Система охлаждения автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:21, реферат

Краткое описание

Конструктивные особенности. На

всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого

типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при

определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей

жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для

компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и

охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами

системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров,

радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и

патрубки

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 24.60 Кб (Скачать файл)

Реферат: Система  охлаждения автомобиля 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Конструктивные особенности. На

всех рассматриваемых  двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого

типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные  клапаны при

определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей

жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного  насоса. Для

компенсации изменения  объема охлаждающей жидкости при  ее нагреве и

охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами

системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока  и головки цилиндров,

радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат  и

патрубки (рис. 1)

Радиатор 16 (рис. 1, а) на двигателе ВАЗ-2108 в отличие  от радиатора 

16 двигателя ВАЗ-2105 (рис. 1, б) разборный. Он состоит  из двух

вертикальных пластмассовых  бачков 15 и 20 (см. рис. 1, а),

сердцевины 22, изготовленной  из ребристых алюминиевых пластин 18

и горизонтальных трубок 17. На правом бачке установлены дат­чик 79 для

включения и выключения электродвигателя 13 вентилятора 23 и

сливная пробка 21 радиатора. В целях улучшения циркуляции жидкости и

теплоотдачи в левом  бачке имеется перегородка. Радиатор заполняется охлаждающей

жидкостью из расширительного  бачка 8 по шлангу 7 через термостат 6.

Расширительный бачок  изготавливается из полупрозрачной пластмассы. Верхний

патрубок бачка  шлангом 11 постоянно соединен с патрубком  радиатора, что

предупреждает образование  паровых пробок. Нижний

патрубок бачка  шлангом 7 соединяется с дополнительным патрубком термостата 6.

Заливная горловина  бачка герметически   закрыта   пробкой (рис. 2). В пробке

расширительного бачка  помещаются два клапана: выпускной (паровой) клапан

4, который открывается при избыточном давлении в системе охлаждения до 20

кПа и выпускает  часть паров в атмосферу; впускной клапан 2 (воздушный),

который открывается  при понижении давления в системе  до 95 — 86 кПа

(разрежение) вследствие  остывания или слива жидкости  и пропускает в систему

охлаждения атмосферный  воздух.

Вентилятор 23 (см. рис. 1, а) имеет четыре лопасти и привод от

электродвигателя 13. Включение и выключение электродвигателя во время

работы двигателя  происходят автоматически при помощи датчика 19,

установленного в  правом бачке радиатора, в зависимости  от температуры ох-

    

Рис. 1. Система охлаждения двигателей:

а—ВАЗ-2108; б—ВАЗ-2105; / — подводящая труба насоса; 2 —  шланг

отвода охлаждающей  жидкости к карбюратору; 3 — выпускной  патрубок

головки цилиндров; 4 — патрубок подвода жидкости к  отопителю; 5

и 27— шланги отвода жидкости соответственно от блока подогрева  карбюратора и от

отопителя; 6 — термостат; 7и 11 — шланги соответственно от бачка

к термостату и от бачка к радиатору; 8 — расширительный бачок

(компенсационный); 9 — пробка расширительного бачка; 10 и

12 — соответственно  отводящий и подводящий шланги  радиатора;

     13 —  электродвигатель; 14 — кожух вентилятора; 15 и 

20 — бачки радиатора; 16 — радиатор; 17 — трубки; 18 — 

охлаждающие пластины; 19 — датчик включения и выключения вентилятора;

21 — сливная пробка; 22 — сердцевина радиатора; 23 —  вентилятор;

24 — жидкостный  насос; 25 — ремень привода жидкостного  насоса;

26 — патрубок отвода  жидкости из отопителя салона кузова; 28 —

рубашка охлаждения; 29 — пробка радиатора; 30 — ремень привода

вентилятора и жидкостного  насоса

    

лаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85 — 95 °С, путем

включения и выключения электровентилятора. Кожух 14 вентилятора

обеспечивает создание направленного потока воздуха через  сердцевину радиатора

с целью более  быстрого охлаждения в нем жидкости.

Жидкостный насос (рис. 3) центробежного типа. Он состоит  из корпуса 4

(рис. 3, а), в котором  установлен вал 8 на шариковом

подшипнике 6. Подшипник стопорится винтом 5, заполняется смазкой Литол-24 на

заводе и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессован

зубчатый шкив 7, а  на задний — крыльчатка 2.

Уплотнение заднего  конца вала на выходе его из корпуса  достигается манжетой

(сальником) 7 с упорным  кольцом 3.

Привод насоса осуществляется зубчатым шкивом 18  при помощи ремня

привода распределительного вала. Для предупреждения попадания  охлаждающей

жидкости в подшипник  при повреждении манжеты (сальника) в корпусе насоса

имеется отверстие, через которое жидкость вытекает наружу.

    

Термостат двухклапанный, неразборной конструкции, имеет четыре патрубка: два

входных 10 и 4 (рис. 24), выходной 5 и дополнительный

14. Термочувствительный  элемент состоит из стакана  8 с резиновой

вставкой 9, между  стенками которых помещается твердый наполнитель 15

(церезин — кристаллический  воск), обладающий большим коэффициентом  объемного

расширения. Внутри резиновой вставки находится  стержень 77, закрепленный в

стойке основного  клапана 7, который прижимается к  седлу конической пружиной

13. На стойке основного  клапана помещается перепускной  клапан 2 с пружиной

72.

При температуре  охлаждающей жидкости ниже 80 ° С основной клапан полностью

закрыт, а перепускной  открыт (рис. 4, а), поэтому жидкость из

радиатора в насос  не поступает, а циркулирует по малому кругу от

центробежного насоса в рубашку охлаждения и через  перепускной клапан обратно к

насосу, обеспечивая  более быстрый прогрев двигателя. По мере нагрева

охлаждающей жидкости церезин в термостате плавится и, расширяясь, преодолевает

сопротивление пружины 13 (рис. 4, б), перемещая оба клапана

вверх. При температуре 94 °С

циркуляция по малому кругу прекращается, и вся жидкость проходит через

основной клапан 7 в радиатор. Для слива охлаждающей  жидкости из системы на

двигателе имеются две сливные резьбовые пробки. Одна пробка 27 (см. рис. 1,

а) расположена в  нижней части правого бачка радиатора, дру­гая — в нижней

части рубашки охлаждения блока цилиндров.

От системы охлаждения через шланг жидкость подводится к впускному трубопроводу

системы питания  для подогрева горючей смеси  карбюратора, а через патрубок

4 — к отопи-телю. Система охлаждения двигателя ВАЗ-1111 имеет

аналогичное устройство.

На остальных двигателях в отличие от рассмотренного привод жидкостного

насоса осуществляется клиновидным ремнем от шкива на носке  коленчатого вала

и устанавливается  термостат с тремя патрубками (отсутствует патрубок,

соединяющий термостат  с расширительным бачком).

     На  двигателях 2106 и 331 автомобилей АЗЛК  до 1988 г.

устанавливались неразборные  радиаторы с труб-чато-ленточной сердцевиной,

горизонтальным расположением  латунных трубок и расположенными по бокам

    

Рис. 4. Устройство и  работа термостата:

     а —  основной клапан полностью закрыт, перепускной открыт; б —

основной клапан полностью открыт, перепускной закрыт; 1 н 2 — 

соответственно основной и перепускной клапаны; 3 — корпус; 4 и 10 — 

входные

патрубки соответственно ич рубашки охлаждения и из радиаторе; 5 —

выходной патрубик (к центробежному

насосу); б — крышка; 7 — термочувствительный элемент; 8 — стакан; 9 —

резиновая вставка; / / — стержень;

     12 я  13 — пружины соответственно перепускного  и основного клапанов;

14 — патрубок для  присоединения верхнего шланга  расширительного бачка; 

15 — твердый наполнитель; / и // — положения термочувствительного  элемента

термостата при  температуре охлаждающей жидкости соответственно менее и более 80

°С (стрелки означают то же, что и на рис. 1)

латунными бачками. На автомобили более позднего выпуска  устанавливаются

радиаторы с пластмассовыми бачками.

     На  двигателе МеМЗ-245 сердцевина радиатора  состоит из алюминиевых

трубок, концы которых  развальцованы в опорных пластинах.

Боковые пластмассовые  бачки через резиновые прокладки  плотно прикрепляются

к опорным пластинам  отгибными усиками.

     На  двигателе ВАЗ-2105 вентилятор 23 (см. рис. 1, б) установлен

вместе с приводным  шкивом 10 (см. рис. 3, б) на ступице 11

вала 14 жидкостного  насоса и соответственно так же, как и жидкостный

насос, имеет привод клиновидным ремнем 30 (см. рис. 1, б) от шкива

коленчатого вала. До 1988 г. на двигателе применялись неразборные  радиаторы с

трубчато-пластинчатой сердцевиной с вертикальными латунными трубками и

расположенными сверху и снизу латунными бачками. С 1988 г. устанавливаются

разборные радиаторы, в которых сердцевина изготовлена  из двух рядов

горизонтально расположенных  алюминиевых трубок и алюминиевых  пластин и через

уплотнительные резиновые  прокладки крепится к боковым  пластмассовым бачкам.

Заливная горловина  радиатора закрывается пробкой 29, в которой имеются

выпускной (паровой) 4 (см. рис. 2, б) и впускной

(вентиляционный) 2 клапаны. Выпускной клапан открывается при избыточном

давлении в системе охлаждения. При открытом клапане жидкость или пар отводится

в расширительный бачок. Это предохраняет от разрушения радиатор и патрубки.

Впускной клапан не имеет пружины и допускает  впуск в расши­рительный бачок и

выпуск из него жидкости при ее нагревании и охлаждении. При разрежении в

системе он открывается, и в радиатор поступает жидкость из расширительного

бачка.

Неисправности системы  охлаждения. Признаками неисправности  системы

охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или

переохлаждение двигателя.

     Подтекание жидкости может происходить через неплотности в соединениях

шлангов и фланцев, трещины в бачках и сердцевине радиатора, неисправные или

плохо закрывающиеся  спускные пробки, а также через  контрольное отверстие

жидкостного центробежного  насоса. При этом на месте стоянки  образуются мокрые

пятна и возникает  необходимость часто доливать охлаждающую  жидкость. Для

устранения течи через неплотности в соединениях шлангов надо подтянуть стяжные

Информация о работе Система охлаждения автомобиля