Специфические особенности грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 07:51, реферат

Краткое описание

Изобретение колеса стало одним из наиболее значимых открытий во всей истории человечества. Именно в тот самый момент перевозка грузов стала стремительно развиваться, давая старт развитию торговли и предпринимательства. Доподлинно известно, что обмен товарами был широко распространен еще у древнейших народов. В частности, еще три тысячи лет до нашей эры народы современной Индии и Шри-Ланки активно обменивались друг с другом продуктами земледелия и важными ресурсами. Подобные примитивные экономические связи имели место и на территории России.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня логистика и перевозка грузов в различные регионы РФ также имеют принципиальное значение. От бесперебойных поставок товаров зависит работа заводов, фабрик, магазинов, торговых сетей, а также бессчетного множества мелких и средних компаний различного профиля. Открывая те или иные продукты, задумывались ли когда-нибудь, сколь долгий путь им пришлось проделать, чтобы оказаться на вашем столе? Греческое оливковое масло, французское вино и польские копчености. Подобный список можно продолжать бесконечно. Оставаясь важной составной частью общей системы экономики, грузоперевозки являются именно тем самым звеном, которое связывает между собой города и регионы, страны и континенты.

Содержание

Введение 3
1 Определение и классификация грузов 4
2 Транспортные характеристики грузов 7
3 Виды транспорта для перевозки грузов 14
Заключение 17
Библиографический список 18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИП.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Изобретение колеса стало одним из наиболее значимых открытий во всей истории человечества. Именно в тот самый момент перевозка грузов стала стремительно развиваться, давая старт развитию торговли и предпринимательства. Доподлинно известно, что обмен товарами был широко распространен еще у древнейших народов. В частности, еще три тысячи лет до нашей эры народы современной Индии и Шри-Ланки активно обменивались друг с другом продуктами земледелия и важными ресурсами. Подобные примитивные экономические связи имели место и на территории России.

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня логистика и перевозка грузов в различные регионы РФ также имеют принципиальное значение. От бесперебойных поставок товаров зависит работа заводов, фабрик, магазинов, торговых сетей, а также бессчетного множества мелких и средних компаний различного профиля. Открывая те или иные продукты, задумывались ли когда-нибудь, сколь долгий путь им пришлось проделать, чтобы оказаться на вашем столе? Греческое оливковое масло, французское вино и польские копчености. Подобный список можно продолжать бесконечно. Оставаясь важной составной частью общей системы экономики, грузоперевозки являются именно тем самым звеном, которое связывает между собой города и регионы, страны и континенты.

Цель данной работы – дать определение понятию «грузы», рассмотреть их классификацию и специфические особенности.

Информационной базой исследования были нормативно-справочные материалы по перевозке грузов и информационные ресурсы Интернет-порталов.

 

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И  КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

 

Груз - это перевозимый товар при помощи морского, железнодорожного, автомобильного, воздушного и других транспортных средств.

Для успешной работы с огромной номенклатурой грузов, предъявляемых к перевозке транспортным средством, необходимо знать их классификацию. В настоящее время существует несколько способов классификации грузов, которые основаны на разделении грузов по ряду обобщающих признаков.

В соответствии со свойствами грузов, характеризующими отдельные операции по доставке грузов потребителям, грузы классифицируются по следующим признакам.

  1. По отраслевому признаку грузы разделяются:
    • на промышленные (промышленные изделия, металл, руда, уголь, нефть и нефтепродукты и др.);
    • сельскохозяйственные (зерно, фураж, овощи, фрукты, хлопок, живность, удобрения и др.);
    • строительные (цемент, песок, щебень, железобетон, кирпич и др.);
    • торговые (пищевые продукты и промышленные товары, доставляемые в торговую сеть, грузы для предприятий общественного питания и т. д.);
    • коммунальные (мусор, пищевые отходы, снег и др.);
    • прочие (грузы для выставок и соревнований, багаж, макулатура, возвратная тара и др.).
    1. По физическому состоянию грузы бывают: твердые, жидкие и газообразные.
    1. По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузы различают:
    • навалочные – это различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (уголь, песок, гравий, щебень, галька, кокс, руда, камень и др.);
    • тарно-упаковочные и штучные (грузы в мешках, кулях, пакетах, ящиках, кипах, коробках, решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки; катно-бочковые - грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах и др.);
    • жидкие или наливные (молоко, спирт, пиво, нефтепродукты, кислоты, различные химические растворы и др.);
    • полужидкие и густеющие (товарный раствор, бетон, асфальт, штукатурная масса, гудрон, битум и др.);
    • газообразные (кислород, азот, бутан, пропан, аргон и др.).
    1. По габаритным размерам грузы могут быть: габаритными, крупногабаритными и негабаритными.
    1. По условиям перевозки грузы делятся:
    • обычные, перевозящиеся универсальным подвижным составом;
    • специальные, перевозящиеся специализированным подвижным составом;
    • специфические, перевозящиеся специальным подвижным составом, т. е. грузы, которые могут менять свое физическое состояние в процессе перевозки.
    1. По условиям хранения:
    • не требующие защиты от окружающей среды;
    • требующие защиты от окружающей среды.
    1. По степени использования грузоподъемности подвижного состава:
    • 1-го класса - грузы, при перевозках которых коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава равен 1,0;
    • 2-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,71 до 0,99;
    • 3-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,51 до 0,70;
    • 4-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,41 до 0,50.
    1. По степени опасности грузы подразделяются:
    • малоопасные (стройматериалы и разные промышленные и продовольственные товары);
    • пылящие и горячие (цемент, мука, известь, минеральные удобрения, асфальт, битум и др.);
    • опасные по своим размерам (крупногабаритные грузы, у которых некоторые части или детали выступают за основные габариты автотранспортных средств);
    • опасные.
     

 

К опасным грузам согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении перегрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных.

В соответствии с указанным ГОСТ опасные грузы разбиваются на девять классов:

    1. взрывчатые вещества (ВВ);
    2. газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
    3. легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
    4. легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ) и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
    5. окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
    6. ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
    7. радиоактивные материалы (РМ);
    8. едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
    9. прочие опасные вещества.

 

 

 

2 ТРАНСПОРТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ

 

Транспортная характеристика грузов представляет собой совокупность физико-механических и физико-химических свойств; объемно-массовых характеристик; параметров тары и упаковки; характеристик опасности и специфических свойств грузов.

Из вышесказанного следует, что у каждой номенклатуры груза своя транспортная характеристика, которая определяет режим перевозки, способы погрузки, разгрузки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций.

К массовым характеристикам грузов относят плотность, навалочную плотность и удельную массу.

Плотность - это масса однородного вещества в единице объема. Единицей измерения плотности является кг/м3. В производственной практике в качестве единицы измерения плотности чаще всего используют т/м3. На транспорте понятие плотности используют для расчета массы жидких грузов, перевозимых наливом, например в цистернах.

Навалочная плотность (объемная масса) - масса груза в единице объема с учетом скважистости и пористости вещества. Навалочные и насыпные грузы представляют собой большое количество частиц различной формы и размеров. Между отдельными частицами и внутри них есть свободные пространства, обусловленные неплотным прилеганием частиц друг к другу, а также наличием пор и капилляров внутри самого вещества. Поэтому объем, занимаемый данными грузами, зависит не только от количества однородного вещества, но и от размера свободного пространства как внутри груза, так и между его отдельными частями.

Удельная масса - масса единицы объема груза с учетом пористости вещества (т. е. с учетом объема внутренних пор и капилляров). Эта характеристика груза используется для расчета массы лесоматериалов, железобетонных изделий и других видов грузов.

К объемным характеристикам грузов относят удельный объем и удельный погрузочный объем.

Удельный объем - объем единицы массы груза. Для навалочных и насыпных грузов удельный объем - величина, обратная объемной массе, а для жидкостей - обратная плотности продукта.

Удельный погрузочный объем - объем кузова подвижного состава, который в среднем занимает одна тонна груза.

На груз в процессе доставки его от поставщика до потребителя влияют три группы внешних воздействий.

Механические - удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение, возникающие в процессе транспортирования, погрузочно-разгрузочных работ, перегрузки, складирования и др. Как правило, механические воздействия на груз возникают из-за неисправности кузовов подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и машин, грузозахватных устройств, складского оборудования, неправильного размещения груза в кузове подвижного состава, нарушения технологических процессов доставки груза.

Климатические - атмосферные осадки, газовый состав, температура, влажность, запыленность воздуха, наличие в его составе микробиологических форм, свет.

Биологические - влияние жизнедеятельности микроорганизмов, насекомых, грызунов.

Под действием указанных факторов в массе груза происходят различные физико-химические, биохимические, микробиологические и другие процессы, свойственные отдельным видам продукции, приводящие к порче груза.

Физико-механические и физико-химические свойства груза характеризуют состояние груза и определяют его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, с кузовами подвижного состава, грузозахватными устройствами, складскими помещениями, с другими грузами, а также влиять на здоровье людей.

От этих свойств грузов во многом зависит выбор условий перевозки, погрузки-разгрузки и хранения груза, а также требования к его таре и упаковке.

Физико-механические свойства груза зависят от природы самого груза и в общем случае к ним относят гранулометрический состав, сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, реакцию на изменение температур и др. Кратко остановимся на основных из них.

Гранулометрический состав - количественное распределение кусков (частиц) навалочных и насыпных грузов по крупности.

В зависимости от гранулометрического состава насыпные и навалочные грузы делятся на четыре группы: особо крупные, крупнокусковые, среднекусковые и мелкокусковые.

Сыпучесть - способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса и сопротивлением сдвигу.

Угол естественного откоса - двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля (площадки, на которой лежит груз). Различают угол естественного откоса в покое и в движении. Величина утла естественного откоса зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности. Под воздействием динамических нагрузок (особенно вибрации) угол естественного откоса уменьшается и может даже равняться нулю. В связи с этим угол естественного откоса в движении всегда меньше, чем в покое.

Сопротивление сдвигу объясняется наличием сил трения и сцепления между частицами груза. Наибольшими силами сцепления между частицами вещества обладают влажные и плохосыпучие грузы (вязкие материалы). Силы сцепления возрастают с увеличением влажности груза, однако у некоторых видов груза (песок, грунт и др.) есть критическое значение величины влажности, при достижении которой начинается резкое снижение сил сцепления частиц груза между собой.

Скважистость - наличие и величина пустот между отдельными частицами груза.

Пористость - наличие и суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза.

Способность уплотняться. Уплотнение груза происходит под действием на него статических или динамических нагрузок, за счет заполнения пустых пространств и более компактного расположения отдельных частиц груза относительно друг друга. Степень уплотнения зависит от гранулометрического состава груза, его пористости и скважистости и является одним из важных факторов повышения статической грузоподъемности автотранспортного средства.

Хрупкость - способность груза разрушаться, минуя видимую стадию пластических деформаций. Тара и упаковка таких грузов должны быть исправными и обеспечивать сохранность грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций с ними. К хрупким грузам относятся изделия из стекла, керамики, фарфора, теле-радиоаппаратура, всевозможные приборы, шифер и др.

Пылеемкость - способность грузов легко поглощать пыль из окружающей среды. Повышенной пылеемкостью обладают: волокнистые материалы, меха, ткани, грузы повышенной влажности и др.

Распыляемость - способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния. Примером этого явления может служить пыление при перевозке и перегрузке муки, цемента, угля, зерновых культур и др. Распыляемость грузов затрудняет работу людей и требует применения специальных средств индивидуальной и коллективной защиты. Для снижения пыления грузов необходимо: совершенствовать тару и упаковку; создавать специализированный подвижной состав, погрузочно-разгрузочные устройства и складское оборудование.

Абразивностъ - способность частиц грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин, грузозахватных устройств, стеллажей и другого оборудования.

Слеживаемость - способность частиц груза образовывать достаточно прочную монолитную массу за счет сцепления между собой, прилипания к стенкам кузовов автотранспортных средств, поверхностям грузозахватных устройств. Причинами слеживаемости являются: спрессовывание частиц груза под давлением верхних слоев; химические реакции в массе вещества; кристализация солей и др. На степень слеживаемости оказывают влияние свойства и характеристика самого груза, режим хранения и местные климатические условия.

Сводообразование - процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса, подвижного состава. Это свойство характерно для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя.

Вязкость - свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами и объясняется силами молекулярного сцепления.

Гигроскопичность - способность грузов поглощать влагу из воздуха.

Влажность - процентное содержание влаги в массе груза. Повышение влажности ряда грузов усиливает их слеживаемость, смерзаемость, сводообразование, а также увеличивает налипание груза на внутренних поверхностях кузовов, бункеров, грузозахватных устройств.

Реакции груза на изменение температур:

  • смерзаемость - способность грузов терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных его частиц в сплошную массу. Смерзаемости подвержены каменные угли, руды различных металлов, многие навалочные грузы и т. д.;
  • морозостойкость - способность грузов выдерживать воздействие низких температур, не разрушаясь и сохраняя свои потребительские свойства при оттаивании. Наиболее неблагоприятно низкие температуры воздействуют на свежие фрукты и овощи, жидкие грузы в стеклянной таре, некоторые резинотехнические изделия, полимерные материалы и др.;
  • спекаемость - способность частиц некоторых грузов слипаться при повышении температуры массы груза. Спекаемость присуща таким грузам, как асфальт, гудрон и др. Предотвратить спекаемость грузов практически невозможно, поэтому выгрузка таких грузов требует значительных трудовых затрат;
  • теплостойкость - способность веществ под действием высоких температур противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению, или самовозгоранию. Наиболее неблагоприятное воздействие высокие температуры оказывают на грузы растительного и животного происхождения, торф, бурые угли и грузы, содержащие легкоплавкие вещества;
  • огнестойкость - способность грузов не воспламеняться и не изменять своих потребительских свойств (прочность, цвет, форму) под воздействием огня.

Информация о работе Специфические особенности грузов