Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:21, реферат
Конструктивные особенности. На
всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого
типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при
определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей
жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для
компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и
охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами
системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров,
радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и
патрубки
Реферат: Система охлаждения автомобиля
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Конструктивные особенности. На
всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого
типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при
определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей
жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для
компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и
охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами
системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров,
радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и
патрубки (рис. 1)
Радиатор 16 (рис. 1, а) на двигателе ВАЗ-2108 в отличие от радиатора
16 двигателя ВАЗ-2105 (рис. 1, б) разборный. Он состоит из двух
вертикальных пластмассовых бачков 15 и 20 (см. рис. 1, а),
сердцевины 22, изготовленной из ребристых алюминиевых пластин 18
и горизонтальных трубок 17. На правом бачке установлены датчик 79 для
включения и выключения электродвигателя 13 вентилятора 23 и
сливная пробка 21 радиатора. В целях улучшения циркуляции жидкости и
теплоотдачи в левом бачке имеется перегородка. Радиатор заполняется охлаждающей
жидкостью из расширительного бачка 8 по шлангу 7 через термостат 6.
Расширительный бачок изготавливается из полупрозрачной пластмассы. Верхний
патрубок бачка шлангом 11 постоянно соединен с патрубком радиатора, что
предупреждает образование паровых пробок. Нижний
патрубок бачка шлангом 7 соединяется с дополнительным патрубком термостата 6.
Заливная горловина бачка герметически закрыта пробкой (рис. 2). В пробке
расширительного бачка помещаются два клапана: выпускной (паровой) клапан
4, который открывается при избыточном давлении в системе охлаждения до 20
кПа и выпускает часть паров в атмосферу; впускной клапан 2 (воздушный),
который открывается при понижении давления в системе до 95 — 86 кПа
(разрежение) вследствие остывания или слива жидкости и пропускает в систему
охлаждения атмосферный воздух.
Вентилятор 23 (см. рис. 1, а) имеет четыре лопасти и привод от
электродвигателя 13. Включение и выключение электродвигателя во время
работы двигателя происходят автоматически при помощи датчика 19,
установленного в правом бачке радиатора, в зависимости от температуры ох-
Рис. 1. Система охлаждения двигателей:
а—ВАЗ-2108; б—ВАЗ-2105; / — подводящая труба насоса; 2 — шланг
отвода охлаждающей жидкости к карбюратору; 3 — выпускной патрубок
головки цилиндров; 4 — патрубок подвода жидкости к отопителю; 5
и 27— шланги отвода жидкости соответственно от блока подогрева карбюратора и от
отопителя; 6 — термостат; 7и 11 — шланги соответственно от бачка
к термостату и от бачка к радиатору; 8 — расширительный бачок
(компенсационный); 9 — пробка расширительного бачка; 10 и
12 — соответственно отводящий и подводящий шланги радиатора;
13 — электродвигатель; 14 — кожух вентилятора; 15 и
20 — бачки радиатора; 16 — радиатор; 17 — трубки; 18 —
охлаждающие пластины; 19 — датчик включения и выключения вентилятора;
21 — сливная пробка; 22 — сердцевина радиатора; 23 — вентилятор;
24 — жидкостный насос; 25 — ремень привода жидкостного насоса;
26 — патрубок отвода жидкости из отопителя салона кузова; 28 —
рубашка охлаждения; 29 — пробка радиатора; 30 — ремень привода
вентилятора и жидкостного насоса
лаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85 — 95 °С, путем
включения и выключения электровентилятора. Кожух 14 вентилятора
обеспечивает создание направленного потока воздуха через сердцевину радиатора
с целью более быстрого охлаждения в нем жидкости.
Жидкостный насос (рис. 3) центробежного типа. Он состоит из корпуса 4
(рис. 3, а), в котором установлен вал 8 на шариковом
подшипнике 6. Подшипник стопорится винтом 5, заполняется смазкой Литол-24 на
заводе и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессован
зубчатый шкив 7, а на задний — крыльчатка 2.
Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается манжетой
(сальником) 7 с упорным кольцом 3.
Привод насоса осуществляется зубчатым шкивом 18 при помощи ремня
привода распределительного вала. Для предупреждения попадания охлаждающей
жидкости в подшипник при повреждении манжеты (сальника) в корпусе насоса
имеется отверстие, через которое жидкость вытекает наружу.
Термостат двухклапанный, неразборной конструкции, имеет четыре патрубка: два
входных 10 и 4 (рис. 24), выходной 5 и дополнительный
14. Термочувствительный элемент состоит из стакана 8 с резиновой
вставкой 9, между стенками которых помещается твердый наполнитель 15
(церезин — кристаллический
воск), обладающий большим
расширения. Внутри резиновой вставки находится стержень 77, закрепленный в
стойке основного клапана 7, который прижимается к седлу конической пружиной
13. На стойке основного
клапана помещается
72.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 ° С основной клапан полностью
закрыт, а перепускной открыт (рис. 4, а), поэтому жидкость из
радиатора в насос не поступает, а циркулирует по малому кругу от
центробежного насоса в рубашку охлаждения и через перепускной клапан обратно к
насосу, обеспечивая
более быстрый прогрев
охлаждающей жидкости церезин в термостате плавится и, расширяясь, преодолевает
сопротивление пружины 13 (рис. 4, б), перемещая оба клапана
вверх. При температуре 94 °С
циркуляция по малому кругу прекращается, и вся жидкость проходит через
основной клапан 7 в радиатор. Для слива охлаждающей жидкости из системы на
двигателе имеются две сливные резьбовые пробки. Одна пробка 27 (см. рис. 1,
а) расположена в нижней части правого бачка радиатора, другая — в нижней
части рубашки охлаждения блока цилиндров.
От системы охлаждения через шланг жидкость подводится к впускному трубопроводу
системы питания для подогрева горючей смеси карбюратора, а через патрубок
4 — к отопи-телю. Система охлаждения двигателя ВАЗ-1111 имеет
аналогичное устройство.
На остальных двигателях в отличие от рассмотренного привод жидкостного
насоса осуществляется клиновидным ремнем от шкива на носке коленчатого вала
и устанавливается термостат с тремя патрубками (отсутствует патрубок,
соединяющий термостат с расширительным бачком).
На двигателях 2106 и 331 автомобилей АЗЛК до 1988 г.
устанавливались неразборные
радиаторы с труб-чато-
горизонтальным расположением латунных трубок и расположенными по бокам
Рис. 4. Устройство и работа термостата:
а —
основной клапан полностью
основной клапан полностью открыт, перепускной закрыт; 1 н 2 —
соответственно основной и перепускной клапаны; 3 — корпус; 4 и 10 —
входные
патрубки соответственно ич рубашки охлаждения и из радиаторе; 5 —
выходной патрубик (к центробежному
насосу); б — крышка; 7 — термочувствительный элемент; 8 — стакан; 9 —
резиновая вставка; / / — стержень;
12 я
13 — пружины соответственно
14 — патрубок для присоединения верхнего шланга расширительного бачка;
15 — твердый наполнитель;
/ и // — положения
термостата при
температуре охлаждающей
°С (стрелки означают то же, что и на рис. 1)
латунными бачками. На автомобили более позднего выпуска устанавливаются
радиаторы с пластмассовыми бачками.
На двигателе МеМЗ-245 сердцевина радиатора состоит из алюминиевых
трубок, концы которых
развальцованы в опорных
Боковые пластмассовые
бачки через резиновые
к опорным пластинам отгибными усиками.
На двигателе ВАЗ-2105 вентилятор 23 (см. рис. 1, б) установлен
вместе с приводным шкивом 10 (см. рис. 3, б) на ступице 11
вала 14 жидкостного насоса и соответственно так же, как и жидкостный
насос, имеет привод клиновидным ремнем 30 (см. рис. 1, б) от шкива
коленчатого вала. До
1988 г. на двигателе применялись
трубчато-пластинчатой сердцевиной с вертикальными латунными трубками и
расположенными сверху и снизу латунными бачками. С 1988 г. устанавливаются
разборные радиаторы, в которых сердцевина изготовлена из двух рядов
горизонтально расположенных алюминиевых трубок и алюминиевых пластин и через
уплотнительные резиновые прокладки крепится к боковым пластмассовым бачкам.
Заливная горловина радиатора закрывается пробкой 29, в которой имеются
выпускной (паровой) 4 (см. рис. 2, б) и впускной
(вентиляционный) 2 клапаны. Выпускной клапан открывается при избыточном
давлении в системе охлаждения. При открытом клапане жидкость или пар отводится
в расширительный бачок. Это предохраняет от разрушения радиатор и патрубки.
Впускной клапан не имеет пружины и допускает впуск в расширительный бачок и
выпуск из него жидкости при ее нагревании и охлаждении. При разрежении в
системе он открывается, и в радиатор поступает жидкость из расширительного
бачка.
Неисправности системы охлаждения. Признаками неисправности системы
охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или
переохлаждение двигателя.
Подтекание жидкости может происходить через неплотности в соединениях
шлангов и фланцев, трещины в бачках и сердцевине радиатора, неисправные или
плохо закрывающиеся спускные пробки, а также через контрольное отверстие
жидкостного центробежного насоса. При этом на месте стоянки образуются мокрые
пятна и возникает необходимость часто доливать охлаждающую жидкость. Для
устранения течи через неплотности в соединениях шлангов надо подтянуть стяжные