [tmax]=70 МПа, находим:
Проверку шлицов на смятие проводим по формуле:
где – средний радиус приложения окружной силы, м; h, l – высота и длина шлицов ступицы ведомого диска, см.
Проверку шлицов на срез проводим по формуле:
где b=8 мм – ширина шлицов ступицы ведомого диска, см.
[sсм]=15¸30 МПа, [tсрmax]=5¸15 МПа
В результате проделанной работы были произведены следующие расчеты сцепления:
- удельное
давление на фрикционные