Система смазки автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:37, реферат

Краткое описание

Смазочной называется система, обеспечивающая подачу масла к трущимся деталям двигателя. Смазочная система служит для уменьшения трения и износа деталей двигателя, охлаждения от коррозии трущихся деталей, а также удаления с их поверхностей продуктов износа. При продолжительной работе двигателя масло постепенно загрязняется и разжижается, поэтому его необходимо своевременно заменять. Для смазывания двигателей, как правило, применяются моторные масла минерального происхождения, получаемые путем переработки нефти после отгонки из нее жидких топлив. Полученные из нефти масла сортируют и очищают. В настоящее время все большее распространение начинают получать масла синтетического происхождения.

Содержание

Введение
1. Назначение, устройство и работа аппарата
2.Основные неисправности, диагностирование и техническое обслуживание агрегата
3. Порядок разборки и сборки агрегата с описание приспособлений инструмента обеспечивающих рациональные приемы работы
4. Дефектация деталей с описанием способов возможного восстановления годности для дальнейшей эксплуатации
5. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 87.45 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 

1. Назначение, устройство  и работа аппарата 

2.Основные неисправности,  диагностирование и техническое  обслуживание агрегата 

3. Порядок разборки и  сборки агрегата с описание  приспособлений инструмента обеспечивающих  рациональные приемы работы 

4. Дефектация деталей  с описанием способов возможного  восстановления годности для  дальнейшей эксплуатации 

5. Техника безопасности  при техническом обслуживании  и ремонте автомобиля 

Используемая литература

 

 

1. Назначение, устройство и работа аппарата

Смазочной называется система, обеспечивающая подачу масла к трущимся деталям двигателя.

Смазочная система служит для уменьшения трения и износа деталей  двигателя, охлаждения от коррозии трущихся деталей, а также удаления с их поверхностей продуктов износа. При продолжительной работе двигателя масло постепенно загрязняется и разжижается, поэтому его необходимо своевременно заменять.

Для смазывания двигателей, как правило, применяются моторные масла минерального происхождения, получаемые путем переработки нефти  после отгонки из нее жидких топлив. Полученные из нефти масла сортируют  и очищают. В настоящее время  все большее распространение  начинают получать масла синтетического происхождения.

Основными наиболее важными  свойствами масел, применяемых для  двигателей, является удельный вес, вязкость, температура вспышки, температура  застывания, коксовое число, анти-окислительная  стабильность и содержание примесей.

Удельный вес  – отношение веса масла к его объему, определяется ареометром.

Вязкость – наиболее важный параметр, определяющий густоту и текучесть масла, оценивается по времени истечения масла в определенных условиях. Единицей кинематической вязкости является сантистокс ( сСт ) – вязкость дистиллированной воды при 20,2 С.

Кроме сантистокса, в качестве измерителя условной вязкости используются градусы, представляющие собой отношение  времени истечения масла ко времени  истечения воды при 20.2 С. Чем больше вязкость, тем гуще масло. С увеличением  температуры вязкости определяет способность  масла смазывать трущиеся поверхности  и проникает в отверстия малого сечения. Изменение вязкости в зависимости  от температуры характеризует качество масла; чем стабильнее вязкость, тем  лучше качество масла. Вязкость определяют с помощью капиллярного визкозиметра.

Температурой  вспышки масла является температура воспламенения паров масла, выделяющихся с его поверхности, в смеси с окружающим воздухом под воздействием постоянного источника огня. Этот параметр косвенно характеризует фракционный состав масла и наличие в нем летучих элементов.

Температурой  застывания называется такая температура, при которой масло, находящееся в стеклянном цилиндре (пробирке), остается неподвижным в течение 5 мин при наклоне 0,8 рад (45 ). По температуре застывания определяется масло тому или иному времени года.

Коксовое число характеризует склонность масла к нагарообразованию. Этот параметр определяется выпариванием порции масла с его последующим сжиганием до получения твердого остатка кокса, который взвешивается.

Антиокислительная стабильность масла характеризует наличие в нем нестойких элементов, окисляющихся под влиянием кислорода воздуха и высокой температуры. Продукты окисления, взаимодействуя с металлом и водой, образуют нерастворимые вещества в виде липких осадков ( лаковой пленки ). Оценочным параметром антиокислительной стабильности масла служит скорость превращения тонкого слоя масла в лаковую пленку.

Содержание примесей ( механических, вода, минеральные кислоты и щелочи ) в масле недопустимо. Механические примеси ( песок, грязь, металлические частицы ) засоряют маслопроводы и увеличивают износ трущихся поверхностей; их наличие в масле определяется фильтрованием. Вода и минеральные кислоты вызывают образование пены и эмульсии, ухудшающих условия смазывания и приводящих к коррозии металлических деталей. Наличие воды в масле особенно опасно при низких температурах, когда отслоившаяся вода опускается на дно картера и, замёрзнув, может вызвать поломку масляного насоса при пуске двигателя. Наличие примесей устанавливается исследованием проб. Качество масел улучшается небольшими добавками (присадками) неорганических соединений, к которым относятся вязкостные, понижающие температуру застывания, противоокислительные, противокоррозионные, антиосадочные (моющие), противопенные и комплексные.

В зависимости от времени  года и климатических условий  для смазывания двигателя следует  применять масла различной вязкости. Зимой вязкость масла должна быть меньше, так как масло с большой  вязкостью при низкой температуре  густеет и в холодном двигателе  плохо проникает в зазоры трущихся деталей, также затрудняются заливка  масла и пуск холодного двигателя. Для зимней эксплуатации на карбюраторных  двигателях в основном применяют  масло М-43/6, на дизелях – М-8-Г2.

Летом вязкость масла должна быть больше, так как масло с  малой вязкостью при повышенной температуре становится ещё более  жидким, легко выдавливается из зазоров  и стекает с деталей, не обеспечивая  нормального смазывания двигателя. Для летней эксплуатации на двигателях применяют масло М-63 /12-Г1, на дизелях – М-10_Г2.

Кроме летних и зимних масел  выпускаются масла для всесезонного применения, с ограничением применения зимой до температуры -300С. Для карбюраторных двигателей используют масло М-63/10-В, для дизелей – М-63/10-В.

Структура обозначений моторных масел включает в себя группу букв и цифр. Буква «М» указывает  на принадлежность к моторным маслам. Следующие через дефис цифры  характеризуют класс вязкости (при  обозначении дробными цифрами в  числителе указывается класс  вязкости масла при -180С, а в знаменателе – класс вязкости при +1000С). Прописные буквы после цифр – рекомендуемые области применения масел по ГОСТ 17479.1 – 85, при этом индекс «1» обозначает, что масло предназначено для карбюраторных двигателей, а «2» - для дизелей. В необходимых случаях применяют дополнительные индексы: «з» - масло загущенное.

В автомобильных двигателях наибольшее распространение получила комбинированная смазочная система, при которой основные наиболее нагруженные  трущиеся детали двигателя смазываются  маслом под давлением, а к остальным  деталям масло подается разбрызгиванием  и самотеком.

В двигателях автомобилей  применяется комбинированная смазочная  система различных типов.

Комбинированной называется смазочная система, осуществляющая смазывание двигателя под давлением  и разбрызгиванием. Давление создается  масленым насосом, а разбрызгивают  масло коленчатый вал и другие быстровращающиеся детали двигателя.

Под давлением смазываются  наиболее нагруженные трущиеся детали двигателя: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала, подшипники вала привода масляного насоса и  др.

Разбрызгиванием смазываются  стенки цилиндров, поршни, поршневые  кольца, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма, его цепного или шестеренного приводов и другие детали.

В двигателях со смазочной  системой без масляного радиатора  охлаждение масла, которое нагревается  в процессе работы, происходит в  основном в масляном поддоне. При  наличии в смазочной системе  масляного радиатора охлаждение масла осуществляется и в масляном поддоне, и в масляном радиаторе, который включается в работу при  длительном движении автомобилей летом.

В смазочной системе с  открытой вентиляцией картера двигателя  картерные газы, состоящие из горючей  смеси и продуктов сгорания, удаляются  в окружающую среду. При закрытой вентиляцией картера двигателя  картерные газы принудительно удаляются  в цилиндры двигателя на догорание, что предотвращает попадание  газов в салон кузова автомобиля и уменьшает выброс ядовитых веществ  в окружающую среду.

Основными частями такой  смазочной системы являются: поддон картера, масляный насос с редукционным клапаном и маслоприемником, два  масленых фильтра ( фильтр центробежной грубой очистки масла и полнопоточный  масленый фильтр тонкой очистки), главная  масляная магистраль, масляные каналы в головке и блоке цилиндров  и в коленчатом вале, масленый радиатор, маслопроводы и каналы, масло измерительный  стержень ( щуп ) и масляный радиатор с краном, вентиляция картера двигателя, предохранительным клапаном и соединительными  шлангами. Давление масла в смазочной  системе контролируется датчиком указателя  давления масла и датчиком сигнализатора ( лампы ) аварийного давления и заливная горловина.

Поддон картера является резервуаром для масла. Он закрывает  двигатель снизу, и в нем масло  охлаждается. Поддон картера - стальной, штампованный. Внутри поддона имеется  специальная перегородка, уменьшающая  колебания масла при движении автомобиля. Поддон крепится к нижнему  торцу блока цилиндров ( к картеру ) через уплотнительную прокладку, изготовленную  из пробкорезиновой смеси. Он имеет  резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.

Масляный насос подает масло под давлением к трущимся частям двигателя применяют односекционные или двухсекционные насосы шестеренного типа с редукционным клапаном, отрегулированным на давление 0,45 МПа и подлежащим регулированию в процессе эксплуатации. Односекционный насос состоит из следующих деталей: корпуса с  крышкой; вала, установленного в корпусе; шестерни привода насоса, закрепленной на наружном конце вала; нагнетательных шестерен – ведущей, которая крепится на внутреннем конце вала, и ведомой, свободно вращающейся на оси в  корпусе.

К корпусу присоединяется маслоприемник с сетчатым фильтром. Нагнетательные шестерни находятся  в нижней камере корпуса и плотно подогнаны к его стенкам; снизу  камера закрыта крышкой. Корпус отливают из чугуна или алюминиевого сплава. Нагнетательные шестерни изготовляют  из стали. Ведомую шестерню часто  делают металлокерамической. Насос  приводится в действие от распределительного вала двигателя с помощью шестерен.

При вращении вала насоса нагнетательные шестерни в корпусе вращаются  в противоположных направлениях. Масло, поступающее из картера двигателя  во впускную полость насоса, попадает во впадины между зубьями и  при вращении шестерен переноситься в нагнетательную помощь. При входе  зубьев в зацепление масло выдавливается из впадин, скапливается в нагнетательной полости, и в ней создается давление, под действием которого масло поступает к трущимся деталям.

В двухсекционном насосе в  общем корпусе установлены две  пары нагнетательных шестерен, разделенных  одна от другой пластиной и приводимых в движение от общего вала. Каждая секция насоса нагнетает масло к определенным узлам смазочной системы.

Насос может быть закреплен  внутри картера двигателя или  на нем. В последнем случае насос  засасывает масло из поддона через  маслоприемник, который состоит  из стального штампованного корпуса ( колпака ) и закрепленного в нем  сетчатого фильтра с каркасом. Этот фильтр предохраняет шестерни насоса от попадания в пространство между  ними крупных механических частиц.

Маслоприемник крепится на определенном расстоянии от нормального  уровня масла непосредственно на непосредственно на корпусе насоса или отдельно в картере и сообщается с насосом трубкой. Между корпусом и верхним краем фильтра маслоприемника обычно имеется узкая щель, обеспечивающая поступление масла к насосу при  загрязнении сетки фильтра. Масленый насос установлен внутри поддона  картера и прикреплен двумя болтами  к блоку цилиндров.

Редукционный  клапан давление масла в маслопроводах смазочной системы может повыситься при очень большой частоте вращения коленчатого вала или при чрезмерно густом масле, например в холодном двигателе. Редукционный клапан, расположенный в масляном насосе, служит для ограничения давления масла.

Представляет собой поршень  или шарик, установленный в канале корпуса и нагруженный пружиной. В канал снаружи ввернута пробка. При нормальном давлении масла шарик  редукционного клапана закрывает  канал, сообщающий нагнетательную полость  насоса с впускной полостью или со сливным отверстием картера.

При давлении масла выше нормального клапан под действием  этого давления открывается, во впускную или непосредственно в картер через сливное отверстие. Таким  образом ограничивается предельное давление масла в магистрали.

Давление смазочной системе  можно регулировать, изменяя затяжку  пружины ввертыванием пробки или  подкладывая под нее регулировочные прокладки. Эту регулировку производят при сборке двигателей на заводе или  в ремонтной мастерской. Редукционный клапан в некоторых двигателях устанавливается  в корпусе наружного фильтра  или в другом месте масляной магистрали.

Масляные фильтры служат для очистки масло от механических примесей, в результате чего увеличивается  продолжительность его использования. При работе масло загрязняется частицами  металла, нагара и пыли, проникающей  в картер. Эти механические примеси, попадая вместе с маслом к трущимся деталям, увеличивают их износ и  поэтому должны быть удалены из масла.

От крупных частиц масло  очищается сетчатым фильтром в маслоприемнике насоса, что предохраняет последний  от повышенного износа или полом. Кроме того, для более тщательной очистки масла применяют специальные  фильтры, которые установливаются  на двигателе. В смазочных системах используют масляные фильтры грубой и тонкой очистки.

Полнопоточный фильтр тонкой очистки масла расположен на правой стороне блока цилиндров. Которые делят на фильтры со сменным фильтрующим элементом и не сменным фильтрующим элементом. Фильтр автомобиля КАМАЗ. В его корпусе установлен перепускной клапан с сигнализатором засоренности фильтрующих элементов, сигнальная лампа которого находится на щитке приборов в кабине. В случае постоянного свечения сигнальной лампы, когда двигатель прогрет, фильтрующие элементы фильтра необходимо немедленно заменить. Кроме того, в корпусе фильтра установлен датчик системы сигнализации о недопустимом ( менее 69 кПа или 0,7 кгс/см ) понижении давления масла в главной магистрали. Клапан перепускает неочищенное масло в главную магистраль при низкой температуре последнего или значительном засорении фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах 245…295 кПа ( 22,5…3,0 кгс/см ). На двигателях легковых автомобилей семейства ВАЗ, Москвич, ГАЗ и др. только один полнопоточные фильтрты тонкой очистки масла со сменными фильтрующими элементами, изготовленными из бумажной ленты, картона или других материалов. Фильтрация масла осуществляется при просачивании его под давлением через эти элементы. На автомобиле семейства ВАЗ применяется полнопоточный масляный фильтр тонкой очистки ( пропускает все нагнетаемое масло ), неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. В корпусе фильтра находится бумажный фильтрующий элемент со специальной вставкой из вискозного волокна. Нагнетаемое насосом масло поступает через отверстия в днище наружную полость фильтра, проходит через поры фильтрующего элемента, очищается в нем и выходит в масляную магистраль блока цилиндров из центральной части фильтра через отверстие. Вставка фильтрующего элемента очищает масло при пуске холодного двигателя, когда оно не может пройти через поры бумажного фильтрующего элемента. При сильном загрязнении фильтр, а также при повышенной вязкости масла ( при низких температурах ) открывается перепускной клапан масляного фильтра, имеющий пружину, и неочищенное масло из фильтра поступает в масляную магистраль. Противодренажный клапан, выполненный в виде манжеты из специальной маслостойкой резины, пропуская масло в фильтр, предотвращает вытекание его из смазочной системы в поддон картера при неработающем двигателе. Это позволяет ускорить подачу масла к трущимся поверхностям деталей двигателя после его пуска. Масляный фильтр крепится к блоку цилиндров на специальном резьбовом штуцере, для чего в днище фильтра имеется резьбовое отверстие. Резиновое кольцо, надетое на крышку, обеспечивает герметичность установки фильтра на блоке цилиндров двигателя. Для эффективной очистки масла фильтр заменяют при смене масла в двигателе. Очистка масла в фильтре тонкой очистки масла с бумажным фильтрующим элементом, установленном на двигателях автомобиле Москвич-2140, происходит следующим образом. От насоса масло по подводящему каналу в крышке подается в корпус фильтра, проходит через фильтрующий элемент, затем уже очищенное масло через отверстие в выпускной трубке по отводящему каналу в крышке корпуса поступает в главную магистраль. Фильтрующий элемент в сборе центрируется болтом и прижимается к крышке пружиной. С торцов он уплотняется двумя опорными шайбами с установленными на них резиновыми кольцами. Перепускной шариковый клапан открывается при засорении фильтрующего элемента и перепускает неочищенное масло в смазочную магистраль, минуя фильтрующий элемент. Корпус фильтра крепится к крышке через прокладку. Для выпуска отстоя из фильтра на дне его корпуса имеется отверстие с резьбовой пробкой. Для эффективной очистки масла заменяют фильтрующий элемент при смене масла в двигателе. На дизелях автомобилей КАМАЗ-5320, Урал-4310 и др. в смазочной системе устанавливается также полнопоточный фильтр тонкой очистки с двумя сменными фильтрующими элементами, состоящими из древесной муки, пропитанной связующим веществом, или пакета специальной бумаги.

Информация о работе Система смазки автомобиля