Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Тормозная система автомобиля является одной из самых важных и ответственных в автомобиле. Тормозная система предназначена для замедления автомобиля или для его полной остановки и состоит из ряда деталей и компонентов. Среди них можно отметить: тормозные колодки, диски, барабаны, цилиндры, а также все приводы тормозов. На всех современных автомобилях нашли применение фрикционные тормоза, которые основываются на принципе применения силы трения неподвижной детали о подвижную (например, колодки трутся об барабан или тормозной диск). Также тормоза необходимы чтобы удерживать транспортного средства в неподвижном состоянии, например на склоне.
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Устройство тормозной системы...............................................................3
1.1. Диагностика тормозной системы..................................................................11
Глава 2. Техническое обслуживание тормозной системы.................................13
Глава 3. Ремонт тормозной системы....................................................................15
3.1. Проверка и регулировка тормозов................................................................15
3.2. Проверка работоспособности вакуумного усилителя ваз 2110.................16
3.3. Регулировка привода тормозов ваз 2110......................................................17
3.4. Регулировка стояночной тормозной системы ваз 2110...............................18
3.5. Проверка работоспособности регулятора давления на автомобилях семейства ваз 2110.................................................................................................19
3.6. Снятие и установка главного тормозного цилиндра с автомобилей семейства ваз 2110.................................................................................................23
3.7. Снятие и установка тормозного механизма заднего колеса на автомобилях ваз 2110...................................................................................................................27
3.8. Снятие и установка стояночной тормозной системы ваз 2110...................29
3.9. Инструменты и приспособления...................................................................30
Глава 4. Организация рабочего места..................................................................31
4.1. Техника безопасности при ремонте тормозной системы............................32
Заключение.............................................................................................................34
Список используемой литературы...........................................
Содержание
Введение......................
Глава 1. Устройство тормозной
системы.......................
1.1. Диагностика тормозной
системы.......................
Глава 2. Техническое обслуживание
тормозной системы.............
Глава 3. Ремонт тормозной
системы.......................
3.1. Проверка и регулировка
тормозов......................
3.2. Проверка работоспособности вакуумного усилителя ваз 2110.................16
3.3. Регулировка привода
тормозов ваз 2110.............
3.4. Регулировка стояночной
тормозной системы ваз 2110....
3.5. Проверка работоспособности
регулятора давления на автомобилях семейства
ваз 2110..........................
3.6. Снятие и установка
главного тормозного цилиндра
с автомобилей семейства ваз 2110..........................
3.7. Снятие и установка
тормозного механизма заднего
колеса на автомобилях ваз
2110..........................
3.8. Снятие и установка стояночной тормозной системы ваз 2110...................29
3.9. Инструменты и приспособления..
Глава 4. Организация рабочего
места.........................
4.1. Техника безопасности
при ремонте тормозной системы.
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Тормозная система автомобиля является одной из самых важных и ответственных в автомобиле. Тормозная система предназначена для замедления автомобиля или для его полной остановки и состоит из ряда деталей и компонентов. Среди них можно отметить: тормозные колодки, диски, барабаны, цилиндры, а также все приводы тормозов. На всех современных автомобилях нашли применение фрикционные тормоза, которые основываются на принципе применения силы трения неподвижной детали о подвижную (например, колодки трутся об барабан или тормозной диск). Также тормоза необходимы чтобы удерживать транспортного средства в неподвижном состоянии, например на склоне. Тормозную систему автомобиля можно разделить на две: рабочую (для снижения скорости или для останова машины) и стояночную (для удержания автомобиля на неровной поверхности). На автомобилях семейства ваз 2110 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 с достаточной эффективностью. В гидравлический привод включены вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор давления задних тормозов. Стояночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
Глава 1. Устройство тормозной системы
Вакуумный усилитель. Резиновая диафрагма вместе с корпусом клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника и шланг. Корпус клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом. В корпусе клапана размещен шток привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер штока, поршень корпуса клапана, клапан в сборе, возвратные пружины и толкателя и клапана, воздушный фильтр, толкатель. При нажатии на педаль перемещается толкатель, поршень, а вслед за ними и клапан до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня, его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр, зазор между поршнем и клапаном и канал, создает давление на диафрагму. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком, который действует на поршень главного цилиндра. При отпущенной педали клапан отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал камеры А и В сообщаются между собой. Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам. Регулятор давления крепится к кронштейну двумя болтами. При этом передний болт одновременно крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом крепится двухплечий рычаг. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом, другой конец которого через серьгу шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн вместе с рычагом за счет овальных отверстий под болт крепления, можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора. В регуляторе имеется четыре камеры: А и D соединяются с главным цилиндром, В-с левым, а С – с правым колесными цилиндрами задних тормозов. В исходном положений педали тормоза поршень поджат рычагом через пластинчатую пружину к толкателю, который под этим усилием поджимается к седлу клапана. При этом клапан отжимается от седла и образуется зазор, а также зазор между головкой поршня и уплотнителем. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С. При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин толкатель вместе с втулкой и кольцами. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан изолирует камеру D от камеры С, толкатель вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка вместе с уплотнительными кольцами и тарелкой под усиливающимся давлением в камере В, сдвигается в сторону пробки. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки. При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг нагружается больше и усилие от рычага на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается. При отказе контура тормозов «левый передний правый задний тормоза», уплотнительные кольца, втулка под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки до упора тарелки в седло. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень с уплотнителем и втулкой. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе. При отказе контура тормозов «правый передний левый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель с втулкой, уплотнительными кольцами смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан коснется седла рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза. В корпусе выполнено отверстие, закрытое заглушкой. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец. Главный цилиндр с последовательным расположением поршней. На корпусе главного цилиндра крепится бачок, в заливной горловине которого установлен датчик аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы. Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных колодок. Скоба образуется суппортом и колесным цилиндром, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам, которые установлены в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки, из которых внутренняя имеет сигнализатор износа накладок. В полости цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском. Тормозной механизм заднего колеса барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо, установленное на поршне между буртиком упорного винта и двумя сухарями с зазором 1,25–1,65 мм. Упорные кольца вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин тормозных колодок. Когда из-за износа накладок зазор 1,25–1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте прижимается к буртику кольца, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения, поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном. Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза автомобилей ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя, троса, рычага ручного привода колодок и разжимной планки. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус датчика с уплотнителем и основание с отражателем поджимаются зажимным кольцом к торцу горловины бачка. Через отверстие основания проходит толкатель, соединенный с поплавком при помощи втулки. На толкателе расположен подвижный контакт, а на корпусе датчика – неподвижные контакты. Полость контактов герметизируется защитным колпачком. При понижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов ваз 2110–2112
Вакуумный усилитель:
1 – корпус вакуумного усилителя;
2 – чашка корпуса усилителя; 3
– шток; 4 – регулировочный болт; 5 – уплотнитель
штока; 6 – уплотнительное кольцо фланца
главного цилиндр 7 – возвратная пружина
диафрагмы; 8 – шпилька усилителя; 9 – фланец
крепления наконечника; 10 – клапан; 11 –
наконечник шланга; 12 – диафрагма; 13 –
крышка корпуса усилителя; 14 – уплотнительный
чехол; 15 – поршень; 16 – защитный чехол
корпуса клапана; 17 – воздушный фильтр;
18 – толкатель; 19 – возвратная пружина
толкателя; 20 – пружина клапана; 21 – клапан;
22 – втулка корпуса клапана; 23 – буфер
штока; 24 – корпус клапана; А – вакуумная
камера; В-атмосферная камера; С, D – каналы
Привод регулятора давления:
1 – регулятор давления; 2,16 – болты крепления регулятора давления; 3 – кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора давления; 6 – ось рычага привода регулятора давления; 7 – пружина рычага; 8 – кронштейн кузова; 9 – кронштейн крепления регулятора давления; 10 – упругий рычаг привода регулятора давления; 11 – серьга; 12 – скоба серьги; 13 – шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – палец кронштейна; А, В, С – отверстия
Регулятор давления:
1 – корпус регулятора давления; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок; 4, 8 – стопорные кольца; 5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, О – камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н – зазоры
Главный цилиндр с бачком: 1 – корпус главного цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура «левый передний-правый задний тормоза»; 4 – распорное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура «правый передний-левый задний тормоза»; 12 – соединительная втулка; 13 – бачок; 14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А – зазор
Тормозной механизм переднего колеса:
1 – тормозной диск; 2 – направляющая колодок; 3 – суппорт; 4 – тормозные колодки; 5 – цилиндр; 6 – поршень; 7 – сигнализатор износа колодок; 8 – уплотнительное кольцо; 9 – защитный чехол направляющего пальца; 10 – направляющий палец; 11 – защитный кожух
Тормозной механизм заднего колеса:
1 – гайка крепления ступицы; 2 – ступица колеса; 3 – нижняя стяжная пружина колодок; 4 – тормозная колодка; 5 – направляющая пружина; 6 – колесный цилиндр; 7 – верхняя стяжная пружина; 8 – разжимная планка; 9 – палец рычага привода стояночного тормоза; 10 – рычаг привода стояночного тормоза; 11 – щит тормозного механизма
Колесный цилиндр:
1 – упор колодки; 2 – защитный колпачок; 3 – корпус цилиндра; 4 – поршень; 5 – уплотнитель; 6 – опорная тарелка; 7 – пружина; 8 – сухари; 9 – упорное кольцо; 10 – упорный винт; 11 – штуцер; А – прорезь на упорном кольце
Привод стояночной тормозной системы:
1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса
1.1. Диагностика
Причина неисправности |
Метод устранения | ||
Увеличенный рабочий ход педали тормоза |
|||
1. Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров 2. Воздух в тормозной системе 3. Повреждены резиновые
уплотнительные кольца в 4. Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов 5. Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм) 6. Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления |
1. Замените вышедшие
из строя детали колесных 2. Удалите воздух из системы 3. Замените кольца и прокачайте систему 4. Замените шланги и прокачайте систему 5. Прошлифуйте диск; если толщина диска менее 17,8 мм замените его 6. Замените уплотнительные кольца | ||
Недостаточная эффективность торможения |
|||
1. Замасливание накладок колодок тормозных механизмов 2. Заклинивание поршней в колесных цилиндрах 3. Полный износ накладок тормозных колодок 4. Перегрев тормозных механизмов 5. Применение колодок с несоответствующими накладками 6. Неправильная регулировка регулятора давления 7. Потеря герметичности
одного из контуров (сопровождается
частичным провалом педали |
1. Промойте и просушите колодки 2. Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените, прокачайте систему 3. Замените тормозные колодки 4. Немедленно остановитесь и дайте остынуть тормозным механизмам 5. Применяйте колодки, только рекомендуемые заводом изготовителем 6. Отрегулируйте привод регулятора давления 7. Замените поврежденные детали, прокачайте систему | ||
Неполное растормаживание всех колес |
|||
1. Отсутствует свободный ход педали тормоза 2. Нарушено выступание
регулировочного болта штока
вакуумного усилителя 3. Разбухание резиновых уплотните 4. Заклинивание поршня главного цилиндра |
1. Отрегулируйте свободный ход педали 2. Отрегулируйте выступание (1,25–0,2 мм) регулировочного болта 3. Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените резиновые детали, прокачайте систему гидропривода 4. Проверьте и при
необходимости замените | ||
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали тормоза |
|||
1. Поломалась или ослабла стяжная пружина колодок заднего тормоза 2. Заедание поршня
в колесном цилиндре 3. Разбухание уплотнительных
колец колесного цилиндра из- 4. Нарушение положения
суппорта относительно 5. Неправильная регулировка стояночной тормозной системы |
1. Замените пружину 2. Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, поврежденные замените, прокачайте систему 3. Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода тормозов, прокачайте систему 4. Затяните болты крепления,
при необходимости замените 5. Отрегулируйте стояночную тормозную систему | ||
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении |
|||
1. Заклинивание поршня колесного цилиндра 2. Закупоривание какой-либо
стальной трубки вследствие 3. Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок 4. Неправильная регулировка привода регулятора давления 5. Неисправен регулятор давления 6. Нарушены углы установки колес 7. Разное давление в шинах 8. Не работает один
из контуров тормозной системы
(сопровождается ухудшением |
1. Проверьте и устраните
заедание поршня в цилиндре, при
необходимости замените 2. Замените трубку
или прочистите ее и 3. Очистите детали тормозных механизмов 4. Отрегулируйте привод 5. Отремонтируйте или замените регулятор 6. Отрегулируйте углы установки колес 7. Установите нормальное давление 8. Замените поврежденные детали и прокачайте систему | ||
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении |
|||
1. Неисправен вакуумный усилитель 2. Поврежден шланг,
соединяющий вакуумный 3. Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. |
1. Замените усилитель 2. Замените шланг или подтяните хомуты его крепления 3. Тщательно промойте
всю систему, замените | ||
Писк или вибрация тормозов |
|||
1. Ослабление стяжной
пружины тормозных колодок 2. Появление овальности тормозных барабанов 3. Замасливание фрикционных накладок 4. Износ накладок или включение в них инородных тел 5. Чрезмерное биение
тормозного диска или его |
1. Проверьте стяжную
пружину, при необходимости 2. Расточите барабан 3. Зачистите накладки
металлической щеткой, применяя
теплую воду с моющими 4. Замените колодки 5. Прошлифуйте диск, при толщине менее 17,8 мм замените его |
Глава 2. Техническое обслуживание тормозной системы
Детали заменяйте новыми, если есть малейшее сомнение в их пригодности.
Гибкие шланги независимо от их состояния заменяйте новыми после 100000 км пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы вследствие старения.
Через пять лет эксплуатации
рекомендуется тормозную
Ежедневно перед выездом необходимо проверить отсутствие течи жидкости через неплотности в тормозной системе и действие тормозов на ходу. Даже малейшее нарушение герметичности системы недопустимо, так как может привести к тяжёлым последствиям при резком торможении. Полное торможение должно происходить после однократного нажатия на педаль примерно на половину её хода; при этом водитель должен ощущать значительное сопротивление к концу хода педали. Если сопротивление и торможение наступает при ходе педали на большую величину, то это свидетельствует об увеличении зазоров в тормозных механизмах. Если же сопротивление педали слабое, она пружинит и легко отжимается от пола, а полного торможения не происходит или оно происходит после нескольких последовательных нажатий на педаль, это означает, что в систему проник воздух.
Растормаживание должно осуществляться быстро и полностью, что определяется хорошим «накатом» автомобиля после прекращения воздействия на педаль тормоза.
Через каждые 10 000 км пробега необходимо:
Через каждые 20 000 км пробега проверяется состояние тормозов барабанного типа. Их колодки подлежат замене при наличии поломок и деформации, снижающих эффективность торможения, а также при износе накладок, если толщина последних уменьшится до 2 мм.
Проверяется также ход рычага стояночного тормоза и величина свободного хода педали рабочих тормозов.
Через каждые 30 000 км пробега
проверяется состояние и