Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:24, реферат
Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.
Введение.
1.Организационно-правовая система управления
транспортно-дорожным комплексом……………………………...стр.3-23
2. Сущность и значения государственного контроля и надзора
в области транспорта………………………………………...……стр.24-35
3. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере управления коммуникациями……………………………стр.36-38
Заключение.
Список использованной литературы.
В области управления объектами морского и речного транспорта Минтранс участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта, выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Государственные предприятия
водных путей и судоходных каналов
Минтранса России преобразованы
Правительством РФ в бассейновые
управления водных путей и судоходства,
которые осуществляют эксплуатацию
и развитие водных путей и судоходных
гидротехнических сооружений, регулирование
деятельности хозяйствующих субъектов
речного транспорта всех форм собственности,
контроль за обеспечением безопасности
судоходства, надзор за техническим
состоянием объектов речного транспорта,
находящихся в федеральной
В области морского транспорта Минтранс в соответствии с положением о нем от 30 декабря 2000г. уполномочен осуществлять следующие функции:
1) осуществляет контроль
соответствия судоходных
3) организует создание
и функционирование объектов
и средств обеспечения
4) осуществляет общее
5) организует при выпуске
судов из морских портов (за
исключением рыбных) контроль их
технического состояния и
6) участвует в организации
и проведении работ по
7) выдает разрешения на
осуществление перевозок и
8) осуществляет методическое
руководство и контроль
9) и т. д.
Минтранс является головным
межотраслевым координирующим органом
в системе федеральных органов
исполнительной власти по вопросам морской
деятельности Российской Федерации, в
том числе по проблемам развития
и использования торгового, речного,
ледокольного и служебно-вспомогательного
флота Российской Федерации, а также
прибрежно-береговой
Пассажирский городской
и междугородный автомобильный
транспорт, а также электротранспорт
(трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся
в ведении органов
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 №79 было принято положение, согласно которому федеральные дороги общего пользования передаются в оперативное управление федеральным государственным учреждениям, находящихся в ведении Министерства транспорта РФ.
Дорожный комплекс страны составляют автомобильные дороги общего пользования, юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных металлов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Под автомобильной дорогой общего пользования понимается автомобильная дорога, находящаяся в государственной собственности, обеспечивающая перевозки грузов и пассажиров между населенными пунктами в целях удовлетворения нужд населения, социально-экономических и оборонных потребностей государства и открытая для использования любыми лицами с соблюдением правил пользования автомобильными дорогами.
Министерство транспорта в области дорожного хозяйства: организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации; выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования; координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры; осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны; согласовывает нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, и др.12
2. Сущность и значения
Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.
В сфере транспорта функции
государственного контроля и надзора
в первую очередь осуществляют соответствующие
федеральные органы исполнительной
власти, несущие ответственность
за состояние и развитие подведомственных
им сфер деятельности. В этих целях
создаются специальные
Применительно к наземным
видам транспорта в качестве надзорного
органа функционирует Российская транспортная
инспекция, имеющая свои территориальные
подразделения. Положение о ней
было принято Постановление
Основными задачами Российской транспортной инспекции в этой сфере являются:
1) осуществление в порядке
и в случаях, установленных
законодательством Российской
2) осуществление
3) лицензирование отдельных
видов деятельности в
4) осуществление транспортного
контроля за выполнением
При Минтрансе России действует также Российский речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река--море) плавания.
Можно выделить следующие основные виды деятельности которые осуществляет Российский речной регистр:
1. он осуществляет техническое
наблюдение за выполнением
2. рассматривает и согласовывает
техническую документацию на
постройку, переоборудование, модернизацию
и ремонт судов, на
3. осуществляет
4. выдает на суда смешанного
(река-море) плавания документы,
5. проводит в установленном
порядке освидетельствования
6. проводит экспертизу
технического состояния судов
и иных плавучих объектов, а
также оценочную деятельность
в отношении этих объектов
по заявкам судовладельцев, фрахтователей,
страховщиков или других
7 т.д.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и за сертифицированными в ней объектами осуществляется в установленном порядке МПС РФ.
Кроме этого МПС России
осуществляет контроль (надзор) за соблюдением
требований актов в области безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта, экологической безопасности,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, изготовления, приемки и
эксплуатации транспортных и иных связанных
с перевозочным процессом технических
средств, соответствующее нормативное
регулирование в области
На воздушном транспорте государственный надзор за обеспечением безопасности полетов возложен на региональные управления Министерство транспорта, на его соответствующие подразделения, а также на органы Единой системы управления воздушным движением. Так, их представители вправе применять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д.
. Регулирование и организация
использования воздушного
Контрольными полномочиями наделены практически все полномочные должностные лица железнодорожного (например, контолеры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры).
Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены органы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.
В деятельности ГИБДД имеются все элементы, характерные для административного надзора.
Во-первых правотворческий: участие в разработке законов, постановлений Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию.
Во-вторых, с целью предупреждения нарушений ГИБДД осуществляет:
разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасности поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;
выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению; функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности движения. В-третьих, ГИБДД осуществляет предварительный контроль: