Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:43, контрольная работа
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) служит для преобразования возвратно-поступательных движений поршня во вращательное движение коленчатого вала, и наоборот.
Детали КШМ делят на две группы, это подвижные и неподвижные детали:
• подвижные: поршень с кольцами, поршневой палец, шатун, головка цилиндра, коленчатый вал, маховик.
• неподвижные: блок цилиндров (является остовом двигателя внутреннего сгорания), головка блока, прокладка, поддон (картер).
1. Назначение механизма
2. Общее устройство
3. Неисправности и способы их устранения
4. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма
5. Список источников
Контрольная работа № 1
«Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма двигателя автомобиля»
Содержание
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) служит для преобразования возвратно-поступательных движений поршня во вращательное движение коленчатого вала, и наоборот.
Детали КШМ делят на две группы, это подвижные и неподвижные детали:
Кривошипно-шатунный механизм определяет тип двигателя по расположению цилиндров.
В двигателях автомобилей применяются различные кривошипно-шатунные механизмы (рисунок 1): однорядные кривошипно-шатунные механизмы с вертикальным перемещением поршней и с перемещением поршней под углом применяются в рядных двигателях; двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с перемещением поршней под углом применяются в V-образных двигателях; одно- и двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с горизонтальным перемещением поршней находят применение в тех случаях, когда ограничены габаритные размеры двигателя по высоте.
Рисунок 1 – Типы кривошипно-шатунных механизмов, классифицированных по различным признакам
Рисунок 2 – схематичное изображение КШМ
Детали КШМ делятся:
1 Подвижные.
2 Неподвижные.
Подвижные детали:
1 поршень в сборе с поршневыми кольцами
и поршневым пальцем.
2 шатун.
3 коленчатый вал.
4 маховик.
Поршень, изготовленный из алюминиевого сплава, имеет днище, уплотняющую часть и направляющую часть. Днище и уплотняющая часть составляют головку поршня. В головке поршня проточены канавки для поршневых колец, в средней части поршня (уплотняющая) расположены приливы-бобышки с отверстиями для установки поршневого пальца. В нижней части(направляющая)-юбки, сделаны вырезы для прохода противовесов коленчатого вала при работе двигателя. Вырезы уменьшают массу поршня.
Из-за большого нагрева диаметр головки поршня делают меньше диаметра направляющей части(юбки) поршня.
Заклинивание поршня
при нагреве исключается
Поршневые кольца делятся
на компрессионные и маслосъёмные.
Компрессионные кольца уплотняют поршень
в гильзе цилиндра. Для повышения
износостойкости поверхность
Вкладыши подшипников изготовляют из стальной ленты. их внутреннюю поверхность заливают тонким слоем антифрикционного оловянисто-алюминевого сплава. Вкладыши от поворачивания в нижней головке шатуна и осевых перемещений удерживаются отогнутыми усиками, которые выдавлены у стыков и упираются в соответствующие пазы в шатуне и его крышке.
Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами и преобразует их в крутящий момент. Он имеет коренные и шатунные шейки, соединяющие коренные и шатунные шейки, противовесы, фланец для крепления маховика, носок, на котором установлены храповик пусковой рукоятки, распределительная шестерня и шкив привода вентилятора и водяного насоса. Шатунная шейка с щеками образует колено, или кривошип.
Коленчатые валы двигателей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, отлиты из магниевого чугуна, а коленвалы автомобиля "Москвич"- стали. Шейки коленвала тщательно шлифуют и полируют, а также закаливают токами высокой частоты. Количество шатунных шеек равно числу цилиндров. Для равномерного чередования рабочих ходов колено вала четырёхцилиндрового двигателя, если смотреть на вал с торца, располагаются под углом 180, т.е. первое и четвёртое колено направлены в одну сторону. Второе и третье- в противоположную. Коренных шеек-5. Частота вращения коленчатого вала достигает 4000-6000 оборотов в минуту, поэтому возникают большие центробежные силы, действующие на шатунные шейки, щёки и нижние головки шатунов. Эти силы нагружают коренные подшипники, вызывая их ускоренное изнашивание. Для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил служат противовесы, расположенные на продолжении щёк коленчатого вала.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены наклонными каналами (в щеках) для подвода масла от коренных к шатунным подшипникам. Полые шатунные шейки имеют полости - грязеуловители. В этих полостях под действием центробежных сил при работе двигателя отлагаются тяжёлые частицы и продукты износа деталей, содержащиеся в масле. Грязеуловители очищают при разборке двигателя, вывёртывая пробки. Осевые нагрузки коленчатого вала воспринимаются упорной стальной шайбой и стальными, залитыми с одной стороны баббитом шайбами, и расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников имеют одинаковую конструкцию. Верхние вкладыши устанавливают в выемке (постели) верхней части картера. Нижние - в крышке коренных подшипников. Во вкладышах имеются масленые канавки и отверстия. Для предотвращения утечки масла из картера на переднем и задним концах коленчатого вала устанавливают маслоотражатели и сальники.
Маховик повышает равномерность вращения коленчатого вала при малой частоте и передаёт крутящий момент трансмиссии автомобиля. Изготовляют маховик из чугуна. На обод маховика напрессовывают стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя. К маховику крепится механизм сцепления.
3. Неисправности и способы их устранения
Неисправности кривошипно-шатунного механизма – самые серьезные неисправности двигателя. Их устранение очень трудоемкое и затратное, так как, зачастую, предполагает проведение капитального ремонта двигателя.
К неисправностям
кривошипно-шатунного
Основными причинами данных неисправностей являются:
Практически все неисправности кривошипно-шатунного механизма (КШМ) могут быть диагностированы по внешним признакам, а также с помощью простейших приборов (стетоскопа, компрессометра). Неисправности КШМ сопровождаются посторонними шумами и стуками, дымлением, падением компрессии, повышенным расходом масла.
Признаки |
Неисправности |
|
износ коренных подшипников |
|
износ шатунных подшипников |
|
износ поршней и цилиндров |
|
износ поршневых пальцев |
|
поломка и залегание колец |
При диагностировании износа коренных и шатунных подшипников дальнейшая эксплуатация автомобиля категорически запрещена. В остальных случаях с максимальной осторожностью необходимо выдвинуться в гараж или автосервис.
4. Техническое обслуживание КШМ
Техническое состояние
кривошипно-шатунного
характеристикам виброударных импульсов в характерных точках двигателя
(виброакустическая метод), суммарному размеру зазоров в верхней головке шатуна
и шатунном подшипнике, количеству газов, прорывающихся в картер, давлению в
цилиндрах в конце такта сжатия (компрессии), расходу или падению давления
сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры.
Виброакустический метод дает наиболее достоверные и исчерпывающие
результаты диагностирования при использовании комплекта в
виброакустической аппаратуры. Однако из-за большой стоимости и сложности,
требующей высокой квалификации операторов-диагностов, его применение
ограничено.
Наиболее простым и доступным устройством для виброакустического контроля
является стетоскоп. В корпусе стетоскопа размещены источник питания н
усилитель, с одной стороны корпуса выведен наконечник-щуп, с другой
— головной телефон с соединительным кабелем.
Перед диагностированием двигатель прогревают до температуры охлаждающей
жидкости 85...95°С и прослушивают, прикасаясь остриём щупа к проверяемым
участкам.
Работу сопряжения поршень — цилиндр прослушивают по всей высоте
цилиндра при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю.
Сильный, глухого тона стук, иногда напоминающий дрожащий звук колокола и
усиливающийся с увеличением нагрузки, возможен при увеличенном зазоре между
поршнем и цилиндром, изгибе шатуна, перекосе оси шатунной шейки или поршневого
пальца. Скрипы и шорохи указывают на начинающееся заедание, вызванное малым
зазором или
недостаточным количеством
Состояние сопряжения поршневое кольцо—канавка поршня проверяют на уровне
НМТ хода поршня у всех цилиндров при средней частоте вращения коленчатого
вала. Слабый, щелкающий стук высокого тона, похожий на звук от ударов колец
одно о другое, свидетельствует об увеличенном зазоре между кольцами и поршневой
канавкой либо об изломе кольца.
Сопряжение поршневой палец—втулка верхней головки шатуна проверяют на
Информация о работе Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма двигателя автомобиля